Найти в Дзене
KIDS+

«Болезнь Х»: новая «диверсия мирового масштаба»?

Оглавление
Медсестра Елена Бетти после вакцинации мРНК вакциной от Pfizer-BioNTech (27 декабря 2020 года, источник: theatlantic.com)
Медсестра Елена Бетти после вакцинации мРНК вакциной от Pfizer-BioNTech (27 декабря 2020 года, источник: theatlantic.com)

«Болезнь Х», которую вчера обсуждали в Давосе, которая почему-то сильно возбудила общественность в нашей стране до обсуждения, но как-то перестала всех интересовать после него (видимо, из-за отсутствия сенсаций).

Если вы уже читали бред статьи о том, что этот термин «чуть ли не впервые» появился в начале 2021 года, то вас ввели в заблуждение: в документах ВОЗ «болезнь Х» появилась в 2018 году. Ее используют для определения патогенов (возбудителей болезней) и заболеваний, требующих срочной разработки лекарств или методов терапии. Однако идея придумать такой термин появилась еще раньше – в 2015 году, когда ВОЗ в очередной раз озаботилась подготовкой к большой эпидемии или даже пандемии (этому предшествовала пандемия свиного гриппа 2009 года и масштабная (по тем временам) вспышка кори в ЕС).

«Нет болезни-давайте ее выдумаем»

Потенциальная пандемия обсуждается уже довольно давно. (То, что пандемии периодически происходят, и будут происходить дальше, думаю не является для вас откровением.) ВОЗ часто пишет об этом в своих бюллетенях о глобальных угрозах. Раньше там фигурировал грипп, теперь его сменят «инфекционные угрозы».

Что касается самой «болезни Х», то это как раз та самая гипотетическая инфекционная угроза, которая рано или поздно произойдет, и к которой хорошо бы подготовиться заранее.

Как только журналисты привлекли внимание общественности к этому событию, в социальных сетях начались немедленные разговоры о том, что «мировое правительство» запускает следующую пандемию или собираются вновь ограничить свободу передвижения и восстановить масочный режим. При этом ВОЗ заявила (но кто ж ей поверит), что это обсуждение призвано уменьшить последствия пандемии-2020, такие как недостаточный потенциал медицинских систем или огромный экономический ущерб из-за локдаунов.

Разговоры о том, что будет обсуждаться некий реальный искусственно созданный патоген, способный убить огромное количество населения, и против которого уже якобы есть вакцина, оказались полностью выдуманными.

Не понимаю чем думают люди, распускающие подобные слухи: как они представляют такое обсуждение на официальном мероприятии форума? «Мы тут создали вирус, который убьет миллиард [условно]. “Выпустим” его тогда-то. Но вы не волнуйтесь: у нас есть вакцина. Платить сюда». (Если речь идет об обсуждении в кулуарах, то такие вещи разумнее обсуждать не на форуме, а так, чтобы без лишних ушей и глаз). В общем, у кого-то явно разыгралось воображение.

Источник фото: SBC News
Источник фото: SBC News

Зачем гипотетическая угроза обсуждалась в Давосе?

А в чем проблема? Форум-то экономический, с большим количеством крупных игроков. Вряд ли бизнес хочет снова наступить на грабли-2020, когда карантины, ограничения, самоизоляция, лавинообразная заболеваемость и переполненные больницы отвратительно отразились на экономике (она ведь до сих пор не восстановилась от этих мер).

Думаю, мало кто желает вновь вводить карантины, но так как при высокой массовой заболеваемости (или ее угрозе) надо что-то делать, обсуждаются разные варианты. Один из них должен понравится противникам мер ВОЗ. Это замалчивание. Именно его использовали ноябре-декабре 2019 года, но шило в мешке не утаишь, поэтому данный способ из рук вон плох.

Что еще можно предложить? Во-первых, отслеживание: геномика и секвенирование (быстрая расшифровка/распознавание генома), анализ патогенов и обмен данными*. Это то, что сейчас внедряют в некоторых странах: мониторинг сточных вод, быстрое пополнение баз данных и широкое тестирование заболевших. В данный момент отслеживают в основном вирусы гриппа и коронавирусы, но системы мониторинга будут развиваться и охватят других возбудителей.

Во-вторых, профилактика: вакцинные платформы, которые можно быстро подстроить под данный патоген; а также средства индивидуальной защиты (маски, защитные костюмы для медиков) и автоматические системы дезинфекции.

Все это стоит денег; об этом надо позаботиться заранее, а не когда клюнет жареный петух.

Не вижу ничего сверхъестественного в том, что эти темы обсуждали в Давосе. Причем, обсуждаться именно с фармацевтическим бизнесом и ВОЗ, а не с «экспертами с мировым именем, эпидемиологами, которые непосредственно занимаются оценкой рисков новых эпидемий».

Эксперты с мировым именем работают в том числе в ВОЗ и крупных фармкомпаниях. Они уже всё обсудили: 2020-2022 годы показали, что ни одна страна мира не готова к пандемии. При этом нам еще сильно повезло, так как удалось относительно быстро разработать вакцины. Это потрясшее многих событие произошло не потому, что кто-то заранее знал о вирусе**, а благодаря существованию методов быстрой расшифровки генома и вакцинным платформам, которые не требуют длительного процесса подготовки***. И все равно с массовой вакцинацией были проблемы:

  • длительные исследования,
  • отсутствие доступных и эффективных вакцин в бедных густонаселенных странах,
  • проволочки при смене антигенного состава
  • нежелание делать прививки со стороны некоторых слоев населения и т.д и т.п.
Можно считать, что ВОЗ признала, что в 2020 году сильно облажалась, и правильнее учиться на ошибках, а не плодить их.

«Раз ведутся исследования, значит вирус уже существует»

И да, и нет. Все-таки «болезнь Х» на то и «Х» – неизвестный патоген. Им может быть как вирус, так и бактерия. Однако значительно выше вероятность, что это все-таки будет вирус. Один из самых обсуждаемых кандидатов – вирусы птичьего гриппа, в первую очередь H5N1. У них довольно высокий потенциал убивать своих жертв (50-60% – я подробно писала об этом в своем телеграм-канале «С медицинского на русский»). Трудность пока лишь в том, что этим вирусам нужен промежуточный хозяин (то есть животное-переносчик), благодаря которому он сможет приспособиться к людям. Этот процесс может быть как длительным, так и быстрым. Например, летом 2023 года вспышка H5N1 наблюдалась среди кошек в Польше, на счастье никто из людей не заразился.

Не стоит забывать о возбудителе ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV), а также атипичной пневмонии (SARS). Эти патогены уже «умеют» заражать людей, а эпидемию сдерживает лишь то, что они плохо передаются от человека к человеку. Тем не менее против MERS есть прототип отечественной вакцины, благодаря которой «Спутник» смогли разработать в рекордные сроки (я писала об этом здесь).

Лихорадка Эбола – еще одна из глобальных угроз. Кто бы мог подумать еще 20 лет назад, что этот вирус «выберется» из джунглей и начнет заражать не десятки, а тысячи человек, как произошло в 2011 году в нескольких странах Западной Африки (о лихорадке Эбола и вакцинах против нее я писала здесь).

Короче говоря, кандидатов достаточно. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и появление нового патогена. Именно поэтому есть прямой смысл развивать и совершенствовать системы мониторинга, а также иметь план действия на случай, когда «потенциальная угроза» превратиться в угрозу реальную.

Болезнь Х, У, Z: за какими возбудителями ведется усиленное наблюдение?

Во-первых, сейчас ученые внимательно отслеживают все циркулирующие штаммы и подварианты «модной» (как ее часто называют) болезни. Кроме того, у ВОЗ есть отлично организованная система мониторинга за вирусами гриппаGlobal Influenza Surveillance and Response System (GISRS). В нее входят более 100 национальных центров по гриппу (NICs) из разных стран. На ее основе можно сделать и другие центры, следящие за циркуляцией разных возбудителей.

Также отслеживают:

  • бешенство;
  • Крымско-Конго геморрагическую лихорадку (тяжелая вирусная инфекция с высокой смертностью, которая эндемична в Африке, на Балканах, на Ближнем Востоке и в азиатских странах);
  • лихорадку Ласса;
  • вирус Нипах (один из самых опасных для человека вирусных возбудителей; с 1999 года зафиксировано 13 вспышек в Индии, Бангладеш, Малайзии и Сингапуре);
  • корь (что не мешает ей вызывать постоянные вспышки, но тут вопрос, скорее, не к наблюдателям, а к антипрививочникам);
  • лихорадку Зика;
  • MERS-CoV и SARS;
  • ВИЧ;
  • туберкулез;
  • гепатит В и С;
  • вирусы полиомиелита (помните сообщения об обнаружении их в сточных водах США и Великобритании).

Будьте здоровы! Пожалуйста, не забывайте ставить лайки и подпишитесь на канал, если еще не подписаны.

Автор текста: Анна Ремиш, научный журналист.

Текст запрещен к копированию. На канале введена модерация комментариев.

Сноски:

*У ВОЗ это звучит так: «анализ генетического кода вирусов, бактерий и других возбудителей болезней для определения степени их заразности и опасности для жизни и путей их распространения».

**Логично предположить, что если бы о вирусе знали заранее, то быстрая вакцина была бы лишь у одного производителя. И доступной она стала бы действительно быстро, а не через год. Однако это не так: вакцины начали разрабатывать в январе 2020, когда расшифровали геном вируса, сразу в нескольких странах. Первые вакцины (китайская и наша) были зарегистрированы осенью 2020 года, а массовая вакцинация началась только в декабре (и то далеко не везде). Как-то не тянет на подготовку заранее.

***Векторная платформа, на которой сделан наш «Спутник», все же не такая удачная, как мРНК: аденовирусы, на которых она базируются, надо размножить в необходимом количестве. Это требует времени и нужного оборудования.