Чеховское ружьё — принцип драматургии, согласно которому каждый элемент повествования должен быть необходим, а несущественные элементы должны быть удалены; в истории не должно появляться элементов, обманывающих ожидания аудитории тем, что никогда не играют роль в дальнейших событиях.
«Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать» — писал Антон Павлович в письме к Александру Лазареву, подразумевая здесь монолог в первом водевиле Лазарева «Старый друг», посчитав его излишним и не имеющим отношения к остальной части пьесы.
Позже драматург Илья Гурлянд указал, что записал подобные слова Чехова летом того года: «Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его».
📍Понимать суть этого драматургического принципа необходимо, чтобы:
- не нагружать текст деталями, которые не имеют сюжетного значения;
- не обманывать ожидания читателей;
- научиться внедрять в историю только то, что действительно важно;
- привычка «стрелять по-чеховски» сделает вас лучшим автором!
Совет о том как развешивать ружья. Когда планируете роман, рассказ, сценарий. Вы же планируете? Делаете сюжетную схему? Так вот, когда вы планируете очередную поворотную точку или кульминацию, вы уже знаете, что произойдет в этом месте с героем, поэтому подумайте заранее и подкиньте в начало сюжета то самое ружьё, которое сработает в точке. Читатели будут вам благодарны.
Однако действуйте с головой и без фанатизма. Принцип Чехова прекрасен, но это не значит, что каждый предмет и каждая деталь должны стать ружьями. Для развития сюжетного поворота и передачи атмосферы вы можете поместить героя в лес, например, описывая в красках природу и окружение, но вовсе необязательно, чтобы каждое дерево или белка в нём когда-нибудь «выстрелили».
P.S. 🪶 Полное письмо А. П. Чехова.
«Добрейший Александр Семёнович! Водевиль Ваш получил и моментально прочел. Написан он прекрасно, но архитектура его несносна. Совсем не сценично. Судите сами. Первый монолог Даши совершенно не нужен, ибо он торчит наростом. Он был бы у места, если бы Вы пожелали сделать из Даши не просто выходную роль и если бы он, монолог, много обещающий для зрителя, имел бы какое-нибудь отношение к содержанию или эффектам пьесы. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. Пусть Даша молчит совсем – этак лучше.»
𝓐𝓷𝓷𝓮 ~