Нейронные сети все чаще используют для выполнения рутинных операций, в том числе при продвижении сайта в поисковых системах. Они умеют генерировать тексты, писать метатеги, подбирать перелинковку, анализировать конкурентов, собирать ключи и решать другие задачи. Но полезны они не только этим. Можно повысить видимость для нейросетей так, чтобы информацию с вашего сайта использовали для ответов пользователям, и тогда о вас узнает больше людей. Как стать более заметным для ChatGPT и нейросетей поисковых систем, расскажем в этой статье.
AI в поисковых системах
· ChatGPT («Чат Джипити») – это нейросеть, разработанная компанией OpenAI. Она была обучена на огромном объеме текстовых данных, чтобы имитировать разговор с человеком. ChatGPT способна генерировать связные ответы на заданные вопросы и продолжать диалог. Версия 3.5 была обучена на массиве интернет-данных до 2021 года включительно, поэтому не могла давать корректные ответы на актуальные вопросы, например «кто номинирован на «Оскар» в 2023 году», «что такое YandexGPT» и т. д. В новой версии, GPT 4.0, уже можно узнавать корректную информацию о мировых событиях.
· Bing GPT – это нейросеть, созданная командой Microsoft на основе ChatGPT 4.0. Она также обучена на большом количестве текстовых данных и используется для улучшения поисковых результатов. Bing GPT помогает поисковой системе «Бинг» лучше понимать запросы пользователей и предоставлять более точные ответы и рекомендации.
· YandexGPT – нейросеть «Яндекса». Она обучена на обширной базе текстовых данных на русском языке, интегрирована в поисковую систему для генерации быстрых ответов. При использовании ИИ в навыке «Давай придумаем» нужно учитывать, что данные актуальны на март 2023 года, об остальных событиях «Яндекс» GPT ничего не известно. Встроенная в поисковую систему версия YandexGPT использует актуальную информацию из интернета.
· Google Gemini – эта языковая модель добавлена в конце 2023 года в Bard, именно с ее помощью теперь генерируются ответы на вопросы пользователей в сервисах Google AI.
Перечисленные выше нейросети играют важную роль в процессе поиска и обработки информации. Они улучшают качество результатов поиска, делая их более релевантными. Хотя у каждой поисковой системы свои AI, задача у них одна – упростить взаимодействие пользователей с поиском и предоставить подробные достоверные результаты. Если вас заметит ИИ и оценит, как достойный источник информации, вы получите еще один канал трафика и возможность повысить узнаваемость за счет цитирования и упоминания авторства.
Как ищут информацию ChatGPT и другие нейронные сети
Большинство ИИ использует загруженные массивы информации, анализируют их и выдают ответы, то есть, по сути, не используют какой-то один сайт или страницу, а изучают свою базу и на основе этой информации генерируют ответ. Например, ChatGPT 3.5 при получении запроса обращается к загруженной в него базе, содержащей данные вплоть до 2021 года.
Поисковая нейронная сеть, генерирующая быстрые ответы сразу в выдаче, работает по-другому. Например, находящийся в бета-тестировании YandexGPT берет за основу данные нескольких страниц из интернета, которые считает наиболее релевантными, перерабатывает их отдельно под запрос пользователя, а потом выбирает, какой вариант лучше, и его показывает пользователю.
ChatGPT 4.0 с доступом к интернету работает иначе. Он вводит запросы в поисковик (фраза для поиска придумывается им сама или берется из промта пользователя), переходит по топовым ссылкам, делает краткую выжимку важной информации и уже ее отправляет в ответе вместе со ссылками на источник.
Как стать заметнее для нейронных сетей
Эксперты сходятся во мнении, что при хороших позициях по разным запросам можно чаще попадать в источники ChatGPT и поисковых нейросетей при каждом обновлении данных. Хотя пока нет четких рекомендаций по SEO для GPT Bing («Бинг»), YandexGPT и других, мы считаем, что стоит как минимум позаботиться о 5 факторах хорошего сайта, которые помогут повысить видимость для ИИ.
Добавьте микроразметку на сайт. Микроразметка помогает доступным для поисковых систем языком объяснять структуру содержимого страницы. Благодаря этому поисковые роботы и AI более точно понимают содержание сайта, что позволяет оперативно готовить быстрые ответы для пользователей. Кроме того, для обучения ИИ используются огромные массивы данных, безусловно, в первую очередь отбираются те ресурсы, которые поисковая система считает качественными и релевантными.
Постарайтесь избегать встроенных трудно читаемых Flash-элементов или JavaScript, так как это осложняет понимание содержимого страницы.
Используйте ключевые слова и SEO-рекомендации. Оптимизируйте страницы, заполняйте метатеги, пишите заголовки с поисковыми фразами. Все это поможет поисковой нейронной сети точнее определить контекст страницы и узнать, на какие запросы пользователя сможет ответить сайт. Оптимизация под SEO-требования с включением ключевых слов в заголовки, метатеги и текстовый контент может оказать положительное влияние на ранжирование, что повысит значимость сайта для ИИ. Так как нейронные сети стремятся общаться с пользователями простым разговорным языком, отдавайте предпочтение длинным фразам, подходящим для голосового поиска.
Добавляйте альтернативный текст. Хотя нейросети умеют понимать, что изображено на картинках, давно создают субтитры без участия человека, лучше облегчить им работу и дополнять такой контент текстом. Тем более что пока они успешны не на 100%, так как с нетекстовыми данными им работать сложнее. Поисковые алгоритмы могут анализировать текстовые описания, связанные с изображениями и видео, чтобы лучше понять их содержание и связь с контекстом страницы.
Заботьтесь о качестве и актуальности контента. Чтобы искусственный интеллект и обучающий его тренер AI использовали ваш сайт в качестве источника информации, они должны быть уверены, что у вас публикуется актуальный, ценный контент, прошедший фактчекинг. Старайтесь писать простым понятным языком, добавляйте уникальные примеры и информацию, чтобы нейросети использовали контент вашего веб-ресурса для обучения и ответов на вопросы пользователей. У каждой нейронной сети свои алгоритмы оценки достоверности, честности и корректности информации. Так, «Яндексу» важно не подвергать человека опасности, не обижать и не лгать, поэтому редакторы учат нейросеть не отвечать на вопрос «Как вылечиться от депрессии» и давать корректный объективный ответ на вопрос «Кто круче: Месси или Акинфеев».
Отсюда вытекают логичные правила для контента: он должен быть объективным, достоверным, проверенным (желательно со ссылками на источники), экспертным, безопасным.
Доступность сайта и контента. Поисковые системы должны быть уверены, что ваш сайт всегда доступен для пользователей, удобен, быстро открывается и легко читается. Если пользователь будет переходить на вашу страницу из поиска и вскоре возвращаться в выдачу, поисковая система решит, что сайт не отвечает на его запрос, недостаточно хорош или сложен, что станет поводом понизить его позиции. Поэтому и для быстрых ответов, генерируемых нейросетью, такой ресурс использоваться не будет.
Заключение
Нейросети однозначно вошли в тренды SEO в 2023 году и останутся там еще несколько лет. Мы рассказали об основных факторах, которые помогут повысить видимость сайта для ИИ, увеличат шансы попасть в быстрые ответы, генерируемые нейросетями поисковых систем, и в источники информации. За счет этого можно повысить узнаваемость бренда и увеличить трафик. Однако пока остается нерешенным вопрос с авторскими правами, а Роскомнадзор рекомендует в принципе отключить возможность для OpenAI индексировать сайт для исключения им сбора информации о критических уязвимостях ресурса. Как и у всего нового и не до конца работающего, у поисковых нейронных сетей есть как плюсы, так и минусы, однако мы рекомендуем не упускать открывающиеся возможности и приложить все усилия к тому, чтобы стать для ИИ ценным и понятным источником информации.