Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Отстройка от социальной роли "покойник": мой личный опыт

Важно не дать
Себя закопать

В этой статье я расскажу о своём личном опыте. О том, как я отстраиваюсь от социальной роли "покойник". О том, что "покойник" - это одна из социальных ролей, и социум подталкивает человека к ее исполнению, я написал здесь.

Начну с того, зачем вообще отстраиваться от этой роли. Затем, что социум не только навязывает эту неприятную, мягко говоря, социальную роль, но также и указывает, когда именно её исполнять. Указывает не только ЧТО делать, но и КОГДА делать.

Аналогичный пример - социальное предписание "пора рожать". В смысле, женщине. Где-то скоро после 30-ти. Причём не важно, есть ли муж, каковы жизненные условия. Пора - и всё тут!

Со смертью так же. Не важно, что по физиологии человек мог бы жить еще 30-40 лет. Пора, в 70-80 - и всё тут!

Что включает социальная роль "покойник", в моём понимании:

1. Умирание. Традиционно происходит четырьмя самыми распространенными способами:

  • дома в постели, в окружении родственников;
  • в доме престарелых, в окружении других стариков;
  • в хосписе, в окружении персонала;
  • в больнице, в окружении медработников.

2. Участие в похоронах. И в сопутствующих обрядах, если они проводятся. Участие пассивное, т.к. тело умершего человека лежит в гробу. А прочие участники... участвуют.

3. Поминки, здесь умерший человек выполняет функцию информационного повода. А участники его вспоминают.

4. Хранение останков на кладбище (или урны в колумбарии, в случае кремации). Посетители ходят и смотрят.

Почему это социальная роль?

Во-первых, потому что во всех этих 4 мероприятиях участвуют другие люди. Зрители:

  • родственники, другие обитатели дома престарелых, персонал хосписа, медработники;
  • живые участники похорон;
  • участники поминок;
  • посетители кладбища.

Во-вторых, потому что поведение участников социально регламентировано, и весьма жёстко.

Отстройка от роли "покойника" нужна для того, чтобы перестали действовать социальные директивы о том, когда умирать. Если человек умудрится отстроиться от роли, то и эффект от социальных директив как минимум сильно ослабеет.

Как же я от этой роли отстраиваюсь?

Во-первых, избегаю соответствующих социальных ситуаций.

1. Не общаюсь с людьми, которые готовятся к смерти. Бывает, что готовятся за годы. Место на кладбище застолбят, одежду для гроба заранее приготовят. Бррррр...

2. Не участвую в похоронах. Последний раз был на таковых 17 лет назад, бабку хоронили, и жалею, что поехал. А до этого 30 с лишним лет назад, когда был церковнослужителем, угораздило же, участвовал в обрядах отпевания. О чём сожалею.

3. Не участвую в поминках. И не пойду, если позовут.

4. Перестал ходить на кладбища. А раньше, бывало, ходил прогуляться. Плохая привычка. Сожалею.

Для отстройки от нежелательной роли избегать социальных ситуаций крайне важно. Пример из другой сферы: если человек хочет отказаться от роли "алкоголика", ему не нужно бывать там, где пьют алкоголь. В барах, ресторанах, на домашних застольях. То есть в соответствующих социальных ситуациях.

Во-вторых, я принял одно важное решение, на тот случай, если буду помирать. В смысле, если узнаю, что через небольшое время мне кирдык. Что же я сделаю?

1. Возьму рюкзак. Палатку и спальник. Сублимированной еды (она компактная, можно взять надолго). Походный фильтр для воды. Если будет болевой синдром - то запас мощных обезболивающих.

2. Никого не ставя в известность о своей скорой смерти, уйду из города на природу. Я 2 раза ходил во одиночные походы (и ни разу не ходил в групповые). В Карелию и в Хибины. Уйду туда, где нет людей.

3. И помру. То что останется, схарчат волки. Приятного аппетита!

Я, конечно, в этом случае превращусь в труп и исчезну (в смысле сознания). Но я не стану покойником. Ибо покойник - это участник социального театра, связанного со смертью. А труп - это просто разлагающееся тело.

То, что я описал выше, это в НЛП называется В.П.Д., или "внутренний план действий". Это такое представление о будущих действиях в уме, в соответствии с которым человек строит внешнее поведение. Если есть только социально заданный В.П.Д. "умирание - похороны - поминки - кладбище", то человек его выполнит, за неимением альтернативы. И выполнит не просто "в будущем", а когда социум его подтолкнёт. Ну, точнее, дотолкает. А когда есть альтернативный В.П.Д., эффект от социальных толчков ослабевает как минимум.

Я, конечно, не знаю будущего. И возможно, что завтра меня переедет дорожный каток, то что отскребут от асфальта, закопают и кремируют за счёт государства. Может быть. Мне это уже будет безразлично, ибо я исчезну (в смысле сознания).

При этом, наличие у меня альтернативного В.П.Д. на случай ожидаемой смерти, и то что я избегаю социальных ситуаций, соответствующих роли "покойника", делает эту социальную роль не имеющей ко мне отношения. А значит, я, возможно, прокопчу небо на 30-50 лет дольше, перед тем как склеить ласты.

Да, может я и сыграю в ящик, когда-нибудь (надеюсь, что нет). Но социум меня не закопает. В смысле с моего предварительного согласия. И в этом смысле "покойником" я не стану.

Фото из коллекции бесплатных изображений Pixabay.Com.

Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru