Вопрос очень похож на вопрос “что первично - спрос или предложение”?! И пока люди искали ответ на этот вопрос сломалось тысячи телефонов и клавиатур, брошенных в стену. Но ответ так и не был найден. Те кто спорят, как правило остаются при своем мнении и не меняют его.
“Спрос рождает предложение” - говорят одни.
“Нет. Предложение рождает спрос” - вторят им другие.
И длится этот спор уже “много лет” и конца ему не видно. Вместе с тем мой вопрос - “что первично? продукт или продажи?!”
Одни говорят: “Надо сделать продукт, который нужен рынку. Продукт который решает боли клиентов. Который будет дешевле аналогов. Лучше в качестве. С лучшими условиями отгрузки. Продукт. Продукт. Продукт. А продажи будут строится под продукт”
Аргумент, который они используют: “Если выходить на рынок с продуктом, который итак уже есть и ничем не отличаться - мы ничего не добьемся. А потому нам обязательно надо отличаться от конкурентов и быть лучше”.
Другие (те, кто считает, что первичны продажи) говорят: “Нужна практика и доказательства. Запустить трафик, посмотреть количество лидов, сделать предпродажи. А лучше продажи. Получить деньги. А дальше делать продукт под эти контракты”.
Аргумент, который они используют: “Деньги - это единственное доказательство живучести темы/ниши/бизнеса. Оплаты клиентами тому подтверждение”.
А что думаю я?! По отдельности ни продукт ни продажи не первичны. Они оба стоят следом за идеей. Идеей я называю горизонт видения основателя, владельца. Как далеко он (основатель) видит бизнес, который он делает? И уже под эту идею и “подстраиваются” и продукт и продажи.
Пример.
Иван и Дмитрий. Два предпринимателя. Оба запустили бизнес в этом году. Иван видел, что на рынке куча косяков у ремонтных компаний и (имея опыт), решил открыть свою компанию по ремонту. Свою, но лучше тем те, кто есть. Он изучил конкурентов, выписал все косяки и в своем продукте убрал их. Цель у него была - “сделать лучшую компанию по ремонту на рынке”.
Дмитрий же тоже имел опыт в ремонте и тоже открыл бизнес. Сделал почти тоже самое что и Иван. Только идея у Дмитрия звучит так: “Построить город нового типа, где новым типом я назвал эргономику пространства возведенную в абсолют. Каждый метр улиц моего города используется для обеспечения комфортной жизни его жильцов. Дороги в этом городе сами генерят электричество, солнечная, ветряная, магнитная, водяная и другие типы энергией. Здания построены из материала, который легко можно демонтировать, чтобы перенести его и/или расширить площади”. И так далее.
Оба занимаются ремонтами в своем городе. Оба делают немного лучше, чем конкуренты. Разница в том, что Дмитрий знает куда он идет и куда ведет свою компанию. Это отражается на сайте компании, в буклетах, в выборе поставщиков строительных материалов, в оформлении документации, в подходах к автоматизации процессов в организации, в структуре организации. В оформлении офиса в конце концов. И Дмитрий и сотрудники его компании принимают решения, пропуская их через призму вопроса: чем и как это поможет нам в достижении цели. Это решение приближает нас к цели?
Менеджеры отдела продаж Дмитрия в разговорах с клиентом, рассказывают цель компании и объясняют: Мы планируем жить долго и каждый хорошо и вовремя сделанный ремонт сегодня, это еще один потенциальный жилец нашего будущего города. Мы в ремонте будем использовать только такие материалы и подходы, чтобы вы даже через 15 лет, узнав, что мы заложили первый камень в нашем городе и открыли продажи - вспомнили, пришли и купили. И мы все эти 15 лет будет с вами на связи”.
Чувствуете разницу и глубину? Вот как то так. Идея как птица и она первична. А продукт и продажи - это два крыла этой птицы. Без продукта нечего продавать - птица не полетит. Без продаж продукт придет в упадок и сгинет вовсе - птица не полетит.