В 1989 году на экраны вышел фильм «Любовь с привилегиями». Недавно его пересматривала. Вполне себе конъюнктурный, в духе времени. Номенклатурный герой, и героиня, чьи родители пострадали от репрессий. Понятно, что симпатии на ее стороне. Но такая ли уж она честная и прекрасная?
Вроде как эта вся номенклатура ей «враждебна». Но она «западает» на героя —Константина Гавриловича. Ей импонирует внимание такой персоны.
Она, вначале энергично подпевающая песне Галича, исполняемой зятем-бездельником про «первачей, стукачей, палачей», вдруг замолкает, глядя на героя-чиновника.
Она радуется, когда силами этого чиновника ей устанавливают дома телефон, на установку которого они стояли в очереди много лет. Дети, которые тоже «такие все борцы», настаивают и на плите новой, и чтоб в Москву перебраться. Сразу готовы всеми благами от вражеских номенклатурщиков воспользоваться.
Далее героиня перебирается к герою в Москву, и ей тоже все очень нравится. Нравятся картины на стенах новоиспеченного супруга. Нравится «блатное» ателье, где все можно заказать недорого. Пышность застолий. Нравится говорить «благодарю вас» прислуге. Нравится «крутая» дача.
Она с удовольствием купается во всех этих благах, и ничего ее особо не смущает. И друг мужа, генерал КГБ, такой симпатичный. И своей «коллеге по несчастью», у которой тоже арестовали родителей, которая выражает ненависть ко всей этой партийной элите, она говорит что-то в духе: «Да мой-то муж хороший».
И когда на отмечании свадьбы собравшиеся друзья Константина Гавриловича начинают бравурно исполнять «Артиллеристы, Сталин дал приказ», Ирина же молчит. Не выступает принципиально, как выступила бы моя мама, при том, что у мамы родители не пострадали от сталинского режима, а у героини — да. Только у героя Табакова (хорошего генерала КГБ) на лице написано недоумение.
И лишь «личный» момент сбивает ее: когда она видит подпись мужа под делом отца, выданным ей в КГБ. Но ее обвинения в духе «если б ты не подписал, другой не подписал», наивны. Потому что страх, круговая порука, тоталитаризм. Что, героиня не знала, что удачная партийная карьера в т е годы складывалась подобными способами, в том числе?
И живет же она в конце в квартире в Новокосино, в квартире, предоставленной ей по блату через бывшего мужа. Иначе бы никак не получила. А когда он говорит ей об этом, говорит, что «мы говорим на разных языках». А он правду сказал. Из Москвы ей уезжать не хочется. И своих неприятных дочку с зятем тоже перетащила, пашет на них и ютится на кухне.