Статьи о яхтинге
Учебные материалы Яхтенной школы АМС
Путешествие на яхте - это путешествие в замкнутом и весьма ограниченном пространстве, где практически невозможно скрыться от глаз и даже ушей других членов экипажа. Эта неизбежная близость приводит, особенно в длительных переходах, к возникновению психологических проблем в экипаже.
О важности психологии в таких условиях очень хорошо написал Тур Хейердал в своей книге «Путешествие на Кон-Тики»: «Никакой шторм, никакой циклон не опасен так, как личные недоразумения, когда шесть человек на несколько месяцев заточены вместе на тесном пространстве плота».
И пусть современная крейсерская яхта - не примитивный бальсовый плот, и далеко не все яхтсмены собираются ходить в море по несколько месяцев, неприятности могут возникнуть даже в недельном прибрежном плавании.
Давайте сначала посмотрим, какое поведение члена экипажа на яхте зачастую вызывает явное недовольство других членов экипажа и приводит к конфликтам, а потом подумаем, как можно избежать психологических проблем на борту или хотя бы сгладить их.
Поведение, вызывающее психологическое напряжение и приводящее к конфликтам
Невыполнение или ненадлежащее выполнение членами экипажа своих обязанностей
Типичными примерами являются сон на вахте, невымытая посуда на камбузе, пренебрежение настройкой парусов при изменении ветра и так далее.
Отсутствие своевременной помощи
Может случиться так, что член экипажа, стоящий на вахте, не может в одиночку справиться с возникшей проблемой. Если вы будете безучастно и отстраненно наблюдать и не поспешите с помощью, будьте уверены - это обязательно приведет к конфликту.
Опоздание на вахту
Любой человек ждет, когда же наконец закончится его вахта. И если ваша вахта начинается в три часа, это значит, что вы должны быть на вахте ровно в три часа, ни минутой позже. Здесь не работают никакие оправдания.
Опоздание к общему приему пищи
На судне существуют определенные ритуалы, нарушать которые ни в коем случае нельзя. Завтрак, обед и ужин - это святое. Опаздывать на них так же плохо, как и опаздывать на вахту. Представьте себе чувства кока, который целый час, а то и больше, готовил для экипажа совершенно потрясающее блюдо, которое нужно непременно съесть горячим. Будете опаздывать на завтрак, - в итоге получите соленый чай.
Эгоизм
На лодке на первом месте всегда стоят общие интересы экипажа. Если вы захотите, к примеру, съесть яблоко, то как это нужно сделать? Правильно, нужно громко предложить всем, - кто хочет яблоко? По опыту известно, что мало кто откажется. Поэтому разрежьте пару яблок на дольки и угостите весь экипаж. К проявлению эгоизма также относится уход с лодки сразу после швартовки. Пока вы с удовольствием пьете кофе или едите круассан, ваши товарищи убираются на камбузе или моют кокпит. Мораль - сначала общие интересы экипажа и яхты, а потом уже личные интересы и удовольствия.
Неконструктивная или грубая критика
Орать, что все плохо и не так, может каждый. Не всё и не всегда получается так, как хочется. Прежде чем громко выражать свое неудовольствие, подумайте, решит ли это проблему. Если нет, то и орать бессмысленно, нужно быть тактичным.
Профессиональное высокомерие
Не стоит вести себя так, как будто вы - единственный человек на борту, кто знает, что и как нужно делать, а все остальные - бесполезный балласт. Даже если вы что-то делаете лучше всех, постарайтесь избавиться от менторства, ваша карма только скажет за это спасибо.
Несоблюдение чистоты, порядка, опрятности и правил гигиены
Законное недовольство членов экипажа непременно вызовут разбросанные вещи, захламленный штурманский стол, неубранная вовремя посуда или неопрятный внешний вид. Типичный пример, - пара членов экипажа захотела попить чаю. Вскипятили, заварили, попили, никакого греха в этом, естественно, нет. Важно только не забыть убрать за собой, - смести крошки печенья со стола, помыть и убрать кружки, иначе все эти накопившиеся кружки придется убирать другому члену экипажа, готовящему очередной обед или ужин. Пару раз не помыли и не убрали за собой, - готовьтесь к разборке.
Озабоченность расписанием путешествия
Хуже нет, чем нервозность, вносимая членом экипажа, который куда-то опаздывает: на самолет, на важную встречу, на сеанс связи. Держите себя в руках. Ваши проблемы - это ваши проблемы, а не проблемы всего экипажа, который хочет просто наслаждаться путешествием. Помните, вас ведь предупреждали, что не надо брать невозвращаемых авиабилетов, когда вы идете через океан.
Гендерные отношения
Вы никогда не замечали, как иногда ведут себя влюбленные пары на яхте? Девушки, милые, на лодке все мужчины равны, каждый достоин лучшего кусочка мяса из сковородки. Преувеличенная забота о вашем единственном мужчине обязательно станет поводом сначала для улыбок, а потом и для глухого раздражения.
Каким же образом можно избежать или хотя бы смягчить возможные недоразумения между членами экипажа в яхтенном путешествии? Начнем решать вопрос хронологически - с подбора экипажа.
Основные правила подбора экипажа
- Необходимость общей (или хотя бы непротиворечивой) цели путешествия у всех членов экипажа.
- Не брать пессимистов. В вашем экипаже стакан всегда должен быть наполовину полон.
- Не брать в море незнакомых людей, старый друг лучше новых двух. Однако люди порознь и люди в группе - не одно и то же, и друзья на суше - не обязательно друзья в море. Поэтому для решения проблемы совместимости для дальних переходов совершенно необходим именно совместный морской опыт.
- С будущим экипажем непременно нужно выпить. «Что у трезвого на уме…» - в этом изречении очень много правды. Если человек не пьет, придется ограничиться предыдущим пунктом.
- Нужно подбирать экипаж с нужными и достаточными компетенциями. Неуспешные действия в напряженной обстановке и неспособность достичь нужного результата неизбежно приведут к ухудшению психологического климата.
Основные правила организации жизни на лодке как залог хорошего психологического климата
- Неукоснительное соблюдение принципа единоначалия. Авторитет капитана - основа хорошего психологического климата. Хорошей идеей является решение сложных проблем именно через капитана, и капитан должен быть к этому готов.
- Обязательный брифинг на берегу о правилах общежития на лодке.
- Четкое распределение вахт и обязанностей на лодке и контроль за их исполнением.
- Подготовка постоянной занятости членов экипажа. Не секрет, что дальние и длительные переходы оставляют довольно много свободного времени. Это время необходимо заранее заполнить и продумать, - кто-то пишет летопись путешествия, кто-то ведет фото и видеосъемку, кто-то изучает астронавигацию и так далее.
- Хорошо работает только тот, кто хорошо отдыхает. Заранее готовим библиотеку, скачиваем сериалы, набираем настольные игры.
- Сухой закон, - без разрешения капитана алкоголь не употребляется, злоупотребление алкоголем на яхте никогда не доводило до добра. Однако при наличии сухого закона иногда небольшое количество алкоголя само по себе создает праздник на борту, некое расслабление и отдушину, возможность высказать и отпустить накопившееся раздражение или обиды.
Как должен вести себя капитан, если в его экипаже возникают какие-то проблемы?
Юрий Сенкевич, в качестве доктора совершивший три океанских путешествия с Туром Хейердалом на папирусных лодках, написал книгу «С Хейердалом через Атлантику». Одной из задач Сенкевича было исследование психологии экипажа. Вот как в своей книге он описывает приемы управления Тура Хейердала.
«… Между демократизмом и единоначалием нет четкой границы, все зависит от приемов управления. Если руководитель осуществляет полный набор управляющих действий, эффективность автократической группы ничуть не меньше, чем демократической.
Некто закапризничал, жалуется на нездоровье — всем вокруг ясно, что не так уж он болен, и от капитана ждут поступков, — а капитан медлит.
Капитан с наслаждением отругал бы его за эти «штучки» и отправил бы к румпелю, но нет гарантий, что тут же не возобновится полемика, не разгорятся страсти, не появятся обвинители и защитники, — и Тур отпускает притворщика с вахты, берет на себя его дежурство, хотя сам устал ничуть не меньше других.
Это не либерализм, не отступление, не сдача позиций. Просто Тур понимает сложность взаимоотношений в коллективе, сознает, что Париж стоит мессы, что единение экипажа дороже внеочередных часов у руля.
Это и есть инверсия знака регулирования. Отказ от немедленного достижения частных целей ради достижения прежде всего целей общегрупповых.
… Теперь весь экипаж неодобрительно настроен к «трюкачу»: «Тур за тебя дежурит, эх ты...» — и пользы от этого неодобрения куда больше, чем от капитанского выговора. Хитрецу не удалось сыграть роль беззащитной жертвы, на что он, возможно, втайне надеялся.
Другое событие. На борту «Ра-2» идут споры, строить или не строить на корме брезентовую стенку. Тур уверен, что лоскутом ткани от океана не отгородишься. Вырази он это во всеуслышание, молви властное командирское слово — и вопрос будет решен. Но Тур говорит: «Не знаю. Не уверен, что поможет. Я лично — против. Но давайте попробуем».
При таком подходе к проблеме он как руководитель в любом случае не проиграет: удастся эксперимент — прекрасно, все, что лучше для «Ра», лучше и для Тура, и он первый признает свою неправоту. Не удастся — ну, что ж, зато у Юрия и Сантьяго прибавится опыта, опыт без риска не приобретается, в следующий раз не семь, а двадцать семь раз отмерят, прежде чем резать.
Так советует и житейская мудрость: учи плавать на глубоком месте. А по-научному это называется временный обмен функциями, сознательная уступка инициативы младшему партнеру.
Сколько я встречал на своем веку командиров, бравших горлом и железной хваткой! Тур не таков. Он избегает вмешиваться в мелкие свары, как бы не замечая их (выжидание) или стремится сгладить углы ироническим замечанием, трезвым, спокойным словом (инициальная коррекция). Но если уж его глаза становятся маленькими и колючими (принуждение) — берегись!
Вот вам пять приемов управления; все они только что перечислены. Тур пользуется их гаммой, интуитивно чувствуя, когда какую клавишу нажать. Оттого и единоначалие его не обременительно, и лидерство его, как я уже упоминал, не формально».
Итак,
Правила управления по Хейердалу
- Инверсия знака регулирования - отказ от немедленного достижения частных целей ради достижения целей общегрупповых.
- Временный обмен функциями - сознательная уступка инициативы младшему партнеру.
- Выжидание - невмешательство в мелкие разногласия группы.
- Инициальная коррекция - ироническое замечание трезвым и спокойным голосом.
- Принуждение - крайняя, но иногда возможная мера.
Личные качества, необходимые для поддержания хорошего психологического климата в экипаже
- Уважение к личности, духовным ценностям и компетенциям каждого члена экипажа, понимание границ личной свободы.
- Оптимизм и позитивная нацеленность на решение проблемы, а не на поиски причин их возникновения.
- Умение слушать и слышать, увидеть ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, умение поставить себя на место другого человека.
- Спокойствие и выдержка в любой ситуации, умение сначала считать до десяти, а потом говорить.
- Умение находить и соглашаться на мелкие компромиссы ради поддержания общего психологического климата и достижения общих целей.
- Внимательность к психологическому климату в экипаже, поддержка и поощрение каждого члена экипажа, подчеркивание ценности вклада каждого члена экипажа в достижение общих целей.
И, наконец, самое главное - чувство юмора, самое простое, действенное и волшебное средство для решения любых проблем в экипаже.