Тревожной была обстановка на дальневосточных рубежах страны в 1920-30-е годы. Для решения важнейших проблем укрепления безопасности Дальнего Востока была создана правительственная комиссия под председательством заместителя наркома обороны Я.Б. Гамарника. В состав комиссии вошли: командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией В.К. Блюхер, начальник военно-морских сил Р.А. Муклевич, начальник штаба Краснознаменного Балтийского флота И.С. Исаков.
Разработанный план предусматривал восстановление Тихоокеанского флота и Амурской речной флотилии, снабженных надводными и подводными кораблями. Предусматривалось также создание соединений военно-воздушных сил, имеющих в своем составе современные боевые самолеты. Большое значение в выводах комиссии придавалось созданию на Дальнем Востоке промышленной базы, призванной обеспечить поставки военной техники авиационным и морским соединениям. Так обосновали необходимость строительства в Приамурье судостроительного и авиационного заводов и на их базе нового промышленного города.
1 февраля 1932 года после осмотра местности у нанайского стойбища Дземги, расположенного в 8 км ниже по Амуру от с. Пермского, была выбрана строительная площадка для авиационного завода.
17 февраля решение о выборе площадки для самолетостроительного завода подтвердил командующий ОКДВА В.К.Блюхер.
25 февраля 1932 года начальник Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома СССР П.И. Баранов подписал приказ № 5/128с о присвоении проектируемому заводу № 126.
1 марта 1932 года начальником строительства авиационного завода по рекомендации правительственной комиссии назначен Константин Романович Золотарев, находившийся в кадрах Красной армии в качестве начальника и военкома 14-й школы подготовки летчиков.
Первые впечатления К.Р. Золотарева о строительной площадке: «Лично мне удалось обследовать площадку в районе села Дземги (Джонко) лишь 10 мая. Участок представлял собой таежное болото (многолетние наслоения мха, листвы, хвои на торфовидном или глинистом основании) … Весь, безусловно, участок требует для осушки серьезных дренажей. Сравнительно ровная площадка для сухопутного аэродрома диаметром около 1500 метров – также болото… Почти весь участок покрыт мелким и довольно редким лесом (береза, лиственница) и кустарником».
В мае 1932 года у села Пермского с пароходов «Рыбак», «Колумб», «Капитан Карпенко», «Коминтерн» и баржи «Клара Цеткин» на берег Амура последовательно высаживались первые строители авиазавода.
Их главной заботой стало обустройство жилья. По воспоминаниям К.А. Коршунова, в начальный период первостроители столкнулись с трудностями, которых при более тщательной подготовке можно было избежать. Строительными специальностями владела очень небольшая часть прибывших. Катастрофически не хватало инструмента: продольных и поперечных пил, топоров, лопат, кирок. Не было гвоздей.
В качестве жилья решили строить бараки упрощенной конструкции – три дня на барак. В землю забивали столбы – опоры, а стены делали из плетеной лозы, с двух сторон обмазывая глиной. Поскольку для крыш кровли не было, решили и крыши делать из лозы…
Практически в таких же условиях возле села Пермского началось строительство судостроительного завода и города. К декабрю 1932 года в городе, который еще не имел названия, проживало более шести тысяч человек.
24 июля 1932 года первостроители завода № 126 получили первый выходной день, а полуторатысячный отряд комсомольцев организовал свою первую конференцию.
Итоги 1932 года оказались неутешительными. Еще в сентябре на заседании Далькрайкома были заслушаны доклады руководителя инспекторской комиссии Наркомтяжпрома СССР Охотникова и начальника стройки завода № 126 К.Р. Золотарева. И принято постановление, в котором отмечалось, что состояние строительства не обеспечивает пуск завода в установленный срок – 1 января 1933 года.
После неудачного начала строительства, когда осенью 1932 года труд, вложенный коллективом стройки, был почти полностью уничтожен наводнением, пришлось пересмотреть проект и выбрать новую площадку, удаленную от берега на 4,5 километра. На подготовку строительства на новом месте было затрачено больше года.
Зима 1932-33 года оказалась крайне тяжелой.
Несмотря на нечеловеческие трудности, мужественные люди не дали умереть стройке. На отвоеванных у тайги и болот площадках на берегу Амура строились подсобные предприятия, мастерские. Временная электростанция давала ток.
10 декабря 1932 года Президиум ВЦИК постановил: «Селение Пермское Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края преобразовать в город, присвоив ему наименование Комсомольск-на-Амуре».
Тем не менее ситуация в новом городе оставалась крайне тяжелой.
С.И. Файвишевский в исследовании «Так начинался авиационный завод», опубликованном в «Дальневосточном комсомольце», приводит записи из дневника оперуполномоченного ОГПУ Н.С. Власова, датируемые мартом 1933 года: «Настроение в коллективе авиастроителей подавленное. Свирепствует цинга. Люди опухают, слепнут… Вереницы грузовиков с прикрытым брезентом кузовом по ледовой дороге везут больных на лечение в Хабаровск. В Комсомольске больных сотни, лечить и некому, и негде, и нечем. …Везти больных в тридцатиградусный мороз в открытом кузове пять-шесть дней! Нет, - подумал я, не довезут».
Из воспоминаний первостроителя Анатолия Петровича Дьяконова «Мне особенно запомнилось совещание в рубленом доме на берегу Амура, в кабинете начальника строительства, которое проходило в ноябре или декабре 1932 года. Тема совещания – «Как бороться с цингой и как её лечить?» по докладам врачей, работавших на Дзёмгах, и врачей из Пермского (Дальпромстрой). Медики предлагали стройку законсервировать, а комсомольцев немедленно эвакуировать. Константин Романович резко выступил против этих предложений, так как доказывал всем и в Москве, и в краевых организациях Хабаровска, что в 1933 на Дзёмгах надо вести подготовку к освоению новой площадки промышленного строительства, а также убеждал, что надо срочно строить казармы для красноармейцев-строителей, поскольку в это время решался вопрос о направление на строительство шести военно-строительных батальонов в количестве 6000 человек. Строительство завода № 126 в последующие годы подтвердило, что К. Р. Золотарёв был во многом прав, настаивая, что именно 1933 год должен стать годом начала освоения новой площадки. Так с его лёгкой руки мы и стали называть территорию, на которой был построен наш завод».
Летом 1933 года из Амурской области в Комсомольск хлынула волна переселенцев, в том числе вербованных крестьян, порядка шести – семи тысяч. Недалеко от завода вырос поселок Промпереселенцев, так и обозначенный на карте города. Сейчас это поселок Победа.
В конце декабря 1933 года из Хабаровска в Комсомольск вышли в легендарный переход по льду Амура шесть тысяч подготовленных и хорошо экипированных военных строителей. В город была направлена первая бригада особого строительного корпуса, задачей которого было строительство не только основных заводов, но и возведение жилья, социально-бытовых объектов и городской инфраструктуры. Один батальон – 30-й – выделили для строительства самолетостроительного завода и жилого поселка рядом.
Из воспоминаний первостроителя Кирилла Степановича Гусева:
«В 1933 году, когда была пущена первая лесопилка, строительство заметно оживилось, и, естественно, возник вопрос: чем же крыть строящиеся здания? Ведь полагаться приходилось только на подручные материалы.
И тогда Виктор Турыкин, в бригаде которого я работал, предложил делать финскую стружку. И снова вопрос: чем? Ни станков, ни ножей нет.
Ум – хорошо, а два – лучше. Постепенно из разрозненных мыслей членов бригады рождалась одна работоспособная система из бегуна с врезанным в него стальным зубом и верстаком под чурбаки.
Было изготовлено две таких примитивных машины. Они понравились прорабу первого участка С.Г. Копылову, и наша бригада из одиннадцати человек приступила к этой работе. Мы взяли обязательство полностью обеспечить временные бараки и склады нашей кровлей, работали, не считаясь со временем, и с этим заданием справились досрочно».
Было выбрано новое место для строительства, в 4,5 километрах от прежнего. Новую площадку осваивали в ускоренном темпе. Уже к 1934 году были сданы две скважины, построены насосная и водонапорная башня, уложены 3,5 километров труб водопровода.
18 июля 1934 года был заложен первый камень в фундамент главного механического корпуса завода № 126.
Использованы материалы Экспоцентра КнААЗ, книги В. Муравьева «Рожденный на берегах Амура», воспоминания первостроителей.