Как записка помогла расследовать трагедию на подлодке
Помню тот страшный август 2000-го года, когда не пропускал ни одной газетной публикации о трагедии К-141 «Курска». И как наверно вся страна до последнего верил - все хорошо будет, выживут ребята, хоть кого-то спасут... Увы, надежда таяла с каждым днем. А потом все стало ясно...
Согласно официальным данным, причиной гибели атомохода стал взрыв в 11:28 12 августа 2000-го года из-за утечки перекиси водорода в двигателе устаревшей или неисправной учебной торпеды «Кит». А затем последовавшая спустя всего две минуты детонация еще десятка торпед, теперь уже, увы, боевых - от сильного пожара, возникшего в торпедном отсеке. Второй взрыв оказался такой мощности, что его даже зафиксировали сейсмологи из соседней Норвегии.
Смертельную торпеду то ли уронили при загрузке на «Курск». То ли уже бракованной выпустили на заводе.
Тем более, поразил меня тот самый клочок бумаги, найденный в октябре 2000-го года в кармане кителя капитана Дмитрия Колесникова, командира турбинной группы «Курска». Наспех вырванный из судового журнала, изъеденный соленой водой Баренцева моря. И до сих пор целиком не обнародованный из соображений следственной тайны.
Итак, найдена была записка капитана Колесникова в девятом отсеке «Курска», где еще несколько часов после аварии теплилась жизнь. Заменил погибшего капитана корабля Геннадия Лячина, как старший по званию, капитан Дмитрий Колесников.
Писал герой в полнейшей темноте, наощупь. Однако искренне надеясь, что однажды его послание будет найдено. Сообщил нам, что живы остались около двадцати членов экипажа. Ведшие до последнего борьбу за живучесть кормовых отсеков и изо всех сил пытавшиеся подать на поверхность стуками сигналы SOS.
Однако полное содержание записки еще остается засекреченным.
Что же скрыли следователи?
В частности, не разглашается до сих пор полный список уцелевших после первых двух взрывов подводников. Известно лишь, что это 23 члена экипажа с 6 по 9-й отсеки, которые вряд ли что-то помогли знать о причинах ЧП в носу крейсера.
Точно известно, что напротив каждой фамилии Колесников как минимум дважды ставил галочки. То есть, проводил в темном отсеке переклички личного состава.
Есть и версия, со ссылкой на патологоанатома, исследовавшего тело Колесникова и нашедшего записку. Он говорил, что якобы умалчивается сообщение о панике среди членов экипажа, имевшей место после трагедии. Мол, подводники даже побили офицера, запретившего им покидать роковой девятый отсек.
Впрочем, супруга Дмитрия Колесникова Ольга и коллеги моряков «Курска» указывают на полную невозможность подобной драки. Не тот у нас флот, не такие люди... В любом случае, каких либо экспертиз тела Дмитрия на предмет побоев не проводилось. Тем более, что установить это было и невозможно - слишком уж пострадало оно от пожара и воздействия все той же морской воды.
За отсутствие паники у выживших подводников красноречиво говорит тот маленький факт, что медики потом найдут в их крови высокое содержание гликогена - важнейшего спутника человеческого стресса.
То есть, стресс безусловно был. Но далеко не такой сильный, чтоб тела моряков сразу израсходовали природные запасы своего гликогена...По-русски говоря, в девятом отсеке царила в меру спокойная обстановка.
Что происходило в девятом отсеке?
Точно известно, что моряки «Курска», полнейшие профессионалы своего дела, смогли использовать аварийные фонари. Из-за стремительно падавшей температуры надели утеплители — костюмы с поролоном.
Выжившие «поддули» отсек, чтоб избежать его затопления. Затем размотали шланг ВПЛ, готовясь к борьбе с пожаром. И даже подключили к сети аварийный межотсечный телефон, пытаясь прозвонить все отсеки и понять, остался ли там еще хоть кто-то живой.
Подводники отчаянно пытались и покинуть 9-й отсек путем свободного всплытия. В том числе, приготовили дыхательные аппараты. Готовы были к сложнейшему всплытию со стометровой глубины ледяных вод. Однако открыть перекошенный взрывом аварийно-спасательный люк, увы, так и не смогли... Хотя до последнего надеялись на чудесное спасение...
Не исключено, что выжившие могли б продержаться в девятом отсеке до десяти суток. И получилось бы их спасти. Увы, все решил, скорее всего, несчастный случай. Ощущавшие кислородное голодание моряки решили зарядить РДУ свежими пластинами регенерации. Однако либо от усталости и стресса в темноте уронили банку в воду, либо на нее капнуло с потолка масло...
Один из подводников, исходя из характера ожогов, пытался закрыть собой банку, но это было уже бесполезно. Прогремел взрыв, махом выжегший в отсеке весь кислород. Вдохнувшие угарный газ моряки падали в воду, чтоб больше уже никогда из нее не подняться...
Что могло быть в записке Дмитрия?
Существует и слух, о том, будто бы Дмитрий Колесников в своей записке назвал и причины трагедии, и даже имена виновных. А может и указал на столкновение или даже торпедный бой «Курска» с кружившей подле подлодкой НАТО. Однако, повторимся, знать обстоятельства случившегося в торпедном отсеке подводники турбинной группы просто не могли...
Не публикуется и строка, оставленная Дмитрием для любимой жены. Это строка - чисто личного характера. По словам главного водолазного врача ВМФ Сергея Никонова, не говорящая ничего о событиях на лодке...
Супруга Дмитрия Колесникова Ольга, преподаватель биологии из Санкт-Петербурга, ушла из жизни четыре года назад - 27 января 2020-го года... Кстати, от командования флота она получила тоже не оригинал записки погибшего мужа, а только копию.
Полный текст записки Дмитрия Колесникова опубликован будет, как сказал бывший помощник президента Сергей Ястржембский, только после решения Главной Военной Прокуратуры.
Есть и слухи о существовании якобы и второй записки с «Курска» - за авторством капитан-лейтенанта Рашида Аряпова. Однако та записка, содержащее чуть ли не детальное описание гибели подлодки, официально мол засекречена полностью.
Но повторимся, ничего о причинах трагедии Дмитрий и уцелевшие подводники с кормовых отсеков не знали. Да и знать не могли.
Однако составленный Дмитрием Колесниковым список выживших показал водолазам - все, кто мог, все кто выжил, собрались в том самом девятом отсеке. А значит искать в остальном корабле, лезть в другие отсеки, резать там корпус никакого смысла нет.