«Мама, я дома» (2021) – неоднозначный, в некоторой степени провокационный фильм молодого режиссера Владимира Битокова. Это его вторая работа. Владимир – выпускник мастерской Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете. В 2010 году Александр Николаевич Сокуров открыл мастерскую, в которой обучал 12 самых талантливых учеников. Все выпускники мастерской успели громко заявить о себе. Их картины были представлены на разных престижных кинофестивалях. Вот и картина «Мама, я дома» - участник 78-го Венецианского международного кинофестиваля. В широкий прокат фильм не вышел, он появился на он-лайн платформах. Режиссер объясняет, что это авторское кино, цели заработать на его прокате не было.
Фильм – это причудливое смешение жанров, мощная актерская игра, резонансная история. Сначала кажется, что нас ждет какая-то ироничная картина. Кабардино-Балкария, неприметный поселок. Старый, полуразрушенный особняк готовится к сносу. Молодой пронырливый чиновник Назаров (Александр Горчилин), сын местного генерала мечтает вернуться в Москву, откуда его за какие-то провинности «выслали». Выслуживаться перед высокостоящим начальством у Назарова в крови. Вот и сейчас он получает информацию, что сносить особняк нельзя. Некто из верхушки власти хочет этот особняк реконструировать. И этот «сам» скоро прилетит в Кабардино-Балкарию. Надо все подготовить к приезду дорогого гостя. В начале фильма момент – другой чиновник дергает за какой-то шнур, выступающий из стены, старая штукатурка обсыпается, поднимаются клубы пыли и на стене проступает портрет Сталина. И после этого начинается основная история.
Ксения Раппопорт – красивая, яркая женщина. Но в этом фильме вы ее не узнаете. Невероятное перевоплощение. Она играет сильную, даже деспотичную героиню. Тоня – водитель автобуса, единственная женщина в мужском коллективе. Она привыкла справляться со всеми трудностями в одиночку. Муж оставил ее с двумя детьми, создал другую семью, женившись на местной. Ни помощи, ни поддержки от него нет. Тоня живет со взрослой дочерью Ксюхой (Екатерина Шумакова) и внуком, у которого есть проблемы с психическим здоровьем. Мальчик однажды чуть не утонул, а после этого перестал говорить и замкнулся в себе.
И есть еще непутевый, но такой любимый сын Женька. Дома бездарно прожигал жизнь: много выпивал, проводил время за компьютерными играми, не желал работать и учится. Мать поставила жесткое условие, сын отправился, якобы, на заработки. И тут приходит оглушительная новость – Женька погиб, подорвавшись на мине во время военного конфликта в Сирии. Он вступил в ряды частной военной компании. Тоне выдают негосударственные награды сына, показывают на фотографии чью-то наспех присыпанную могилку, и выплачивают «страховочные» деньги в размере 5 млн рублей. Тоня должна подписать документ о неразглашении и смириться с утратой. Но мать, которая и без того обладает взрывным характером, превращается в разъяренную тигрицу.
Она уверена, Женька жив. Нужно добиться организации его поисков. Сначала Тоня пытается достучаться до представителей различных структур официально. Обивает пороги, пишет заявление в прокуратуру. Везде она получает отказ. Тогда женщина объявляет протест властям. Она устраивает пикеты, привлекает СМИ, ведет себя слишком шумно. Накануне приезда важных столичных гостей такая шумиха неуместна. Тоню пытаются припугнуть. Тут и избиение на улице, и лишение работы. Мать идет напролом без страха и сомнений.
И вот тут появляется странный незнакомец (Юра Борисов). Он приходит в дом Тони со словами «Мама, ставь чайник, я дома». У парня документы на имя сына Тони. Полиция и даже бывший муж Тони уверяют женщину, что это и есть Женька. Кажется, что история приобретает мистический налет. Может Тоня от горя сошла с ума и не узнает родного сына? Но нет. Это очередной ход чиновников. Герой Борисова – это некий конвоир, который должен контролировать ситуацию изнутри, не давая возможности Тоне совершать разные провокационные поступки.
Игра Юры Борисова, как всегда убедительна. Сначала он злодей, опасный человек. Но чем дольше этот герой живет в комнате погибшего сына Тони, чем больше он узнает семью, наблюдает за поведением готовой к самопожертвованию матери, тем ярче проявляется теплота и симпатия к Тоне. В какой-то момент он встает на ее сторону, понимая, что при этом сам рискует свободой или даже жизнью.
Это психологически сильная картина. Ксения Раппопорт и Юра Борисов играют на разрыв. Героиня находится на определенной стадии проживания горя – отрицание и неприятие. Эмоции матери показаны ярко, ёмко, убедительно. А герой Юры Борисова, в итоге, помогает ей пройти эту стадию.
Картина похожа на яркую вспышку, фильм-потрясение. После просмотра он еще долго «не отпускает».