Здравствуйте, друзья. Я не могу назвать себя историком. Разве что диванным. Ну, знаете, из тех, кто всë знает, но неточно. Где-то что-то слышал, где-то что-то читал... А читаю я много.
Конечно, у вас, дорогие читатели, возникнет вопрос: "А что ж ты, гражданин хороший, нам тут заливаешь про рукопожатия в Древнем Риме, если ты не историк? " Дык, это... В книжке одной вычитал.
Есть такая книга, "Иудейские древности", Иосиф Флавий написал. Жил он в первом веке нашей эры. Был, кстати, римским гражданином. Тогда это много значило. Апостола Павла, если кто помнит, даже выпустили из тюрьмы, когда он заявил, что он римский гражданин. Но не будем отвлекаться. Речь то о Иосифе Флавии идëт.
Йосеф бен Матитьяху был образованным юношей, довелось ему побывать и в Риме, где он проникся греко-римской культурой (сам он был евреем по национальности, если кто не понял). Но тут евреи восстали против римского владычества, и Иосифу было поручено защищать Галилею. Иосиф набрал войско, оборонил города, но в Иудею пришëл Веспасиан, и стал завоëвывать города один за другим. Иосиф со своим отрядом заперся в крепости Иатопата. Почти все товарищи Иосифа предпочли смерть позорному плену, а Иосиф решил сдаться.
В плену у Иосифа прямо сразу как-то всë заладилось. Он предрëк императорскую власть Веспасиану, а после того, как этот его прогноз сбылся, стал любимцем Веспасиана. Тот даже дал ему свою фамилию.
Иосиф Флавий, конечно, предатель, но нашим современникам он больше запомнился как историк и писатель, написавший "Иудейскую войну" и " Иудейские древности". Книга "Иудейские древности"—единственное произведение первого века, подробно описывающее времена Христа( кроме Нового Завета, разумеется), там, кстати, про него упоминается.
В общем то, именно в " Иудейских древностях", в книге 18, главе 9 сказано про рукопожатия. Тут история такая: в Вавилоне жили два брата—еврея, Асиней и Анилей. Отца у них не было, и мать послала их учиться на ткача. Как утверждал Флавий, это занятие для мужчин было не зазорно в той местности. Но учитель им попался уж очень суровый. Часто ругался, а один раз так и вообще избил. Вспыльчивые юноши тут же ушли от него, набрали оружия, сколотили банду и стали промышлять совсем не ткачеством.
Сперва они обратились к обитавшим неподалëку пастухам с таким предложением: если пастухи будут обеспечивать молодых людей баранами и остальным пропитанием, то молодые люди (давайте во избежание недоразумений назовëм их разбойниками) готовы пообещать свою дружбу и охрану от всяческих неприятных неожиданностей, ну а если пастухи откажутся от такого заманчивого предложения, то разбойники пообещали посодействовать с возникновением этих самых неожиданностей. В общем, пастухи согласились.
Дальше—больше. Силы их крепли, банда разросталась, они наводили страх на всех в округе. Молва о них дошла, наконец, до парфянского царя. Вавилонский сатрап набрал войско из парфян и вавилонян, и двинулся на разбойников, желая застать их врасплох. Сатрап тихо оцепил местность, и решил дождаться следующего дня. Это была суббота, день, когда евреи не работают и не воюют. Парфяне тихо подступались, готовясь к броску.
Асиней с товарищами отдыхал в это время, и тут он насторожился:
—Парни, слышите ржание коней? Это не те кони, которые просто пасутся в поле, это кони, на которых сидят седоки. Я слышу лязг удил. Надо бы послать кого-нибудь поглядеть.
Вернувшиеся разведчики подтвердили его слова. Тогда Асиней решил так:
—Наши враги решили напасть на нас в субботу. Они уверены, что в этот день мы не будем сопротивляться. Ну и пусть они так думают.
Асиней решил напасть первым, и эффект неожиданности был уже на его стороне. В этот день они перебили множество врагов, и даже обратили их в бегство.
Между тем, парфянский царь, узнав о воинских успехах Асинея и Анилея, пожелал лично повидаться с ними. Он послал своего верного телохранителя с посланием:
"Царь Артабан готов подавить свой гнев ради вашей доблести, хоть вы и нанесли оскорбление ему и его стране. Он послал меня предложить вступить с ним в союз, и предоставляет вам безопасный проезд по всем его дорогам, и просит дружески явиться к нему без обмана и коварства.При этом он обещает подарки и почëт"
Асиней не решился поехать к царю, опасаясь подвоха. Поехал его брат Анилей. Артабан, увидев одного Анилея, спросил о причине отсутствия Асинея.
Далее я приведу прямую цитату из "Иудейской войны" так как данный отрывок имеет прямое отношение к теме нашей статьи.
"Узнав, что тот остался в своей низине из опасения, царь стал клясться всеми богами, что он никогда не обидит никого, кто явится к нему, полагаясь на его слово. При этом он протянул ему свою правую руку, что служит у варваров доказательством величайшего доверия. Никто из них, дав правую руку, никогда не счëл бы себя вправе обмануть другого и никто не сомневался в своей безопасности, если получит это доказательство верности со стороны тех, кого он подозревал бы в желании причинить ему зло".
Получается, что у варваров древности рукопожатие означало, что люди, пожавшие друг другу руки, никогда уже не сделают друг другу ничего плохого. Когда царский телохранитель Авдагас просил царя разрешить ему убить Асинея, как человека, который причинил зло парфянской стране, царь ответил, цитата:
"Не могу же я дать тебе такое разрешение по отношению к человеку, доверившемуся моему слову, человеку, которому я дал свою правую руку и которому поклялся именем богов. Но если ты толковый человек, то не заставишь меня прибегнуть к нарушению клятвы и сам постараешься отомстить за попранную парфянскую страну. Поэтому, когда он пойдëт назад, , ты напади на него и без моего ведома расправься с ним".
Артабан, казалось бы, нашëл лазейку, чтобы обойти обязательства, связанные с его рукопожатием, но он был честным до конца: он назначил Асинея военачальником Вавилонии, и Авдагас ничего не смог сделать Асинею.
Я предвижу возражения читателей: "Автор заявил, что рукопожатие считалось варварским обычаем среди жителей Римской империи l века, но мы здесь читаем сочинения какого-то еврея, при чëм здесь Рим? "
Дело в том, что Иосиф Флавий писал "Иудейские древности", находясь в Риме, будучи римским гражданином, сочинение предназначено для греков и италийцев, здесь ясно видно что ни о каких рукопожатиях здесь тогда и не ведали.
Ну ладно, про рукопожатия у меня всë, а чем закончилась история Асинея и Анилея? Асиней стал очень важным лицом, 15 лет все дела в Месопотамии делались только через него. Анилей влюбился в жену одного парфянского военачальника, и под надуманным предлогом вызвал того на поединок, убил его и завладел его женой. Эта женщина переехала в дом Анилея, и захватила всех своих домашних идолов, и продолжала поклоняться им. Это обстоятельство вызвало возмущение в еврейском обществе, и многие укоряли Анилея за то, что он глумится над иудейскими законами, взяв в жëны чужестранку, которая покланяется чужим богам. Анилей психовал на критиков, даже убил одного почитаемого воина.
Асиней тоже всë чаще и чаще порицал брата за нарушение отеческих законов. Кончилось это тем, что жена Анилея, боясь, как бы это всë не закончилось скверно для неë, подсыпала яду Асинею. Асиней умер, и Анилей стал командующим обороной Вавилонии вместо него.
Став командующим обороной Вавилонии, Анилей решил напасть на земли Митридата (не понтийский ли это царь Митридат VIII?), очень важного человека в парфянском царстве, зятя самого царя Артабана. Анилей захватил много денег, рабов, скота. Митридат двинул на него войска, но Анилею удалось застать его врасплох. Анилей перебил многих воинов Митридата, а самого его захватил живьëм, опозорил и отпустил.
Через некоторое время Митридат предпринял очередной поход на Анилея, на этот раз более удачный. Анилею с жалкими остатками своего войска удалось скрыться. По прошествии времени его войско снова разраслось но это был сброд, и Анилей снова стал во главе разбойников. Они нападали на вавилонские селения, и вавилоняне присоединились к Митридату в борьбе против банды разбойников Анилея. В общем, Анилей погиб со своим войском, и это всë закончилось очередным гонением на евреев в Вавилонии.
На этом позвольте откланяться. Жду вас на своëм канале вместе с вашими лайками и подписками