Найти тему
Звездная любовь

"Мама, я дома" (2021) - авторский фильм с резонансной темой и мощной актерской игрой

«Мама, я дома» (2021) – неоднозначный, в некоторой степени провокационный фильм молодого режиссера Владимира Битокова. Это его вторая работа. Владимир – выпускник мастерской Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете. В 2010 году Александр Николаевич Сокуров открыл мастерскую, в которой обучал 12 самых талантливых учеников. Все выпускники мастерской успели громко заявить о себе. Их картины были представлены на разных престижных кинофестивалях. Вот и картина «Мама, я дома» - участник 78-го Венецианского международного кинофестиваля. В широкий прокат фильм не вышел, он появился на он-лайн платформах. Режиссер объясняет, что это авторское кино, цели заработать на его прокате не было.

кадр из фильма "Мама, я дома"
кадр из фильма "Мама, я дома"

Фильм – это причудливое смешение жанров, мощная актерская игра, резонансная история. Сначала кажется, что нас ждет какая-то ироничная картина. Кабардино-Балкария, неприметный поселок. Старый, полуразрушенный особняк готовится к сносу. Молодой пронырливый чиновник Назаров (Александр Горчилин), сын местного генерала мечтает вернуться в Москву, откуда его за какие-то провинности «выслали». Выслуживаться перед высокостоящим начальством у Назарова в крови. Вот и сейчас он получает информацию, что сносить особняк нельзя. Некто из верхушки власти хочет этот особняк реконструировать. И этот «сам» скоро прилетит в Кабардино-Балкарию. Надо все подготовить к приезду дорогого гостя. В начале фильма момент – другой чиновник дергает за какой-то шнур, выступающий из стены, старая штукатурка обсыпается, поднимаются клубы пыли и на стене проступает портрет Сталина. И после этого начинается основная история.

Ксения Раппопорт – красивая, яркая женщина. Но в этом фильме вы ее не узнаете. Невероятное перевоплощение. Она играет сильную, даже деспотичную героиню. Тоня – водитель автобуса, единственная женщина в мужском коллективе. Она привыкла справляться со всеми трудностями в одиночку. Муж оставил ее с двумя детьми, создал другую семью, женившись на местной. Ни помощи, ни поддержки от него нет. Тоня живет со взрослой дочерью Ксюхой (Екатерина Шумакова) и внуком, у которого есть проблемы с психическим здоровьем. Мальчик однажды чуть не утонул, а после этого перестал говорить и замкнулся в себе.

И есть еще непутевый, но такой любимый сын Женька. Дома бездарно прожигал жизнь: много выпивал, проводил время за компьютерными играми, не желал работать и учится. Мать поставила жесткое условие, сын отправился, якобы, на заработки. И тут приходит оглушительная новость – Женька погиб, подорвавшись на мине во время военного конфликта в Сирии. Он вступил в ряды частной военной компании. Тоне выдают негосударственные награды сына, показывают на фотографии чью-то наспех присыпанную могилку, и выплачивают «страховочные» деньги в размере 5 млн рублей. Тоня должна подписать документ о неразглашении и смириться с утратой. Но мать, которая и без того обладает взрывным характером, превращается в разъяренную тигрицу.

Она уверена, Женька жив. Нужно добиться организации его поисков. Сначала Тоня пытается достучаться до представителей различных структур официально. Обивает пороги, пишет заявление в прокуратуру. Везде она получает отказ. Тогда женщина объявляет протест властям. Она устраивает пикеты, привлекает СМИ, ведет себя слишком шумно. Накануне приезда важных столичных гостей такая шумиха неуместна. Тоню пытаются припугнуть. Тут и избиение на улице, и лишение работы. Мать идет напролом без страха и сомнений.

кадр из фильма "Мама, я дома"
кадр из фильма "Мама, я дома"

И вот тут появляется странный незнакомец (Юра Борисов). Он приходит в дом Тони со словами «Мама, ставь чайник, я дома». У парня документы на имя сына Тони. Полиция и даже бывший муж Тони уверяют женщину, что это и есть Женька. Кажется, что история приобретает мистический налет. Может Тоня от горя сошла с ума и не узнает родного сына? Но нет. Это очередной ход чиновников. Герой Борисова – это некий конвоир, который должен контролировать ситуацию изнутри, не давая возможности Тоне совершать разные провокационные поступки.

Юра Борисов в фильме "Мама, я дома"
Юра Борисов в фильме "Мама, я дома"

Игра Юры Борисова, как всегда убедительна. Сначала он злодей, опасный человек. Но чем дольше этот герой живет в комнате погибшего сына Тони, чем больше он узнает семью, наблюдает за поведением готовой к самопожертвованию матери, тем ярче проявляется теплота и симпатия к Тоне. В какой-то момент он встает на ее сторону, понимая, что при этом сам рискует свободой или даже жизнью.

Это психологически сильная картина. Ксения Раппопорт и Юра Борисов играют на разрыв. Героиня находится на определенной стадии проживания горя – отрицание и неприятие. Эмоции матери показаны ярко, ёмко, убедительно. А герой Юры Борисова, в итоге, помогает ей пройти эту стадию.

Картина похожа на яркую вспышку, фильм-потрясение. После просмотра он еще долго «не отпускает».