Найти тему

Продолжаем про женские воротниковые застежки - "яка чылбыры"

Воротниковая застёжка яка чылбыры. Казанские татары. XIX в. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.
Воротниковая застёжка яка чылбыры. Казанские татары. XIX в. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.

Мы продолжаем рассказывать про женские воротниковые застежки народов Поволжья. Сегодня – про украшение казанских татарок яка чылбыры. Традиционные украшения органично были связаны с прочими элементами народного костюма: одеждой, обувью, головными уборами, аксессуарами. Все это вместе составляло единый стилевой ансамбль. Поэтому изменения в костюмном комплексе приводили к постепенным изменениям в украшениях.

Яка чылбыры (воротниковая застёжка) с пятью подвесками. Конец ХIХ в. Из собрания государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Яка чылбыры (воротниковая застёжка) с пятью подвесками. Конец ХIХ в. Из собрания государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

Металлические украшения казанские татары изготавливали в основном из серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Серебро часто золотили. Любимыми камнями у казанских татарок были сердолик, бирюза, топаз, аквамарин и яшма. Также любили украшения с кораллами, янтарем и жемчугом. К воротнику традиционной женской рубахи-платья кульмэк прикрепляли различные застёжки, в том числе яка чылбыры. Это украшение представляло собой две крупные парные застежки с отходящими от них пятью «лучами-цепочками», на конце которых были подвески-бляшки. Яка чылбыры играло в костюме казанской татарки практическую роль – скрепляло воротник-стойку и закрывало разрез рубахи. Но оно же было очень нарядным и эффектным украшением, которое могли носить и молодые девушки, и женщины в возрасте.

Воротниковая застежка яка чылыбыры. Фрагмент фотографии костюма замужней татарки. Изображение из сети Интернет.
Воротниковая застежка яка чылыбыры. Фрагмент фотографии костюма замужней татарки. Изображение из сети Интернет.

Яка чылбыры украшали очень богато, по возможности используя много камней. Оно красиво покрывало всю грудь и было заметной деталью костюма – блестело, сверкало и переливалось. Дорогой аксессуар могли себе позволить только зажиточные городские жительницы. На рубеже XIX–XX вв. молодые девушки начали использовать брошки-булавки, что постепенно вытеснило традиционное яка чылбыры. При этом брошки продолжали выполнять ту же практическую функцию – скреплять грудной разрез платья.