Эту книгу я запомнила из-за яркой зеленой обложки, но покупать не спешила. А потом увидела лаконичный отрицательный отзыв, мол, не понравилась совсем, и подумала: наверное, опять поднимаются темы, любимые западными авторами и неприятные российскому читателю. Надо же держать себя в тонусе курсе трендов, почитаю-ка 😎
И мне тоже не понравилось. Потому что это сказка. Даже не так - сказочка.
Сюжет вкратце: на рубеже 1950-60 годов в США талантливая женщина-химик и мать-одиночка, не найдя места в науке 🔬 из-за ограничений патриархального общества, начинает вести успешное кулинарное шоу на телевидении 📺, а затем триумфально возвращается в Университет 👏
Начало очень бодрое, с юмором, история сразу увлекает. При описании злоключений героини в лаборатории университета это бодрячество неприятно царапнуло, но я решила не торопиться с выводами. Современные авторы ищут новые языковые средства для описания травмируюших событий и тяжелых переживаний. Чтобы не отпугнуть читателя от сложных тем. Чтобы не получалось, как в анекдоте, где «страдает автор, страдает герой, страдает читатель». В ход обычно идет юмор и элементы магического реализма. Я даже простила автору ворох штампов, согласно которым, у положительного героя за плечами обязательно тяжелое детство. Но чем дальше, тем больше повествование стало меня раздражать. Разумная собака 🐶🎓? четырехлетка, читающая философские трактаты 👶📚?
А потом начался парад анахронизмов. Ну какой анализ ДНК на отцовство в 1960 году 🤦♀️, если технически это стало возможным только в 1980-е? Цифра 99,9 как процент сходства ДНК всех людей вряд ли могла прийти в голову ранее 2000 года. Швеция, конечно, всегда была лидером в сфере женского равноправия 🇸🇪👫, но, например, декретный отпуск для обоих родителей был учрежден только в 1974 году. Наверняка, люди, разбирающиеся в химии или в истории телевидения, найдут еще.
А потом явилась кавалькада «богов из машины»🚂. Вот откуда ощущение сказочки: автор сначала придумала чудовищ 👺 - потому что настоящими они не выглядели, - а затем пригласила добрых волшебников 🧙♂️, которые их победили. Профит 👍 Дополнительной архаичной назидательности добавляет то, что добрые феи давно были рядом, но не проявлялись, чтобы герои имели возможность доказать свой героизм 🤷♀️
Что же получается? Тема заявлена серьезная и важная. Действительно, до самого недавнего времени - а кое-где и до сих пор - талантливым женщинам очень трудно было добиться признания в разных сферах деятельности. Они сталкивались с физической агрессией и унижениями, административными препонами и насмешками окружающих. Об этом нужно писать. Автор явно хотела написать именно об этом: по всему тексту разбросаны фразы феминистской направленности, например о том, что запирая женщин в кухнях и детских, общество лишает себя 50% человеческого таланта. Но в итоге переборщила с развлекательностью и теперь даже непонятно, кому адресована эта книга.