17 января 2024 года... С 9 января я опять на шифте, на судне. Работаю я в ночную смену.
На данном судне я - человек новый, недавно, год всего. Все очень нравится, условия работы и так далее.
В виду того, что кроме меня все механики тут "местные", почти с самой постройки судна, то тест АДГ они проводят на дневной смене сами, без меня.
Около 14 часов дня...
Меня разбудили, сказав, что при тесте АДГ в системе AMS (Alarm Monitoring System) вышел какой-то аларм, которого раньше не было, и что мне надо с этим разобраться.
Встаю, одеваюсь в рабочую одежду и иду в ЦПУ посмотреть что за аларм.
Вижу такую картину (рис.1):
Emergency Generator Circuit Breaker Tripped...
ЦэБэшка АДГ подхватила триппер... Странно почему вдруг, ведь обычно весь тест механиков заключается в ручном запуске АДГ. Дадут поработать 20-30 мин и стоп. А тут триппер? От кого? Время аларма 13.22. Ну, триппер, конечно, плохо, но излечимо, какгрица. Главное, чтобы не было плохих последствий. Начинаю спрашивать:
- А вы что АДГ на шины сажали что ли? Мы же на береговом питании стоим!
- Нет, ничего не сажали, просто запустили и заиграла сирена. Мы в ЦПУ, а тут на компе этот аларм. И не квитируется.
- АДГ еще маслает?
- Да.
Идем в помещение АДГ. На панели контроллера дизеля никаких алармов, но на самом АРЩ в генераторной секции горит красная лампа о том, что ЦэБэшка в трипе.
Остановили АДГ и аларм на AMS после этого смогли сквитировать.
Итак, при поиске неисправности читать схему лучше с конца. В данном случае я буду отталкиваться от красной лампочки "CB Tripped", которая горела на АРЩ. Сначала определимся откуда сигнал приходит и триппере, кто его выдает на AMS.
Открываем схему АРЩ, смотрим (рис.2):
Если схему будет плохо видно, напишите в комментариях - я выложу ее оригинал в нашем телеграм-чате.
Итак, вот наша лампочка -11S04 Em. Generator CB Tripped красного цвета. Включается она НО контактом реле -11К33 (11, 14 клеммы).
Ага, а само реле -11К33 включается от НО контактов блоков -SD (91, 94) и -SDE (81, 84) генераторного автомата -11Q101 (блоки установлены в мотоприводе автомата типа NSX от Шнайдера). Либо от блока -SD, либо от -SDE, либо от двух сразу (параллельные цепи).
Так, а питание на эти цепи (на питание реле -11К33 и лампы -11S04) идет от проводочка BK.1111 на этой странице. А сам проводочек уходит на адрес 0111/0044, найдем этот домик (рис.3):
Ага, вот он проводочек BK.1111 от предохранителя -11F11. Через понижающий транс 400/220 вольт питание приходит с обмоток самого аварийного генератора. То есть когда АДГ стоит, не работает: нет питания в цепи реле -11К33, соответственно даже не смотря на то, что ЦэБэшка все еще в трипе - аларм на стоячем АДГ подаваться на AMS не будет. Ну и красная лампочка на АРЩ гореть также не будет. Вот почему аларм сквитировался только после остановки АДГ, когда реле -11К33 потеряло питание.
Итак, значит: сигнализацию о триппере подает сам генераторный автомат посредством своих контактных блоков -SD и -SDE через вспомогательное реле --11К33, которое своими НО контактами уже дальше подает сигнал на ASM и зажигает красную лампочку.
На самом генераторном автомате через мотопривод спереди никаких индикаций нет о триппере, только если снять сам мотопривод, можно увидеть: действительно ли автомат в трипе или нет.
Но мы будем исходить из того, что он действительно подхватил откуда-то триппер.
На генераторных автоматах (АДГ, ДГ) триппер сам просто так по себе не проходит, его надо лечить. Также как и на автоматах, например, мощных потребителей (но тут все индивидуально, надо конкретно для каждого случая смотреть в схеме или мануале). То есть автомат надо резетировать из трипа. Но для начала необходимо проинспектировать АРЩ внутри, генератор. На наличие видимых коротких замыканий или других возможных повреждений, которые привели к трипу автомата.
Мы с механиками визуально ничего не обнаружили, в помещении АДГ никаких запахов жженой изоляции не было, на обмотках генераторов никаких следов перегрева или черни не нашли.
Ну, что же, надо попробовать срезетировать.
Как срезетировать тот или иной автомат? Обязательно прочтите это в его мануале.
В моем случае это делается вот так (рис.4):
Тут, в принципе, все понятно: автомат в мануал, взводим вручную до Charged position и обратно в авто мод.
Проделал процедуру. Генераторный автомат срезетировался, проблема ушла. Запустили АДГ - никаких алармов. Попробовали АДГ под нагрузкой: разомкнули куплинг ГРЩ-АРЩ и посадили АДГ на шины АРЩ - все хорошо.
Ну а причину трипа Вы узнаете в нашем Телеграм-чате.
Всем спасибо за внимание!
Ссылка на наш телеграм-чат взаимопомощи коллег:
https://t.me/electro_technical_officer
Ссылка на телеграм-библиотеку "Шарапов Механик":
https://t.me/+QV9wgiG-9O8xNmQy
BRGDS,
Alisher K. Eshimbetov.
Electro-Technical Officer (ETO).