Один человек религиозен, другой считает себя атеистом, третий еще не определился. Ученые давно задаются вопросом, есть ли разница в психологии людей верующих и неверующих. Кто более духовен, обладает высокими ценностями, практичен, рационален, больше добивается в жизни, стрессоустойчив? Рассмотрим психологию типичных представителей обеих сторон.
Верующий человек неверующему иногда кажется немного странным, получающим удовольствие от общения с Высшими силами. В то время как атеист более реалистично и приземленно смотрит на жизненные события. Если первый в большей степени уповает на то, что ему поможет Бог, и на все воля Божья, то второй надеется только на себя.
Болезни верующий человек воспринимает как испытание или наказание. Атеист, скорее, решит, что причина в неправильном образе жизни, экологии, плохом уровне медицины. Хотя нередко бывает и так, что в момент тяжелых испытаний неверующий обращается к Высшим силам.
КАК ВЕРУЮЩИЕ И АТЕИСТЫ ПЕРЕЖИВАЮТ СТРЕСС
Верующие больше уповают на судьбу, считают, что испытания даны свыше. Поэтому они меньше испытывают стресса. Если все предопределено, тогда зачем нервничать, переживать, ведь ничего нельзя изменить. Они уверены, что о них есть кому позаботиться, надо лишь правильно и искренне попросить.
Атеисты надеются только на себя, трезво оценивают происходящее вокруг, чаще берут ответственность на себя за собственные действия, что может повышать уровень стресса, ведь надеяться не на кого.
Исследования ученых показали, что вера имеет успокаивающий эффект, снижает тревожность, уменьшает страх перед неизвестным.
Атеисту не на кого надеяться, поэтому он вынужден сильнее концентрироваться на задаче, жизненных переменах, предпочитает планировать, чтобы уменьшить уровень стресса от непредсказуемости событий.
ЦЕННОСТИ И МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Вера предполагает соблюдение определенных заповедей, следование моральным правилам и нормам. Конечно, нельзя сказать, что атеисты аморальны и у них нет ценностей. И среди неверующих есть высокодуховные личности, которые никогда не пойдут на подлость.
Атеисты, преимущественно, обладают хорошим уровнем аналитического мышления. Они понимают, когда стоит лгать или нет, осознают, к чему могу привести те или иные поступки. Не всегда ориентируются на авторитеты, так как сами берут на себя ответственность за свои действия.
Для верующих важны такие моральные ценности, как: доброта, лояльность, святость, честность, уважение авторитетов (начальства, власти). Они верят в наказание за плохие поступки.
Тем не менее, психологи, изучая обе группы, пришли к выводу, что ни та, ни другая сторона не является более аморальной.
ВОСПРИЯТИЕ БОГА, БОЖЕСТВЕННОГО
Верующие и атеисты по-разному относятся к понятию Бога. Для первых он реален, существующий в действительности. Атеисты могут считать Бога придуманным персонажем, что-то вроде сказки. Интересно, что согласно исследованиям, у верующих во время молитвы активизируются те же области мозга, словно они разговаривают с реальной личностью.
Атеист может по-разному подходить к восприятию Божественного: непонимание, как можно верить в то, чего нет, высмеивание, отрицание, равнодушие.
ВОСПРИЯТИЕ БОЛЕЗНИ И БОЛИ
Атеист, чувствуя боль, находясь в состоянии болезни, обращается к медицине, лекарствам, собственным ресурсам организма. Ему не на кого надеется, кроме себя и внешних помощников.
Верующий обращается к Богу с просьбой убрать боль или помочь ее пережить. Интересно, что зачастую это помогает. Конечно, это не отменяет прием лекарств и посещение врача. Однако болезнь рассматривается немного с другой стороны. Возможно, эмоциональный подъем во время молитвы помогает заглушить боль, настраивает на позитивный исход, что помогает бороться с болезнью.
САМООЦЕНКА И САМОУВАЖЕНИЕ
Уровень самооценки зависит от многих факторов. Можно предположить, что верующий не должен обладать завышенной самооценкой, так как это близко к гордыне. Уважать стоит больше других, чем себя. У атеиста нет таких проблем. Конечно, есть и неверующие, имеющие низкий уровень самооценки, что, в том числе, проявляется в плохой стрессоустойчивости, ведь человеку неоткуда получить моральную и духовную помощь, кроме как от других людей.
ЛЮБОВЬ К СЕБЕ И ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ
Для верующих важна любовь к ближним, то есть они больше направлены на коллективное. Атеист склонен любить себя, как самое ценное. Это не означает эгоизма, а лишь то, что надо жить так, чтобы ты, твое удобство, твои цели были на первом месте. Но при этом и неверующий способен проявлять сочувствие, помогать другим, но не следуя принципам извне, а своим собственным.
Любовь к себе предполагает заботу о собственном теле, комфорте, саморазвитии.
Любовь к ближнему – альтруизм, но при этом собственный комфорт отходит на второй план.
Какой можно сделать из этого вывод?
Верующие больше склонны к подчинению авторитетам, коллективизму, альтруизму. При болезнях, трудных жизненных ситуациях, стрессах обращаются за помощью к Высшим силам.
Атеисты более рациональны, реалистичны, практичны, смотрят на мир не с точки зрения греха, а оценивают поступки, как правильные и неправильные, допустимые и нет, берут на себя ответственность за собственные действия.
Делитесь мнением. Какие особенности поведения, мышления вы замечали у верующих и неверующих?
Ваш психолог, Сорокина-Чеченева Полина
Помогаю при психосоматике, тревоге, депрессии, панических атаках, проблемах в отношениях, РПП и др. ситуациях
Записаться на консультацию можно здесь
Автор: Сорокина-Чеченева Полина Константиновна
Психолог, Клинический
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru