Для нас праворульные автомобили максимально непривычны и в некоторой степени неудобны, однако, если вы вдруг отправитесь в путешествие в Англию или, например, в Австралию и решитесь там сесть за руль, вам все же придется к ним приспособиться. Но с чем вообще связаны такие различия в движении транспортных средств на дороге? Неужели в этих странах живет больше левшей?
Чтобы понять, почему возникли различия в направлениях дорожного движения, следует копнуть глубоко в историю — аж в древние времена.
Как формировалось дорожное движение
История гласит, что первые дороги появились еще в Древнем Риме, и движение там было левосторонним. Об этом свидетельствуют археологические находки, среди которых был римский денарий (серебряная монета), датированный 50 г. до н. э. — 50 г. н. э. На нем были изображены два всадника, разъезжающиеся по левой стороне.
В большинстве своем люди являются правшами, и для удобства атаки врага всадники предпочитали левостороннее движение, чтобы держать орудие в правой — «рабочей» — руке. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны дороги удобнее, так как в этом случае меч, расположенный, как правило, с левой стороны, меньше мешает.
Левостороннее движение сохранялось и в Средние века — все по той же причине. Рыцарям нужно было держать правую руку свободной, чтобы в нужный момент быстро взять меч и начать обороняться. В 1300 г. папа Римский Бонифаций VIII издал буллу, средневековый папский документ, в котором предписал паломникам, направляющимся в Рим, придерживаться левой стороны дороги.
После того, как люди перестали ездить с оружием и видеть в каждом встречном потенциального врага, на дорогах в некоторых странах спонтанно начало формироваться правостороннее движение. Оно действительно во многом было удобно для правшей: при разъезде на дороге гораздо легче было свернуть на обочину, если она располагалась с правой стороны, натянув вожжи более сильной — правой — рукой.
Россия в этом плане не была исключением. Здесь так же стихийно создалось правостороннее движение, а затем оно закрепилось официальным документом: в 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении правостороннего движения для карет и извозчиков.
Левостороннее движение
Первый закон, согласно которому дорожные средства должны были передвигаться по левой стороне дороги, вышел в Англии в 1756 г. Тем, кто нарушит это правило, назначался внушительный штраф — фунт серебра. Правда, почему было издан такой указ, доподлинно неизвестно. Существует лишь версия, что причина кроется в английском судоходстве, где существовало негласное правило: корабли должны были расходиться друг с другом правым бортом, то есть движение было левосторонним. В результате чего, по предположениям, такой порядок стал соблюдаться и на суше.
Что касается Японии, то в этой стране традиция левостороннего движения уходит корнями в древность, когда самураи передвигались на лошадях по гористой местности с катанами на левом боку. Длинные мечи не имели никаких чехлов и ремней, они просто цеплялись за пояс, и чтобы случайно не задеть оружие другого самурая и тем самым не спровоцировать бой, всадники решили придерживаться левой стороны дороги. И поскольку самураи полностью исчезли только ближе к середине XIX века, никакой стихийной смены направления движения в Японии не наблюдалось.
Какие страны со временем сменили направление движения
Некоторые страны по разным причинам решили прекратить придерживаться древних традиций и сменили направление движения на автомобильных дорогах.
- Португалия перешла на правостороннее движение в 1928 году,
- Швеция — 1967 года. Здесь очень хотели искоренить британские правила дорожного движения.
- По той же причине на правостороннее движение перешли бывшие британские колонии в Африке: Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана. Это также было связано с соседством с бывшими французскими колониями, где используется правостороннее движение.
- Корея и Китай поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году.
- Самоа отказались от правостороннего движения в 2009 году из-за дороговизны леворульных автомобилей.
Интересно, что согласно исследованию 1969 года, которое было проведено дорожным инженером Джей Джей Лимингом, в странах с левосторонним движением уровень аварийности ниже, чем в странах с правосторонним движением. Как предположил автор работы, это может быть связано с тем, что большинство людей «правоглазые» и, следовательно, лучше способны оценить движение встречного транспорта, если оно находится с правой стороны. Тем не менее, результаты этого наблюдения не были восприняты многими странами как сигнал к действию. Впрочем, оно и понятно: первое время после введения изменений непривыкшие к такому водители могут создать гораздо большее количество аварийных ситуаций, чем существует сейчас.