Джеймс Ван - главный режиссёр жанра ужасы. Это продюсер практически всех малобюджетных ужастиков, который приложил руку к созданию более менее всех франшизных ужасов. Это и "Пила", чьё количество фильмов достигла аж десяти, это и "Заклятье", доросшее до трилогии, это и "Астрал", на счету у которого уже пять фильмов. Среди продюсерских работ, но не режиссёрских, можно выделить "проклятие монахини", "Проклятие Аннабель" и "МЗГАН". Но не одними ужасами богаты - вместе с тем Джеймс Ван ставил несколько крупнобюджетных блокбастеров и ведущих или некогда ведущих голливудских франшиз. Ван может похвастаться постановкой самой успешной части "Форсажа" и самым успешным кинокомиксом DC (в кассовом эквиваленте). Под конец 2023 во всём мире стартовала последняя глава истории DCEU, закрывает которую "Аквамен и затерянное царство", где Джеймс Ван также выступил в качестве постановщика. Я расставил все фильмы режиссёра от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
11. Мёртвая тишина (2006), (67+61+(21+34)/2)/3=51.83
На волне успеха первой "Пилы" Джеймс Ван продолжил быть режиссёром малобюджетных ужастиков, но редкие проекты не получали разгромных рецензий от критиков, да и зрители не то чтобы были особо довольны. "Мёртвая тишина" - классический пример ужастика откровенной категории Б, где древнее зло пробудилось в каком-то зверьке, хотя Вану определённо больше по душе куклы. В этот раз подобная кукла обретает разум и жестоко расправляется с женой главного героя, который решает устроить своё расследование и понять, что же за нечистая сила тут замешана. Кино использует самый классический шаблон буквально по всем фронтам - тут нет а совершенно ничего новаторского, в отличие от той же "Пилы". Это рядовой практически ничем не выделяющийся ужастик, где несколько бедных людишек в страхе носятся от паранормальной куклы. Это самая базовая вещь из возможных, хотя я не то чтобы любитель ужастиков и смотрю этот жанр очень часто. Фильму банально нечем удивить - тут нет годного саспенса и триллера, нет интриги или годного детектива. Режиссура Джеймса Вана тут также растворяется в однообразности и общей бесхребетности картины. На мой взгляд, получилась самая забываемая и скучная работа в карьере постановщика. В прокате, кстати, полностью провалилась.
10. Аквамен и затерянное царство (2024), (62+60+(35+43)/2)/3=53.66
Наконец вышел теперь уже точно последний гвоздь в крышку гроба старой DC. Поголовные провалы супергероики должен был триумфально завершить сиквел "Аквамена", но этот рыбастый каким-то образом смог выйти на порог минимальной окупаемости, хотя оценки его весьма посредственные. Я ничего не ждал от сиквела, так как мне и оригинальный фильм не особо зашёл. И Царство получилось точно таким же дурацким, несмешным, экшоновым, как и оригинал. Здесь поправили некоторые минусы, но и наделали новые. Но главная проблема "Аквамена 2" - тотальная вторичность. Это самый обычный супергеройский фильм с классическими злодеями, конфликтами, драмой и т.д. Сиквел похож на буквально всё - если первый Аква лишь легонечко походил на "Тора: Рагнарёк", то второй уже неприкрыто ссылается на него, копируя многое; это тот же "Чёрный Адам", где угрюмо-весёлая скала мышц объединятся с кем-то ради дитя; это "Марвелы" с мальчиками вместо девочек; это второй "Шазам!", где злодеи и третий акт одинаковые; это две "Чёрных пантеры" с обилием оммажей и одинаковым финалом и т.д. Первые полчаса кино вообще притворяется самым обычным пафосным трешем с бюджетом - "Мега 2" оч напоминает. Экшен тоже не особо цепляет. Удивительно, что графика стала лучше, но не всегда - местами всё-таки есть адский пластилин. Стиль Джеймса Вана есть не везде, но местами неплохое рубилово присутствует. Финал на трезубцах без склеек - самый зрелищный момент. Экшен колеблется от "э, я видел это раз 500" до "ну, есть пара неплохих кадров. По персонажам нас решили удивлять химией Момоа и Уилсона, проходящих плюс-минус путь из "Тора 3". Ничего особенного в них нет, сценарий оч базовый, но некоторые сцены с ними любопытные. Темпово тоже неоднозначно. Кино кидается от пафосной заунывной скуки до неплохих сегментов. Все сцены со злодеем - смертный сон. Меня особенно веселит назначение злодея в сюжете, который был второстепенной куклой на посылках в первой части, а в сиквеле просто стал сильнее, выгравировав для себя место главного антагониста. Или не совсем главного, ведь есть ещё компьютерный клоун из атлантов. Чёрная Манта просто пассивно-агрессивно будет делать примерно ничего ровно до момента, когда главный герой сам лично приходит к нему морды бить. Несмотря на новую силу, слили его абсолютно нелепо, так что для фильма он не сделал ничего. Из неплохо - тюрьма в пустыне с песочными монстрами смотрелась довольно-таки бодро и интересно; побегушки на острове из той экранизации Жюля Верна со Скалой тоже выглядят хорошо. Второй глобальной проблемой кина является тотальный пофигизм ко всем персонажам. Все мудохаются со всеми, но никто даже не пытается сделать вид, что на кону действительно что-то стоит. Все бессмертные, никого не убить, а сюжет всё делает интригу, будто весь мир схлопнется (раз уж последний фильм DC, реально бы так сделали). Шутки тоже не очень. Все подтрунивают над всеми, но делают это на уровне детского садика. Хотя, ладно, шутки 3-4 были даже норм. Но про мочу меня убивают. По спойлерам. Конечно, понимаю, Эмбер Хёрд надо было вывести из сюжета, но блин, её напару с тёщей заставили отражать атаку злодеев вместо стражи - без господ как-нибудь бы обошлись. Финальные разборки вообще полный бред. Все долго и томно бьются со всеми, потом оживает главный босс, так что ожидается классический замес маленьких хороших с одним большим и плохим. Но кино пошло проще и на 10 мин облегчило страдания, что не работает на драму братьев. По идее, они в конце вместе должны были спасти мир, но вместо этого Артур всё разрулил, а помощь Орма состояла в том, что он просто не переходит на сторону зла. В общем, завершение вышло смазанным, поспешным, стерильным и вторичным, но не создаётся ощущение, что я посмотрел худшее кино в истории. От Аквы 2 меня не тошнило, как от последних работ Marvel, - это было просто самое ниочёшное ни о чём на посредственные 6 из 10.
9. Смертный приговор (2007), (70+67+(20+34)/2)/3=55.0
Хотя название и этого фильма тоже намекает на какой-нибудь жуткий хоррор, третий проект Джеймса Вана даже не делает намёков на этот жанр, будучи триллером и боевиком. Что вроде как должно привнести свежести в карьеру Вана, но получился у него самый базовый в плане сценария фильм. Извечная история мести безутешного родителя к какой-нибудь преступной банде. Самое удивительное, что под конец 2023 выходила практически полностью идентичная "Немая ярость" Джона Ву, где вместо сценария какой-то обрубок, но вроде как получилась полуторачасовая экшен-развлекуха. И пусть сюжетно "Смертный приговор" вторичный - но вот режиссура просто топовая, тащит кино вверх. Блин, это слишком весело. Приговор, несмотря на скудный 20-млн бюджет, выглядит очень стильным и визуально насыщенным. Операторская работа во время экшена - моё почтение. Камера десять раз облетит лицо главного героя, чтобы потом начать за ним погоню. в какой-то момент оператор вообще сходит с ума и на протяжении 3-4 минут без склеек носится за Кевином Бейконом по автопарковке, который в свою очередь носится от преступной банды - это прям лучшая экшен-сцена картины. Остальной экшен не то чтобы впечатляет, отмахиваясь не самым искусным мордобоем и тупейшими перестрелками с косыми ботами, но классная стилизация и местами интересная хореография иногда впечатляют. С историей, если честно, я тоже немного перегнул, так как сюжетная линия существует не только ради оправдания экшена, драме кино тоже уделяет времени нормально. В целом получилось даже круто - это такой весёленький боевик категории Б, который за уши тянули вверх режиссёр с оператором, ну и Кевин Бейкон тоже неплох.
8. Астрал. Глава 2 (2013), (65+65+(39+40)/2)/3=56.5
Достаточно эффектно закончилась первая часть, заставив главного положительного героя гнить где-то там в астрале, пока злой дух в мире живых вовсю пользуется его телом. Конечно, глупо ждать какого-то блокбастера, где Патрик Уилсон будет творить всякое нехорошее, но хотелось явно чего-то полюбопытнее, чем то, что в итоге представила нам вторая часть. Уилсон будет ходить с максимально подозрительным видом, пока его жена будет себе вторить, что это действительно её муж. Но только дело начнёт близиться к концовке, как вдруг до Роуз Бирн доходит плачевность сей ситуации, тогда-то она и начинает действовать. Как и в первой части, где-то час от хронометража занимает еле атмосферное ничего. Главная героиня вновь пытается не сойти с ума, а затем Патрик Уилсон и ко битый час путешествуют по астральному миру, чтобы хэппи-энд случился. И он, спойлер, действительно случился, так что сиквел магическим образом обошёлся без затравки на ещё одно продолжение. Но оно всё равно случилось. В общем, мне "Астрал. Глава 2" показался весьма унылой и менее смелой калькой оригинала, только с примесью дурацкого мордобоя, где Уилсон будет комично гнаться за Бирн.
7. Злое (2021), (63+62+(76+51)/2)/3=62.83
После постановки многобюджетного попкорна Джеймс Ван решил вернуться к истокам, состряпав очередной хоррор, что привело к кассовому провалу и посредственным оценкам от зрителей, но критикам почему-то понравилось. Переизобретать велосипед режиссёр и продюсер также не стал. "Злое" - максимально прямолинейный триллер вперемешку с ужасами, завязанный на паранормальщине и дурацких сюжетных поворотах. Главная героиня, как обычно, безумно страдала в детстве от воздействия паранормальных друзей, но прошло столько времени, что она уже не помнит об этих неприятных страницах этой истории. Повзрослев, она стала во снах видеть разные кровавые сцены убийства очередной жертвы криповым маньяком. Сразу зайду со спойлерных козырей, так как просто не могу воспринимать весь тот бред, что вылило на нас это кино. Самая скучная версия всё-таки оказалась самой действенной - главная героиня и была тем убийцей, только с небольшим подвыподвертом. Как оказалось, внутри неё жил паразитический брат-близнец, в детстве его почти умертвили, но с наступлением фильма он вновь активизировался и убивал всех подряд. Если пережить примерно первые полтора часа, то дальше пойдёт достаточно неплохой кровавый мордобой по типу "Венома" с рейтингом R. То есть, героиня принарядится в чёрное и станет сверхсильной, покидает каких-то людей, а затем силой воли избавится от придурка у себя на спине. Потенциал у картины не то чтобы действительно был, но это не самая худшая идея для ужастика категории Б, но визуализация всего этого оставляет желать лучшего. Вся драма главной героини до невероятия скучна, триллера и саспенса нет никакого, а сюжетные повороты просто смешны.
6. Астрал (2010), (68+68+(66+52)/2)/3=65.0
Предыдущие проекты Джеймса Вана стремительно проваливались в прокате, да и критика их оставляла желать лучшего. К 2010 постановщик наконец вернулся в свою главную стезю - к ужастикам, ещё и с большим уклоном в мистику, следуя тенденциям "Мёртвой тишины", а не "Пилы". В этот раз благодаря максимально скромному бюджету в 1,5 млн долларов "Астрал" стал диким хитом, обеспечив Джеймса Вана продюсерским и до второй части режиссёрским гарантом кассы. Сюжет в этот раз тоже из разряда "вы не поверите!". Оказывается, большое семейство, переехав в новый дом, подверглось атаке потусторонних сил, сводящих с ума кого-то одного из семьи, чтобы другие думали, что у того поехала крыша. И в этот раз шаблонность никакой стиль режиссёра спасти был не способен. Это семейство основную часть хронометража просто жило в доме, а призраки по-тихому иногда делали что-то нехорошее. Снято всё тоже в привычной манере, так что навевает скуку, а не ужас или хотя бы намёк на него. Потом в сюжете появляется некий медиум, который обещает разобраться со всем этим непотребством. Как оказалось, медиум уже знает главного героя, который когда-то в детстве уже проходил через подобные метаморфозы. Звучит как притянутый за уши бред, но да чёрт с ним, ужастики трешовее и не на такое способны. Главная проблема "Астрала" в тотальной скуке. Кино камерное, атмосферное, старается своим настроем сыграть на зрителе, но лично со мной в этот раз такая штука не сработала. Мне не было атмосферно, тревожно, интересно, мне было очень скучно. Единственным занимательным звеном была концовка, было и вправду неожиданно. В этот раз закончить на таком наглом клиффхэнгере было уместно, но у "Астрала" зачем-то есть вторая глава, которая действительно атмосферную концовку запорола.
5. Аквамен (2018), (68+68+(65+55)/2)/3=65.33
К 2018 DC уже наломали кучу дров и, кажись, стали именем нарицательным для франшиз, что безуспешно пытаются повторить успех Marvel. И хотя "Аквамена" явно не назовёшь прорывом в области кинокомиксов, но каким-то образом этот парень сумел собрать в прокате больше млрд долларов. Но по части качества от своих собратьев по несчастью не ушёл. На мой взгляд, это как раз тот случай, когда DC переборщили с копированием Marvel и сделали ну слишком несерьёзный проект. Хотя я не люблю "Лигу справедливости", но одним из немногочисленных хороших моментов там стал персонаж Джейсона Момоа. Он был угрюмым, серьёзным и мрачным - он был своеобразным Тором от мира DC. И как из Тора сделали клоуна в Рагнарёке, так и из Аквамена сделали клоуна в своём сольнике. Только если за третьего Тора отвечал Тайка Вайтити, который сделал всё прекрасно в техническом и даже сценарном плане ( и дело не сколько в шутках, сколько в арках персонажей. При всей несерьёзности повествования Вайтити умудрялся добавить арку Локи и Тору, а также драматично убить Одина и уничтожить Асгард), то за постановку "Аквамена" взялся Джеймс Ван. То есть, постановщик вроде бы неплохой, но, на мой взгляд, он не нащупал подходящую грань, чтобы не развалить фильм. Но надо отдать фильму должное - при бюджете в 160 млн долларов часа полтора происходит сплошной экшен с обильным использованием хромакея. И от всего этого экшена можно получить удовольствие, но лично мне все эти банальные сцены казались чертовски фальшивыми. Хромакей ну слишком уж бросается в глаза и портит всю и без того неровную атмосферу. Да и без того экшен пресный. Из прямо красивого могу вспомнить нападение какого-то роя красных монстров на лодку с героями, а также сносный сегмент на этом острове в другом мире. Но картина старается затронуть уж слишком много тем. Один злодей плетёт свои интриги, чтобы напасть на человечество, второй просто мстит Аквамену за смерть отца. И обоих вроде бы раскрыли достаточно неплохо, хронометражем, кажись, не обделили, но о них можно сказать чертовски мало. Фильм может работать как "Тор: Рагнарёк", но ему не хватает более качественного исполнения и сценария. На мой взгляд, кино одноразовое и посредственное, 6 из 10.
4. Пила: Игра на выживание (2004), (78+76+(50+46)/2)/3=67.33
Наверняка вы ожидали именно это кино на 1 месте, что оправдывают и зрительские оценки, но критики были к дебютной картине Ли Уоннелла и Джеймса Вана не так благосклонны. Хотя первая часть среди всех фильмов нескончаемой "Пилы" однозначно лучшая, у неё хотя бы есть идея, посыл и смысл, а не тупо расчленёнка ради расчленёнки. Концепт Игры на выживание действительно интересный - смертельно больной человек, которому уже нечего терять, под конец жизни наконец осознаёт её ценность, поэтому желает передать свой опыт разным нехорошим или слабонравственным людям весьма своеобразно. Конечно, визитной карточкой "Пилы" всегда будут ловушки, испытание, спиритическая кукла и потрясная заглавная тема, но я, как не особенный почитатель фильмов подобного калибра, по крайней мере в первой части вижу действительно мощную историю не о том, как злодей и маньяк пытает людей и издевается над ними, а о том, как потерявшие себя или потерявшие смысл жизни люди, уж простите за тавтологию, переосмысливают свою жизнь, пребывая в чрезвычайной ситуации. Ко всему прочему, с технической точки зрения это тоже восхитительное кино. Атмосфера, в меру убитый зелёный цветокор и жестокие ловушки придали не только первой части, но и почти всем продолжениям свой особый шарм. Ужастики или мясорубка ради потехи - откровенно не мои жанры, я никогда не видел в них чего-то особенно занимательного, но первая "Пила" как раз из тех самородков, которые меня впечатлили, 8 из 10.
3. Форсаж 7 (2015), (70+71+(82+67)/2)/3=71.83
Франшизу, где в каждой новой части меняется только ценник бюджета и количество лысых голов, описывать ближе к концу достаточно трудно, так что ничего особо нового не скажу. Но всё же хотелось бы отметить, что для меня "Форсаж 7" стал самой лучшей частью среди прочих в серии. Во-первых, эта франшиза постепенно начала захватывать только своим экшеном, а именно в седьмой он стал самым захватывающим и изобретательным. Во-вторых, мне очень понравился Декарт Шоу. Из всех однообразных образов Джейсона Стэйтема именно этот персонаж мне казался самым харизматичным и ( до выхода 8 части) самым неоднозначным. В-третьих, это, конечно, неожиданный драматический окрас ленты. Трагический уход Пола Уокера сделал "Форсаж 7" одним из самых кассовых фильмов в истории, ведь сумма достигла отметки в 1, 5 млрд долларов. И в этот раз на эти разговоры про псевдо-семейные ценности купился даже я. Картина стала отличным трибьютом Полу Уокеру и закончила франшизу на отличной ноте. Благодаря самому лучшему в серии экшену, хорошей самоиронии, персонажам, которым ещё можно было сопереживать, и трагическому окрасу мне седьмая часть понравилась и стала бы прекрасным завершением, 8 из 10.
2. Заклятие 2 (2016), (71+73+(80+65)/2)/3=72.16
"Заклятие", чёрт возьми, - удивительная франшиза. Во-первых, по сути, это единственные фильмы в карьере Вана, по-настоящему тепло принятые критиками. Во-вторых, ужастики как бы располагают к разного рода мистике, а тут у нас кино по реальным событиям из относительной современности. И, окей, я ещё могу понять первую часть с лозунгами "а вот это вот основано на взаправдашней истории - гляньте, что за ужас творился тогда в 70-ых". Но зачем нужен сиквел, который просто даёт новых персонажей, контекста первой части, но перемусолит плюс-минус одно и то же? Особенно глаза мозолит размеренность, потому как хронометраж в 2-10 - это произвол для и без того медленного хоррора. Особенно меня веселит тот факт, что в первой части главные герои обещали прекратить заниматься подобным, во второй вроде как кредо не забыто, но чрез полчасика дорога демонам открыта. Примерно первая половина - это перемешка мистических событий в доме одной семейки с жизнью Уилсона и Фармиги после передряги оригинала. Потом уже начинается повторение за первой частью, где профи своего дела будут пытаться изгнать демонов из того дома. Но я вот всё ворчу и ворчу, хотя мне сиквел понравился даже больше первого "Заклятия". Отсюда исчезла атмосфера камерности происходящего, но в целом подача и некоторые сцены смотрелись неплохо. Меня, правда, дико смешат все сцены с появлением призрака в теле девочки, начинающей говорить максимально нелепым голосом. Хотя во многом визуальные, операторские и постановочные решения мне нравятся больше оригинала. Тут банально больше действия и подвижности, что, возможно, бьёт по атмосфере, но в "Заклятии" меня эта атмосфера не то чтобы зацепила, так что небольшие сюжетные подвижки делают "Заклятие 2" немного бодрее. Ещё с новым демоническим злодеем противостояние было довольным неплохим - до того по крайней мере момента, пока в конце не начался сумбурный экшен. Идея с тем, что всё это может быть подстроено, тоже классная. И что было бы круто - если это действительно была подстава. Вот тогда бы сиквел заиграл новыми красками, а получилась в итоге более экшоновая калька с оригинала. В целом кино получилось достаточно неплохим, явно получше "Астрала" и его сиквелов.
1. Заклятие (2013), (73+75+(86+68)/2)/3=75.0
Вообще, довольно весело осознавать тот факт, что в 2013 вышло сразу два ужастика про семейство Патрика Уилсона, где за режиссёра был Джеймс Ван. До кучи, обе картины ещё и неплохо посмеялись друг над другом - во второй главе "Астрала" актёр играет жертву привидений, а в первом "Заклятии" - детектива, старающегося помочь жертвам призраков. На этом интересные моменты картины, пожалуй, заканчиваются. Кроме уже упоминавшегося факта якобы реальности происходящего тут ничего новаторского нет. Обычный фильм про страшный дом на отшибе, где семья отгребается от призраков, пока типа медиумы раскладывают по углам кресты и прочие прибамбасы. Из плюсов могу выделить действительно прикольную тягучую атмосферу, но даже с ней кино мне казалось очень скучным и предсказуемым. Развязка получилась достаточно однотипной и откровенно не выделяющейся. Походим по мрачному подвалу, но всё-таки отоварим нечисть восвояси. Режиссура, быть может, ещё неплоха. Мне понравился тот момент, что режиссёр пытался придать картинке документальный стиль, используя вот этот операторский приём со слежкой за героями. В остальном, пожалуй, всё. Нормальный одноразовый ужастик, совсем не страшный, персонажи не все симпатичные, но что-то неплохое в "Заклятии" всё-таки присутствует, 6 из 10.
Подводя итог, можно сказать, что в целом карьеру Джеймса Вана не назовёшь особенно выдающейся. Несколько посредственных ужастиков против посредственных экшен-боевиков на фоне 3-4 действительно качественных фильмов. Наверное, стоило сказать об этом ещё в самом начале, но по моим рецензиям и так очевидно, что это не мой режиссёр. Я не люблю ужастики и не получаю от них в большинстве своём никакого удовольствия, так что по большей части этот список был обречён. Но я старался не очень злиться, так что, любители ужастиков, могло быть хуже. Следующее От худшего к лучшему будет по мультфильмам студии Aardman.
Ссылка на телеграмм-канал.