Я тут недавно бил себя кулаком в грудь, что буду делать Т-34-76 производства СТЗ, и я все еще верен этому плану. Вооружившись литературой и фотографиями, я начал активно закапываться в тему производства танков в Сталинграде.
Как выяснилось, Т-34 производства СТЗ это даже относительно общей необъятности темы тридцатьчетверок – вещь в себе.
И тут надо немного вникнуть в то, что же из себя представлял Сталинградский Тракторный. Это был мощный завод безусловно, но в части производства танков имел серьезнейшую зависимость по многим компонентам от других предприятий. И башни, и корпуса машин производились в Харькове, Горьком, Мариуполе, на Урале и поставлялись россыпями. Ввиду этого, даже внутри одной серии могли попадаться танки с башнями, или корпусами разных производителей. При этом, естественно даже если и был какой-то партионный учет, то по итогам обороны Сталинграда я думаю о нем можно забыть.
Это с одной стороны дает широчайший простор для обоснования несоответствий модели и прототипа, но и несколько расхолаживает. Очень не хочется работать в контексте: «Я тебя слепила из того что было, а потом все это назвала… Т-34 от СТЗ.
Все же, есть и характерный внешний вид танка, который можно с высокой долей достоверности назвать сталинградским.
Мы постепенно рассмотрим все ключевые аспекты целевой машины, и начнем мы с башни.
Мне в руки попал литник башни от набора Звезды «Т-34 образца 1942 года», который был снят с производства. Но дело все в том, что этот набор многие критикуют, и критикуют оправданно. Однако с другой стороны, это единственная сталинградка, которая есть в чистом виде в масштабе 1:35. По крайней мере другую я не нашел.
Естественно, первое что приходит в голову, это сравнить звездовский пирожок с прототипом.
В целом, на СТЗ выпускались два основных типа башен.
Литая башня – это вроде как каноничная, заложенная в проекте. Она сильно похожа на сормовскую и харьковскую башни.
Сварная башня – более дешевая и технологичная. По ней хорошо видно, что культура производства в этом варианте была сильно ниже. Характеризуется скошенными вниз щеками, грубыми швами и накладными квадратиками над погоном башни.
Обе башни оснащались единым широким люком с примерно одинаковым размещением внешних элементов. Тыльная часть естественно различалась. На сварной башне это был накладной лист, а литая башня формировала монолитную плиту для всей задней части башни.
Верхняя часть башни была в целом почти похожая, равно как и бронировка орудия.
И что мы видим в сталинградке от звезды. Ну кроме низкого качества литья и наличия нет-нет облоя с которым можно мириться это в принципе узел, соответствующий референсу на сварную башню.
Ну что мы в принципе видим на сравнении? В целом, геометрия башни повторена сравнительно нормально. Из того что бросается в глаза, это слишком грубо отлитая в пластике квадратная нашлепка. Возможно она, (о ужас!) переразмеренна.
Кроме того, явно неверно выполнен сварной шов. Он должен быть "в шип", а на отливке в "стык". Сварка "в шип" это вообще визитная карточка сталинградцев в части Т-34.
Тыльная часть башни а точнее шов кажутся слишком массивными. Есть ощущение что он был все же более аккуратным. Но является ли это критичным моментом - не уверен.
И в целом на этом все! Я не вижу сильных расхождений с прототипом. Т.е. слухи о том что эта башня непригодна для постройки модели, я бы назвал сильно преувеличенными. С другой стороны, я могу что-то не увидеть. Поэтому, приглашаю всех к обсуждению.
Какие еще по вашему есть неточности, которые нужно исправлять?
Всем творчества! Всем креатива!