Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Советский гараж: как он стал местом притяжения и вдохновения?

Оглавление

Термин «гараж» возник из французского языка: слово garage означает «убежище». В эпоху Советского Союза гараж и превращался в нечто большее, чем просто место для хранения автомобиля!

Для многих он становился целым небольшим королевством — уединённым пространством, где можно было уйти от повседневных забот и посвятить себя любимым занятиям. Как гараж превратился в настоящий культурный феномен и почему советские мужчины так любили проводить в них время?

Гаражные кооперативы

В послевоенные годы СССР начал работать над концепцией счастливого советского гражданина. Для счастья жителю Союза, казалось бы, не было нужно много: хватало квартиры, автомобиля и дачи. До 1960-х в стране не было огромных гаражных кооперативов — автомобилей на улицах ездило не так много, а владельцы оставляли свои машины на улицах.

-2

Всё изменилось с принятием постановления от 24 сентября 1960 года, которое позволило гражданам объединяться в гаражно-строительные кооперативы (ГСК). Жители СССР получили право строительства коллективных гаражей — делать это приходилось за свой счет и своими силами.

Этот процесс и его трудности хорошо иллюстрирует кинолента Эльдара Рязанова под названием «Гараж».
-3

Обычно жители Союза строили свои гаражи из стандартных материалов: бетона и кирпичей, но потом в стране стали появляться «убежища» для машин и из металлических конструкций.

Металлоконструкции, кстати, производили на Ижорском заводе, основанном еще во времена Петра I.

Проекты гаражей часто были стандартными, но владельцы иногда старались добавить им индивидуальности. Чаще всего «изюминку» создавали при помощи выбора яркой краски для фасада, но иногда встречались и уникальные решения: например, гаражи, оборудованные из списанных автобусов или даже самолетных фюзеляжей (особенно часто они встречались в районах, близких к аэродромам, что логично).

Островок полной свободы

В гаражно-строительных кооперативах действовали строгие правила, запрещавшие использование гаражей вне предназначения. Но то, что происходило за железными дверьми, часто оставалось тайной для окружающих — владельцы гаражей могли делать там все, что им захочется. Каждый гараж площадью около 18 квадратных метров вмещал машину, занимающую примерно половину пространства, и всевозможные предметы: от канистр и шин до инструментов и рабочей одежды.

-4

Со временем граждане начали использовать гаражи как хранилища для дачных принадлежностей и прочих вещей, не помещающихся в квартире — лыж, велосипедов, удочек. Эти «сокровища» могли лежать там годами. Некоторые умельцы даже оборудовали в своих гаражах подземные погреба, расширяя полезное пространство.

Гаражи постепенно стали местами для самовыражения и личной свободы многих советских мужчин.

Владельцы автомобилей в гаражах осваивали различные виды ремонта, потому что советские машины, как и любые другие, часто ломались, в свободное время мужчины увлекались рукоделием или творчеством, заводили крепкую дружбу и полезные знакомства, организовывали кружки по интересам и вели душевные беседы за чашкой чая (или чего покрепче).

-5

С наступлением «Перестройки» и в постсоветский период гаражи обрели новую роль — они стали центрами частного предпринимательства: их использовали в качестве мастерских, складов или даже мини-производств. Гаражи стали отражением изменений в экономике и обществе того времени.

Эра самодельных автомобилей

Появление ГСК в СССР дало толчок уникальному явлению: созданию самодельных автомобилей. Энтузиасты, работая в одиночку или в группах, создавали в своих гаражах разные машины: порой эксцентричные, порой гениальные.

Александр Кулыгин Панголина
Александр Кулыгин Панголина

Эти советские изобретатели использовали всё подряд, от запчастей «Волг» и «Жигулей» до деталей «Москвичей» — они стремились воплотить в жизнь мечты о собственной машине. Самые удачные модели даже проходили техосмотры, получали официальную регистрацию и госномера!

  • В 1964 году москвич Олег Кучеренко построил в гараже автомобиль «Труд», самостоятельно изготовив многие детали для транспорта, включая двигатель. Этот самодельный автомобиль выделялся своим дизайном, который и по сегодняшним меркам кажется стильным.
  • Братья Щербинины — художники, которые в 1970 году собрали спортивное купе ГТЩ («Гран Туризмо Щербининых», представляете!) в своем гараже. Машина могла достигать скорости до 150 км/ч. Благодаря своему стеклопластиковому кузову эта машина выглядела как зарубежная. На её базе позже создали «Сатану» — проект Щербининых и братьев Алгебраистовых.

Создатели наиболее перспективных и интересных самоделок становились героями статей в прессе, некоторым изобретателям даже удавалось найти работу в конструкторских бюро автозаводов.

«Загаражье»

За гаражами скрывался еще один особенный мир: его «жителями» были те, кому еще рано заниматься автомобильной техникой. Это были места свободы, где можно было перепрыгивать с крыши на крышу, курить втайне от взрослых, готовить картошку на костре, обмениваться поцелуями и наслаждаться запрещенной музыкой из-за рубежа.

-7

Мир за гаражами был одновременно привлекателен и опасен. Но сегодня в больших городах этот мир почти ушел в прошлое, как и традиционный гаражный мир.

Историки называют советские гаражи культурным феноменом, который эволюционировал вместе со временем и обществом. В прошлом люди собирались в гаражах, а сегодня для общения доступно множество других мест — кафе, клубы, рестораны и, разумеется, интернет.

-8

Теперь, чтобы что-то починить, мы чаще обращаемся в профессиональные мастерские, а не делаем это самостоятельно в гараже. Наша жизнь, наши привычки меняются, «посидеть с друзьями в гараже» становится все более редким явлением, но из-за этого эти встречи «ценителями» любимы еще больше!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: