Найти тему

Маршрутная сеть Воркуты 1963 г.

При работе с подшивкой газеты «Заполярье» в центральной городской библиотеке Воркуты мной была обнаружена любопытная заметка. В ней содержался список действовавших на тот момент времени (1963 год) автобусных маршрутов. С радостью поделюсь этим списком с вами. Но, для начала немного истории.

Исторически, первым общественным транспортом в городах России был гужевой. Это были пресловутые извозчики, а также всевозможные разновидности повозок и телег – дилижансы, омнибусы, конки. На рубеже XIX и XX столетий в крупных городах начал появляться трамвай. А в молодом советском государстве трамвай быстро завоевал роль главного вида городского транспорта. С 1933 года в спину трамваю начал дышать троллейбус. А от про автобус история вышла печальная, причём совершенно не заслуженно.

Дело в том, что на протяжении нескольких первых десятилетий в СССР автобус воспринимался как «бесплатное приложение» к трамваю и троллейбусу. Электрические «братья» автобуса по задумке тогдашних властей государства должны были максимально быстро перевозить максимальное количество населения кратчайшими путями. А вот автобусу отводилась роль транспорта, подвозящего к линиям трамвая и троллейбуса жителей каких-нибудь отдалённых посёлков. И никого не смущало, что трамваи, а уж тем более троллейбусы, есть далеко не во всех городах могучей советской страны.

Вот почему маршруты трамваев и троллейбусов исторически имели номера. Автобусные маршруты в большинстве случаев нумерации не имели вовсе. В лучшем случае под стеклом лежал кусок картона с указанием конечных пунктов маршрута. И в этом была своя логика. А зачем маршруту номер, если и так понятно, откуда и куда идёт автобус, если он идёт именно здесь? Попасть в автобус «не своего» маршрута на практике было попросту невозможно.

Да и с наименованием конечных пунктов маршрутов в те далёкие времена не заморачивались. Вот вам в качестве доказательства из паблика «Ретро Воркута». Маршрут одного автобуса называется «Город – Рудник», маршрут другого – «Город – Западное кольцо».

Источник фотографии - паблик "Ретро Воркута"в ВК
Источник фотографии - паблик "Ретро Воркута"в ВК

Ещё одна фотография оттуда же
Ещё одна фотография оттуда же

Но, вернёмся в Воркуту. На дворе 1963 год. Город активно строится и развивается. В Воркуте имеются новые (в сравнении с 1943 годом в предыдущей статье) площади Металлистов, Московская, Спортивная и, пожалуй, самая красивая площадь Воркуты и по сей день – площадь Мира. Городская застройка дошла как минимум до улицы Ломоносова. В Воркуте и окрестностях появилось много новых шахт и предприятий. Дорожная сеть города и окрестностей заметно расширилась. Да и качество этих самых дорог определённо улучшилось. Всё это стало предпосылками к развитию сети автобусных маршрутов.

Итак, вот, собственно, и то, ради чего писался весь прочитанный вами до настоящего момента текст. Тот самый список маршрутов автобусов Воркуты из 1963 года:

№1. Вокзал – ул. Матвеева – ул. Транспортная – ул. Шахтная – ул. Комсомольская – ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – Цементный завод.

№2. Вокзал – ул. Матвеева – ул. Транспортная – ул. Шахтная – ул. Комсомольская – ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – пос. Мульда.

№3. Вокзал – ул. Матвеева – ул. Транспортная – ул. Красноармейская – ул. Пушкина – ул. Ленина – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – пос. Рудник.

№4. Вокзал – ул. Матвеева – ул. Транспортная – ул. Шахтная – ул. Комсомольская – ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – пос. Аяч-Яга.

№5. Вокзал – ул. Матвеева – ул. Транспортная – ул. Шахтная – ул. Комсомольская – ул.

Ленинградская – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – пос. Советский.

№6. Вокзал – ул. Матвеева – ул. Транспортная – ул. Красноармейская – ул. Пушкина – ул. Ленина – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – пос. шахты №40.

№7. Площадь Комсомольская – ул. Комсомольская – ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – Кирпичный завод.

№8. Площадь Комсомольская – ул. Комсомольская – ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – пос. Октябрьский.

№9. Площадь Мира – ул. Ленина – ул. Пушкина – ул. Комсомольская – Шахта №9/10.

№10. Площадь Мира – ул. Мира – ул. Ленинградская – ул. Комсомольская – пос. Южный.

№11. Шахта №18 – Шахта №32.

№12. Аэропорт – ул. Авиационная – ул. Транспортная – ул. Шахтная – ул. Комсомольская – ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – пос. Горняцкий.

№13. Шахта №32 – пос. Промышленный.

№14. Шахта №27 – пос. Заполярный.

№А. Вокзал – ул. Матвеева – ул. Транспортная – ул. Шахтная – ул. Комсомольская – ул. Ленинградская – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – Северное кольцо.

№Б. Вокзал – ул. Матвеева – ул. Транспортная – ул. Красноармейская – ул. Пушкина – ул. Ленина – ул. Мира – ул. Б. Пищевиков – Западное кольцо.

Как видно из представленного списка, автобусные маршруты в 1963 году имели сквозную нумерацию. С 1967 года в СССР произойдёт разделение автобусных маршрутов на городские и пригородные. В 1970 году все автобусные маршруты должны были иметь строгую нумерацию: городские – от 1 до 100, пригородные – от 101. Ещё одно похожее распоряжение выйдет под занавес 1981 года, в соответствии с ним городские маршруты имели номера от 1 до 99, пригородные от 100 до 499, междугородные от 500. Закреплённые в 1981 году нормы действуют до сих пор.

Что касается воркутинских автобусных маршрутов, опубликованных выше, то их нумерация была приведена в соответствие с общесоюзными требованиями. Вот что у меня получилось:

1 ---> 101

2 ---> 102

3 ---> 3

4 ---> 106

5 ---> 105

6 ---> 8 (?)

7 ---> 107

8 ---> 108

9 и 10 ---> 7

11 ---> (?)

12 ---> (?)

13 ---> 112

14 ---> 115

А ---> 103

Б ---> 104.

Таким образом, пусть и в несколько изменённом и усечённом виде из опубликованного выше списка до наших дней дожили всего два маршрута. Это те, что под номерами 1 и 2. Вот такая автобусная история за 60 лет…

Воркута
1547 интересуются