Мы продолжаем рассказывать про женские воротниковые застежки народов Поволжья. Сегодня – про украшение казанских татарок яка чылбыры. Традиционные украшения органично были связаны с прочими элементами народного костюма: одеждой, обувью, головными уборами, аксессуарами. Все это вместе составляло единый стилевой ансамбль. Поэтому изменения в костюмном комплексе приводили к постепенным изменениям в украшениях.
Металлические украшения казанские татары изготавливали в основном из серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Серебро часто золотили. Любимыми камнями у казанских татарок были сердолик, бирюза, топаз, аквамарин и яшма. Также любили украшения с кораллами, янтарем и жемчугом. К воротнику традиционной женской рубахи-платья кульмэк прикрепляли различные застёжки, в том числе яка чылбыры. Это украшение представляло собой две крупные парные застежки с отходящими от них пятью «лучами-цепочками», на конце которых были подвески-бляшки. Яка чылбыры играло в костюме казанской татарки практическую роль – скрепляло воротник-стойку и закрывало разрез рубахи. Но оно же было очень нарядным и эффектным украшением, которое могли носить и молодые девушки, и женщины в возрасте.
Яка чылбыры украшали очень богато, по возможности используя много камней. Оно красиво покрывало всю грудь и было заметной деталью костюма – блестело, сверкало и переливалось. Дорогой аксессуар могли себе позволить только зажиточные городские жительницы. На рубеже XIX–XX вв. молодые девушки начали использовать брошки-булавки, что постепенно вытеснило традиционное яка чылбыры. При этом брошки продолжали выполнять ту же практическую функцию – скреплять грудной разрез платья.