Если бы руки имели быки, или львы, или кони
Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы
С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен.
…
Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…
(Перев. Ф. Ф. Зелинского)
Поэт, философ, странствующий рапсод и первый представитель элейской философской школы. Родившийся в городе Колофон на побережье Малой Азии и вытесненный с родины то ли нашествием персов, то ли собственными философскими измышлениями Ксенофан провёл в странствиях по Элладе всю свою долгую жизнь и лишь на её закате обосновался в Элее.
Будучи современником Анаксимена и Пифагора, Ксенофан в равной степени критиковал как представителей милетской школы, так и самих пифагорейцев.
Его едкой иронии не удалось избежать ни Гомеру, ни Гесиоду, ни восхваляемым ими богам. Но философ не стал бы философом, если бы, раскритиковав имеющуюся картину мира, не предложил бы взамен своей. Об отличиях этих картин и о принципиальной новизне последней, мы и побеседуем на нашей следующей встрече.