Найти тему
Новый проспект

Петербургский порт - 2023: из контейнерного в сельскохозяйственный

Фото: Майя Жинкина/Коммерсантъ
Фото: Майя Жинкина/Коммерсантъ

Впервые в истории Большого порта Санкт-Петербург его основным грузом стали не контейнеры и не нефтепродукты, а минеральные удобрения. «Новый проспект» подводит итоги работы основного транспортного объекта Северной столицы за 2023 год.

Автор: Лев Годованник

В 2023 году Большой порт Санкт-Петербург перевалил 49,6 млн тонн грузов, что на 28% больше, чем в 2022-м, показатель которого составил 38,8 млн тонн. Традиционно стивидоров петербургского порта можно разделить на «передовиков» и остальных. «Передовики» — те, кто сумел увеличить свой годовой оборот больше, чем на 10%. В условиях санкций это удивительно, но в 2023 году таких большинство — 12 компаний из 20 портовых игроков. В 2022 году картина была другой — в «передовики» попали лишь 2 стивидора, и то с небольшими цифрами в абсолютном исчислении. ООО «Балтийский порт» перегрузило тогда на 29% больше грузов, чем в 2021-м, а АО «Балтийский судомеханический завод» на 16%. 192 и 85 тыс. тонн соответственно — мизер в сравнении с общим оборотом порта за 2022 год (38,8 млн тонн) Порт тогда переживал тяжелый спад.

В 2023 году совсем другая картина.

Самый-самый передовик — «Балтийский судомеханический завод», который контролирует, по данным СПАРК, миллиардер Илья Трабер. За 2023 год он перевалил почти 2 млн тонн грузов, что на 2229% больше, чем в позапрошлом году. Сокрушительный успех принесли компании белорусские минеральные удобрения.

В 2 раза и более увеличили в прошлом году свой грузооборот:

• ООО «МГС-Терминал», перевалило 2,1 млн тонн в основном мороженной рыбы в рефконтейнерах, что на 285% больше, чем в 2022-м. Основные владельцы «МГС-Терминала» — Сергей Русаков и наследники покойного Дмитрия Кожарского, бизнес-партнера бывшего полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова.

• АО «Первый контейнерный терминал» (входит в международную транспортную группу Global Ports) перевалил 8,3 млн тонн в основном контейнерных грузов, что на 232% больше позапрошлогодних показателей.

• Национализированное в 2022 году ООО «Феникс» обработало за 2023 год 4,4 млн тонн — больше всего из них минеральные удобрения (3.3 млн тонн) и грузы в контейнерах (0.9 млн тонн). Это на 216% больше, чем за год до того. «Феникс» контролирует государство, но конкретные владельцы не раскрываются.

• Ровно в 2 раза повысило продуктивность АО «Балтийский балкерный терминал» — компания перевалила 5,5 млн тонн минеральных удобрений. «Балтийский балкерный терминал» входит в ПАО «Уралкалий».

Более скромную, но все-равно положительную, динамику показали в 2023 году:

• ООО «Балтимор» членов семьи Елены Тереховой перевалило 0,7 млн тонн нефтепродуктов — на 51% больше, чем в 2022 году,

• ООО «Моби Дик» (Global Ports) обработало 0,3 млн тонн товарно-штучных грузов — на 45% больше, чем в 2022 году,

• АО «Нева-Металл», чьи собственники не раскрываются, перевалило 2,7 млн тонн в основном минеральных удобрений (1.1 млн тонн) и черных металлов (1 млн тонн) — на 32% больше, чем в 2022 году,

• АО «Морской порт СПб» (входит в АО «Первая портовая компания») обработало 9,2 млн тонн черных металлов (3.4 млн тонн), товарно-штучных грузов (2.2 млн тонн), руды (1.5 млн тонн) и примерно по 1 млн тонн цветных металлов и минеральных удобрений — на 30% больше, чем в 2022 году,

• АО «Петролеспорт» (Global Ports) перегрузило 4,2 млн тонн минеральных удобрений (1,7 млн тонн), контейнерных (1,7 млн тонн) и прочих грузов — на 28% больше, чем в 2022 году,

• АО «Коммерческий центр, транспорт и лес», чьи акции возвращены государству по инициативе Генеральной прокуратуры, погрузило 0,3 млн тонн разных грузов — на 27% больше, чем в 2022 году,

• АО «Контейнерный терминал СПб» (входит в АО «Первая портовая компания») перевалило 5,6 млн тонн прежде всего контейнерных грузов — на 26% больше, чем в 2022 году,

• ООО «Терминал Морской Рыбный Порт» Ольги Анищенковой и Елены Сахартовой обработало 1,9 млн тонн в основном минеральных удобрений (более 0,8 млн тонн) — на 7% больше, чем в 2022 году.

К этому стоит добавить, что в петербургском порту в 2023 году появился новый игрок — ООО «Латмет», перевалившее незаметные в масштабах общей статистики 10 тыс. тонн навальных грузов. Эта компания принадлежит Юрию Смирнову, специализируется на обработке металлолома и ранее не проявляла себя в портовом бизнесе.

Если говорить об абсолютных показателях, то стивидоров, переваливших в 2023 году 1 и более млн тонн грузов, всего 12, в порядке убывания они располагаются следующим образом:

• АО «Морской порт СПб» — 9,2 млн тонн черных металлов (3,4 млн тонн), товарно-штучных грузов (2,2 млн тонн), руды (1,5 млн тонн) и примерно по 1 млн тонн цветных металлов и минеральных удобрений,

• АО «Первый контейнерный терминал» — 8,3 млн тонн в основном контейнерных грузов,

• АО «Петербургский нефтяной терминал» Ольги Васильевой и членов семьи Михаила Скигина перевалил 8,1 млн тонн нефтепродуктов (6,9 млн тонн) и промышленной химии (1,2 млн тонн) — на 7% меньше, чем в 2022 году,

• АО «Контейнерный терминал СПб» — 5,6 млн тонн прежде всего контейнерных грузов,

• АО «Балтийский балкерный терминал» — 5,5 млн тонн минеральных удобрений,

• ООО «Феникс» — 4,4 млн тонн, в основном минеральные удобрения (3,3 млн тонн) и грузы в контейнерах (0,9 млн тонн),

• АО «Петролеспорт» — 4,2 млн тонн минеральных удобрений (1,7 млн тонн), контейнерных (1,7 млн тонн) и прочих грузов,

• АО «Нева-Металл» — 2,7 млн тонн в основном минеральных удобрений (1,1 млн тонн) и черных металлов (1 млн тонн),

• ООО «МГС-Терминал» — 2,1 млн тонн в основном мороженной рыбы в рефконтейнерах,

• АО «Балтийский судомеханический завод» — почти 2 млн тонн минеральных удобрений,

• ООО «Терминал Морской Рыбный Порт» — 1,9 млн тонн в основном минеральных удобрений (более 0,8 млн тонн),

• АО «Интерферрум-Металл» Александра Соболева перевалило 1,1 млн тонн нефтепродуктов.

Таким образом, основные грузы петербургского порта в 2023 году — минеральные удобрения (15,6 млн тонн), контейнерные грузы (9,7 млн тонн), нефтепродукты (8,7 млн тонн) и черные металлы (4,6 млн тонн). Суммарно они составили 38,6 млн тонн — почти 78% всего грузооборота порта за 2023 год. Прошлый год можно считать знаковым в истории петербургского порта — он превратился из контейнерного в сельскохозяйственно-сырьевой.

Больше эксклюзивных новостей о бизнесе Северо-Западного округа здесь - переходи и читай.

Чтобы не пропустить эксклюзивные новости, комментарии и работы наших карикатуристов подписывайтесь на наш канал в Телеграмме.