Решение об очередной попытке прорыва блокады Ленинграда Ставка ВГК приняла после успеха под Сталинградом. Окружение и разгром группировки Паулюса зимой 1942 года в корне переломило ситуацию на фронте. Немцы были деморализованы, а в частях Красной Армии, наоборот, царил сильный душевный подъем.
Для деблокирования города решили нанести удар в самом узком месте немецкой обороны — под Шлиссельбургом. Там враг удерживал 15-километровый плацдарм, вдоль и поперек перепаханный траншеями и противотанковыми рвами — фактически неприступный рубеж, откуда он обстреливал ледовую Дорогу Жизни.
Советская операция получила название «Искра» и началась 12 января 1943 года. С запада через Неву двинулась пехота Ленинградского фронта (командующий генерал Говоров) при поддержке танков и артиллерии. А с востока на врага пошла 2-я ударная армия Волховского фронта (командующий генерал Мерецков). За первый день боев нашим частям удалось продвинуться на 2–3 километра. Враг оказывал жесточайшее сопротивления, бросая в бой новые резервы.
Но все же единая линия обороны гитлеровцев была порвана, снарядов и техники им не хватало, а отдельные подразделения врага оказались в окружении. И вот 18 января 1943 года части Волховского фронта пошли в атаку и соединились с войсками Ленинградского фронта. Блокада Ленинграда была прорвана.
До полного ее снятия оставался еще целый год, однако город получил сухопутный путь снабжения с Большой землей, на котором тут же началось строительство железной дороги Шлиссельбург-Поляны. Ее символично назвали «Дорога Победы». Однако из-за того, что линия проходила по узкому коридору, и до позиций врага было всего 3–4 км, дорога постоянно находилась под обстрелом, получив среди красноармейцев нелицеприятное имя «коридор смерти».