Это когда вы используете для своих товаров или услуг обозначения без разрешения их правообладателя. Расскажем, в каких еще ситуациях можно оказаться нарушителем и угодить под немалые штрафы.
Компенсацию взыскивают не только за копирование, но и за подражание
Если взять чужой бренд и поменять в нем одну-две буквы, сделать транслит или заменить большие буквы маленькими, то это все может превратиться не в новый бренд, а в нарушение.
Когда мы регистрируем домен в интернете, там достаточно поменять один символ, чтобы пройти регистрацию. Регистрация товарных знаков работает совершенно иначе.
При назначении компенсации суд оценивает, может ли обычный покупатель в принципе перепутать товарный знак правообладателя и обозначение нарушителя. Обращают внимание на то, как пишутся, как произносятся и что вообще по смыслу означают эти слова. Если риск перепутать есть — значит компенсацию взыщут.
Эксперты Роспатента и судьи — взрослые люди, у них есть глаза и мозги. Они прекрасно догадаются, что условный «Вектор» и «ВЕКТОР», «Vektor», «ВекТор», «Вектор46» и «Вектор-Авто» это всё сходные обозначения.
Вот пример. Санкт-Петербург, 2018 год. Правообладатель товарного знака «ПИLКИ» для салонов маникюра подал в суд на сеть салонов «Золотая пилка» и потребовал заплатить компенсацию.
В подтверждение сходства обозначений истец приложил заключение эксперта — патентного поверенного. В итоге суд согласился с правообладателем и взыскал 1 000 000 рублей, по 500 000 рублей за каждый салон. Дело №А56- 85439/ 2017.
Само по себе предложение к продаже — это уже нарушение
Чтобы доказать факт нарушения, не обязательно проводить контрольные закупки. Использование чужого товарного знака на сайте или в рекламе уже наносит вред правообладателю, а значит считается нарушением.
Москва, 2021 год. Производитель перчаток зарегистрировал для своей продукции товарный знак «Русские львы». Спустя некоторое время в интернете объявился нарушитель: совершенно посторонняя компания предлагала купить перчатки «Русские львы».
Чтобы убедиться в том, что компания действительно продает контрафакт, правообладатель попросил знакомых позвонить в отдел продаж компании и выставить счет на партию перчаток. Опасения подтвердились: компания заключила договор на поставку 10 000 «Русских львов» и выставила счет на 1 440 000 рублей. Оплату по счету нарушители так и не получили.
Зато правообладатель взял договор и отправился в суд, где заявил требование о взыскании компенсации в размере двойной цены предложенного к продаже контрафакта — получилось 2 880 000 рублей. Суд удовлетворил иск в полном объеме. Апелляция решение поддержала, Суд по интеллектуальным правам тоже согласился. Дело №А41- 20142/2020.
Неважно, знал нарушитель о факте регистрации или нет
«А я не знал, что это слово зарегистрировано как товарный знак» — с этих слов начинается каждый второй суд по товарным знакам. Но незнание не освобождает от ответственности.
Суды уже неоднократно писали в своих решениях:
- предприниматель должен проявлять должную осмотрительность;
- заранее проверять те обозначения, которые он использует на своих товарах, вывесках и в рекламе.
Если предприниматель не разобрался, нарушает он что-то или нет — это только его проблемы (см. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 18.04.19 по делу №СИП-72/2018).
Если товарный знак зарегистрирован, значит он действует и суды обязаны его защищать
Многие нарушители пытаются в суде гнуть линию в духе «такой товарный знак нельзя было вообще регистрировать». В качестве аргументов звучат фразы в ключе «да это вообще словарное слово», «не он первый это придумал», «уже сто лет все такое продают» и так далее.
Но суды, как всегда, не обращают внимание на эти слова ответчика. Дело в том, что в нашей стране взыскание компенсации и оспаривание регистрации товарного знака — это два разных процесса (см. п. 142 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.19 № 10).
Хотите, чтобы и ваши интеллектуальные права были под надежной защитой? Зарегистрируйте товарный знак в рассрочку и с гарантией.
Понравилась статья? Ставь «Нравится» и подписывайся на наш канал.
Добавьте описание