Мартин Лютер (1483 – 1546) был немецким христианским богословом, бывшим католическим монахом-августинцем, инициатором Реформации и ведущим переводчиком Библии на немецкий язык. Он был ключевым создателем протестантизма, именем которого названо одно из его крупнейших направлений - лютеранство. Сегодня протестантизм является второй по величине формой христианства, насчитывающей в совокупности от 800 миллионов до более 900 миллионов приверженцев по всему миру, или почти 40% всех христиан.
Лютеранство - это ветвь христианства, которая отождествляет себя с учением Мартина Лютера и движениями 16 века, возникшими в результате его реформ. Мартин Лютер выдвинул три центральные идеи, которые стали основными догматами лютеранства. Первое - это оправдание только верой, которое утверждает, что Божье прощение виновных грешников даруется и принимается только через веру, исключая все “дела” (добрые поступки). Вторая - это доктрина о том, что Священное Писание является окончательным авторитетом по всем вопросам веры. Третья - это священство всех верующих, независимо от их призвания. Лютеранство является одной из крупнейших ветвей протестантизма. Общее число членов его церквей оценивается в более 74 миллионов. Лютеранство - крупнейшая религиозная группа в Дании; на Фарерских островах; Гренландии; Исландии; Норвегии; Швеции; Финляндии; Латвии; Намибии; и Северной Дакоте и Южной Дакоте в Соединенных Штатах. До Октябрьской революции лютеранство было вторым по числу последователей вероисповеданием в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской Церкви, являвшейся государственной, был сам император.
Мартин Лютер перевел Библию на народный немецкий язык, тогда как до этого она существовала лишь на латыни. Перевод Лютера впервые сделал Библию доступной для широких масс мирян, которые начали самостоятельно изучать и даже толковать библейские тексты. Он также стал основой немецкого литературного языка. Перевод Лютера оказал огромное влияние на культуру и образование, а также на формирование немецкого национального самосознания, сплочения немецкой нации. Лютер опубликовал немецкий перевод Нового Завета в 1522 году; и полную Библию с Ветхим и Новым Заветом в 1534 году. Полный перевод Библии с оригинальных текстов на иврите и греческом был выполнен с помощью нескольких других людей. Библия Лютера, как ее стали называть, была написана на варианте немецкого языка, на котором говорят в Саксонии, который могли расшифровать как северные, так и южные немцы. Более того, недавно изобретенный печатный станок, позволил ему быстро распространиться.
Лютер стремился к тому, чтобы перевод был как можно ближе к современному языку народа, поскольку он хотел, чтобы простой человек легко понимал текст. Хотя Библия Лютера была не первым переводом Библии на немецкий, она намного превосходила всех своих предшественников. Перевод Нового Завета, сделанный Лютером, был назван “самой важной и полезной работой за всю его жизнь”, поскольку он донес учение и пример Христа до сердец простого немецкого народа. Люди, которые могли хотя бы немного читать по-немецки, изучали его “с величайшей жадностью, как источник всей истины”. Лютер также повлиял на развитие литературы и искусства, в частности, на появление новых жанров, таких как роман. Лютер был известен как автор многих гимнов и популяризатор музыки, как лучшего средства против козлей дьявола. Гимны должны были исполняться не только в церкви, но и дома, в школах, музыка стала своего рода живой, мелодичной проповедью Божьих истин, открытых в Библии. Лютер активно писал различные трактаты, книги на различные темы, составил свой Катехизис для обучения детей и взрослых, тем самым способствуя ликвидации безграмотности среди населения, побуждая их к самообразованию и изучению Священного Писания.
В своих тезисах Лютер выступал против привилегий духовенства, считая всех крещеных христиан святым священством. Кроме того, тогда распространялось мнение, что духовенство преследует более высокое призвание, чем другие, такие как фермеры или даже король, поскольку они посвящены служению Богу. Лютер, с другой стороны, подчеркивал способность всех христиан действовать как равные перед Богом, независимо от характера их работы. В то время это была радикально демократическая концепция. По словам знаменитого исследователя лютеранства Пола Элтхауза: “Лютер низвел сообщество святых с небес на землю”.
15 июня 1520 г. папа Лев X издал публичный указ, в котором предупредил Мартина Лютера, что ему грозит отлучение от церкви, если он не отречется от 41 предложения, взятого из его трудов, в течение 60 дней. Вместо этого Лютер публично поджег указ 10 декабря. Таким образом, Лютер был отлучен папой от церкви 3 января 1521 года. Затем, 18 апреля, он появился на заседании Сейма (ассамблеи) Священной Римской империи, проходившем в Вормсе, Германия. На cейме в Вормсе Лютера снова попросили отречься от своих трудов. Он, однако, подчеркнул, что на него повлияет только разум или если в Священном Писании будет написано иначе. Он завершил свое свидетельство вызывающим заявлением: “На сем я стою. Да поможет мне Бог. Я не могу поступить иначе”. Вследствие этого Лютер был осужден как преступник императором Священной Римской Империи Карлом V. Фактически, Лютеру пришлось скрываться. Следует отметить, что ему, должно быть, потребовалось необычайное мужество, чтобы быть твердым в своей позиции, несмотря на сильное давление.
Будучи предан анафеме папой Римским, Лютер не остановился в своем служении и также отверг некоторые важные элементы католического учения, в частности, учение об индульгенциях и учение о высочайшем религиозном авторитете папы Римского, продолжая настаивать на Библии, как главном авторитете в вопросах Веры. Лютер учил, что спасение и, следовательно, жизнь вечная не зарабатываются добрыми делами, но принимаются только как безвозмездный дар благодати Божией через веру во Христа как в искупителя.
Можно сказать, что Лютер одним из первых бросил серьезный вызов Католической церкви, притом он не хотел порывать с ней и вступать в серьезный конфликт. Фактически он (может быть сам того не желая) пошатнул авторитет Католической Церкви доминировавшей в Европе в ту эпоху. Авторитет Папы Римского, его безаппеляционность была нарушена и подвергнута большому сомнению, хотя попытки были предпринимаемы другими богословами и до Мартина Лютера (Ян Гус, Уиклиф и др.). Многие верующие и в других странах, помимо Германии, были побуждены примером Лютера создавать национальные церкви, переводить Библию на понятный и родной для них язык.
По мнению немецкого социолога и философа Макса Вебера, реформаторская деятельность Лютера не только дала толчок Реформации, но также стала важным поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового времени. Объясняется это основами протестантской этики, одной из которых является концепция «призвания». Согласно этому принципу, каждый человек имеет те или иные таланты как дар божий и должен развивать их и трудиться наилучшим образом в своей профессиональной сфере.
Протестантизм избавил человека от огромной структуры священнослужителей-посредников (хотя полностью не отменил духовенство), которые стояли перед ним и Богом. Этот же факт избавил протестантов от тяжкой ноши – финансового содержания огромной церковной машины, которая, как увидел Лютер в своей поездке в Рим, занималась совсем не спасением душ человеческих, а сама по-настоящему погрязла в грехах и пороках. Фактически именно Лютер, используя поддержку немецкого дворянства, современные технологии (книгопечатание), а также перевод Библии на родной язык, "проломил" стену непонимания со стороны католического духовенства, не желавшего идти на уступки и стремящегося лишь к наживе.
После Мартина Лютера Европе уже не было шансов остаться прежней. Благодаря смелости Мартина Лютера, каждый человек мог смело сказать: "Я не хуже папы римского, я тоже могу толковать Библию". Это привело к тому, что индивидуализм и частные инициативы стали более поощряемы, свобода слова и возможность выступить с любым мнением, отличным от мнения большинства, стали более широко доступны. Мартин Лютер оказал огромное влияние на христианство, в частности, на протестантизм. Его перевод Библии на народный язык стал одним из ключевых моментов в истории христианства, а его учение о вере и благодати продолжает оставаться актуальным и в наше время.
Как следствие, Мартин Лютер оказал значительное влияние на христианство в целом, а также на католическую церковь. После Реформации католическая церковь столкнулась с серьезными вызовами и изменениями. В ответ на критику Реформации, католическая церковь провела ряд реформ, которые включали в себя организационное обновление и упорядочение вероучения. Одной из наиболее значимых реформ была Контрреформация, которая была запущена в 1545 году на Тридентском соборе. Целью Контрреформации было укрепление католической церкви и противодействие распространению протестантизма. В рамках Контрреформации были проведены реформы в области образования, миссионерской деятельности, а также была усилено контролирование духовенства.
В 1962 году начался Второй Ватиканский Собор, который провозгласил новые принципы, такие как признание других религий. В результате секуляризации общества в XIX и XX веке от активной религиозной жизни отошла значительная часть населения в католических странах Лютеране, как и другие протестанты, подвергались гонениям, осуществлявшимся католической церковью в период Контрреформации. В 1999 году представители Всемирной лютеранской федерации и Католической церкви подписали совместную декларацию об оправдании. Между лютеранскими и реформатскими церквями, подписавшими в 1973 году Лейенбергский конкордат, установлено евхаристическое единство.
Реформация привела к возникновению множества направлений в христианстве а точнее в протестантизме. Стоит сказать о самом термине "протестантизм" -
Термин «протестантизм» берёт своё происхождение от шпайерского протеста немецких князей в защиту Мартина Лютера. Вормсский эдикт 1521 года под давлением папского нунция объявил Мартина Лютера преступным еретиком. В ответ на это Первый Шпейерский рейхстаг 1526 года, по требованию князей-лютеран, постановил приостановить действие Вормсского эдикта до следующего рейхстага. Однако Шпайерский рейхстаг 1529 года решил вновь возобновить действие Вормсского эдикта. В ответ на это присутствовавшие на рейхстаге пять князей и представители четырнадцати свободных городов Священной Римской империи составили и провозгласили «Шпайерскую протестацию». По названию этого документа сторонники Реформации и были названы протестантами (то есть это не самоназвание и это "не против всего плохого / за всё хорошее" как часто думают). А совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий получила название «протестантизм».
В результате Реформации возникли следующие направления:
Лютеранство (родоначальники протестантизма): основанное Мартином Лютером, оно стало одним из крупнейших направлений протестантизма.
Кальвинизм: основанное Жаном Кальвином, оно стало одним из наиболее влиятельных направлений протестантизма.
Анабаптизм: это направление возникло в XVI веке и было связано с движением анабаптистов, которые отвергали крещение младенцев и призывали к крещению только взрослых.
Англиканство: это направление возникло в Англии в XVI веке и было связано с отделением английской церкви от римской.
Пресвитерианство: это направление возникло в XVI веке и было связано с учением о пресвитерах, которые были равными по своим правам и обязанностям.
Баптизм: это направление возникло в XVII веке и было связано с учением о крещении только взрослых. И многие другие.
наш сайт
Телеграмм https://t.me/lutheraug
Поделитесь своим мнением в комментариях!