Мне легко быть честной с подростками, которые ко мне приходят на консультации и терапию. Потому что я психолог, я не родитель, я не живу с ним в одном доме, одной жизнью. Хотя тоже бывают ситуации, когда мне надо экологично разместить свою честность с подростком и это оказывается сложной задачкой.
Очень легко быть честным с чужим человеком. С малознакомым.. но с близким, тут ты как на сцене, подсвеченный со всех сторон. И мне было очень не просто быть честной со своей дочкой, когда ей исполнилось 13. Не то чтобы я ее обманывала, нет. Просто я даже не понимала тогда, что не честна с ней. Уязвимые части меня были спрятаны от нее, и я не знала, как с ней говорить о своих слабостях, промахах, неуспехах. Как признаваться, что то, чему я ее учу, я пока сама не совсем умею.
Я много чего не знала и не понимала. И это все создавало между нами напряжение, так трудно было быть вместе, быть в контакте, хотя мы любили друг друга и нуждались в этом контакте.
Очень легко можно обмануться в этом вопросе. Думать, что ты честный, но это не так.
Потому, что у нас есть два мозга - один лимбический, эмоциональный. Второй - кора, ум, разум, логика. И они могут работать в некотором смысле отдельно друг от друга.
На уровне логики я говорю, мне не страшно. Но тот, кто рядом, он видит, как у тебя трясутся руки.
Честность - это конгруентность. Это согласованность того, что мы говорим и чувствуем, того, что мы транслируем и делаем.
Подростки очень чувствительны к нашей неконгруентности. И вот такую несогласованность подростки часто принимают за обман:
- как это ты не злишься, у тебя челюсти так сжаты, и кулаки.. как будто ты меня сейчас ударишь! зачем ты мне врешь??
Стыд, страх, грусть еще как то можно признавать, говорить о нем. Но вот стыд и вина, сложнее.
Иногда подростки приходят ко мне переполненные стыда. И мне надо в этом случае что-то рассказывать о себе. Показать на себе, как я проживаю стыд. И это должна быть история не очень личная, чтобы не смутить подростка. Я могу рассказать про то, как однажды меня обвинили незаслуженно в воровстве. Как я списывала на контрольных. Как со мной не хотели дружить. Как ошибалась.. я делала такие обидные ошибки на алгебре, учила, решала сложнейшие примеры, но могла перепутать 3 и 4 , это было так обидно. А меня потом еще и стыдили за это. От стыда я становилась еще невнимательнее.
Испытывать стыд, слабость и униженность - это адский ад в нашем обществе. Мы все делаем вид, как будто этого не существует. Сколько симптомов растет на этой благодатной почве.
И как мы можем научить своих детей испытывать эти сложные чувства, состояния, когда сами их не переносим.
А подростка необходимо научить не только выигрывать, но и проигрывать. Проживать свою силу. И свою слабость.
Родители иногда мне говорят, что обсуждать личное не могут с детьми, тем более с подростком. Говорить о чувствах, переживаниях. Как буд-то это так интимно.
Может найти и обозначить конкретную черту: где личный опыт, который можешь разделить с ребенком, где интимный опыт. Четкая ясная адекватная граница - поможет быть искренним и в меру открытым с подростком.
Я могу сказать: мне сейчас грустно, потому что.. я сегодня слабая и растерянная, не могу тебе ничем помочь или у меня вот такая проблема и я в отчаянии, мне сложно разговаривать.
Я не могу обсуждать: свои любовные истории, свои сексуальные проблемы, свои недовольства партнером.
Мне не стоит: рассказывать в подробностях свои переживания, свои страхи, тревоги.. достаточно дать понять что "со мной происходит вот это". Можно быть честным на 100% и открытым на 10%.
Ребенку важно знать, что с вами происходит, важно видеть пример как справляться с переживаниями, и в то же время, ему тяжело будет, если выгружать на него весь свой эмоциональный опыт.
Его могут напугать откровения, например, что вы боитесь увольнения - ведь он от вас зависит.
Его могут напугать откровения сексуального характера - так как есть страх инцеста.
Важно сохранять в контакте с ребенком образ "достаточно устойчивого родителя". И в то же время не быть темной лошадкой. Поверьте, детям очень трудно проживать рядом с таинственными загадочными родителями.
Группа ВК Детский психолог https://vk.com/deti289
Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы.
Автор: Ештокина Евгения Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru