А у вас было хотя бы одно собеседование без вопроса “назовите ваши сильные стороны?” Если нет и вам никогда не приходилось отвечать на вопрос “как вы узнали о нас”, вы определенно счастливый человек. В статье собрали подборку странных вопросов от HR и рассказали, как адекватно на них реагировать.
Примеры “странных” вопросов
Какие у вас есть недостатки?
В методичках советуют в качестве “плохого” называть крайнюю степень чего-то хорошего. Например, жуткий перфекционист, дотошный к деталям, гиперответственный трудоголик. Вы бы на месте HR себе поверили? Это то же самое, что и HR начнет вам рассказывать про коллектив: дружелюбный, сплоченный, крепкий — сотрудники не уходят домой, пока не доделают задачи, приходят в офис с петухами… По факту здесь слышится не описание команды, а слово “переработки”.
Почему вы хотите работать в нашей компании?
Этот вопрос настолько устарел, что если вы его встретите, знайте, ваш рекрутер до сих пор живет в 2007 году. Вместо “почему”, сейчас спрашивают “что для вас важно в работе” и “чем вам понравилась должность”. Ответ лежит на поверхности — вспомните, что было указано в вакансии, и перескажите обязанности своими словами.
Кем вы видите себя через 200 лет?
Абсолютно универсальный вопрос, который задают на собеседованиях даже в клининговые службы. Какую цель преследует HR:
- Посмотреть, есть ли у кандидата представление о своем будущем.
- Оценить ценности кандидата, например, есть ли в этом будущем семья, карьера, достижения.
- Восхититься амбициозностью соискателя.
- Проверить, есть ли в его размышлениях адекватность и реалистичность.
- Оценить наличие причинно-следственных связей, например, “если я сейчас ведущий специалист, через три года я могу стать руководителем”.
Зачем соискателей на самом деле спрашивают об этом?
Когда HR задает подобные вопросы, возможны два варианта, зачем он это делает:
- Для галочки.
- Из искреннего интереса к кандидату, чтобы выстроить беседу в нужном ключе.
Если вопросы идут один за другим без уточнений — HR работает по методичке и даже не вслушивается в ваши ответы. А если он переспрашивает, детализирует, поддерживает — значит, у него такой стиль интервью и стоит отнестись к этому с пониманием. Если хочется получить должность, конечно.
Что отвечать?
Смоделируем ситуации.
HR: Какие у вас есть недостатки?
Указывайте недостатки, которые не принципиальны в работе и не пересекаются с качествами, нужными вам, как эксперту. Например, на вакансию в IT не обязательно быть в хорошей физической форме, а на вакансию маркетолога не обязательно уметь разбираться в технике.
HR: Почему вы хотите работать в нашей компании?
Вспоминаем, что было указано в вакансии. Например, обязанности SMM-специалиста:
- Ведение социальных сетей.
- Постинг.
- Оформление визуала.
Ваш ответ: компания предлагает мне то, что я ищу. Для меня важно, чтобы в мои обязанности входило то, что я умею делать лучше всего, например, вести социальные сети, продумывать дизайн-концепцию, выкладывать посты и повышать охваты.
HR: кем вы видите себя через 200 лет?
Ваш ответ: в долгосрочной перспективе я вижу себя (условно) руководителем отдела продаж. Если сейчас мой опыт составляет три года и я уже добился таких-то результатов, то в ближайшее время мне нужно прокачать такие-то компетенции. Тогда я смогу претендовать на высокую должность.
Собеседование — то место, где можно предстать себя во всей красе, помечтать о будущем и побыть экспертом. Относитесь к интервью с легкостью — слишком вычурные и радужные ответы на провокационные вопросы не привлекают рекрутеров.