Очень хочется поговорить о системе образования. Сразу оговорюсь, я ушла из школы в августе 2023 года. Ушла не из-за мизерной зарплаты, не из-за коллег или учеников (у нас не было конфликтов), но ушла, потому что не могу работать, когда надо мной и над моими коллегами и тем более детьми проводят эксперименты.
Давайте по порядку. Я в целом за преобразования и улучшения. Практически каждая идея, предложенная для школы по-своему хороша. Единые образовательные программы – шикарная идея, единый государственный экзамен, совмещенный со вступительными испытаниями – классно. Разговоры о важном – неплохо в качестве воспитания нового поколения, профориентационный минимум – нужен детям, Олимпиады, ВПР, возможность готовиться к экзаменам на базе школы, театры и кружки – все безусловно нужное… НО. Давайте теперь посмотрим не просто на отдельные классные идеи, но на школу, как на систему, на живой организм. У школы есть ограниченный ресурс – количество учебных часов, количество кабинетов, количество педагогов. И если в стране еще можно найти школы, где количество кабинетов превышает необходимый минимум, то в остальных пунктах – школа испытывает дефицит.
1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников при выполнении должностных обязанностей состоит из нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени и не должна превышать 36 часов в неделю. Нормируемая часть – это 18 часов проведенных непосредственно в классе с детьми, оставшиеся 18 часов — это проверка тетрадей, заполнение отчетов, подготовка к следующим урокам, участие в МО и т.п. В целом – звучит как неплохой план. Три дня в неделю педагог учит, два дня занимается бумажками. Только почему-то это не работает. Ведь, чтобы приблизится к средней зарплате по региону учителю приходится брать на себя нагрузку в 1,5 или 2 ставки. Соответственно уроков с детьми становится больше, а времени на подготовку становится меньше. Соответственно учитель уже преподает 36 часов в классе (это по 7 уроков в день) и потом еще по каждому уроку предоставляет отчетность, тетради и т.д. Ну не получится у Вас работать даже восьмичасовой рабочий день при такой нагрузке. А теперь добавим сюда «гениальные идеи» от минпросвета, которые нужно осмыслить и как-то внедрить, и получаем локальный ад с работой по 10-12 часов в сутки.
2. У детей ситуация не лучше. Каждый год программы усложняются, добавляются и видоизменяются дисциплины. И страдают от этого в первую очередь дети, ведь количество часов в сутках не увеличилось, количество учебных часов осталось прежним, значит программу просто уплотнили. Дети не успевают освоить базовую информацию. Лучше всего это заметно на математике. Чтобы учить точные науки необходимо оттачивать навыки счета и применения формул, иначе каждая последующая тема начинает буксовать. Если вместо того, чтобы думать о пределах и интегралах ребенок зависает над таблицей умножения или над переносом знаков, значит ему рано учить сложные темы. А поурочно-тематические планы выстроены таким образом, что на большинство тем выделен один урок. Кто протупил/проболел/не успел – тот начал отставать. Какой выход предложили в министерстве – ввели внеурочную деятельность. По мнению авторов – это должно было упростить детям подготовку к экзаменам и улучшить успеваемость. Открываем САНПИН. У каждого класса есть норма количества часов в неделю, отведенных на работу в классе. Отметим, что с прошлого года многие школы перевели на пятидневку при сохранении той же программы (просто ужмите информацию и все). При этом добавляется внеурочка. И вот наши дети уже сидят до 9 уроков в день в школе. У взрослых людей рабочая неделя 40 часов, у 10-11 классов до 47 часов – 37 часов урочной + 10 часов внеурочной деятельности (при шестидневке) и это без учета времени на домашние занятия. Замечу, что часть внеурочки встроена в расписание – например, «разговоры о важном» и «профориентация». А часть внеурочки становится «добровольно принудительной», ведь количество часов, выделенных на предмет, порой не позволяет качественно раскрыть тему во время урока. Вот и получается, что к концу сентября дети либо умирают к концу дня, либо перестают ходить на эти «внеурочки».
3. Гигантские перемены, призванные дать детям отдохнуть. Вы когда-нибудь пробовали отдыхать на вокзале? Туда-сюда носятся дети помладше, учителя пытаются навести порядок в коридоре (вместо того, чтобы отдыхать и готовиться к следующему занятию), старшие в поисках развлечений ищут место, чтобы покурить. Учебный день становится бесконечно длинным. Понятно зачем это сделано – чтобы все могли перекусить в столовой. НО если бы уроки заканчивались раньше, детям не нужно было бы торчать в столовой каждые три урока. Поели после 3-4 урока и пообедали дома. Так было всегда. Теперь уставшие и перевозбудившиеся за 15-20 минут перемены дети влетают в класс, и учитель тратит еще 5 минут от урока, чтобы собрать всех в кучу. Это вопрос к СанПин.
4. А теперь представим школу, где по 8-9 часов проходят занятия учебные, а потом начинаются кружки, театры (новая идея от Кравцова) и т.д. Сразу скажу, на это есть время только у начальной школы, которая сидит на продленке. Но им не хватает помещений, потому что старшая школа сидит до 16-17 вечера в кабинетах и учится. Поэтому малыши занимаются в рекреациях, что создает еще больше неразберихи и шума.
5. Цифровизация. Кравцов неоднократно заявлял, что у его детей смартфонов нет и не будет, ведь это ведет к деградации подрастающего поколения. При этом вводятся электронные дневники, сферум, платформы «моя школа», «билет в будущее» и т.д., проводятся тестирования на компьютерах при частом отсутствии этих компьютеров. Может стоит остановиться и подумать, зачем и кому все это нужно.
6. Новые учебники и программы. Их внедрили со скоростью света. Учебник по истории со слов Кравцова (интервью с Соловьевым) начали писать в апреле 2023 года. И без апробации и прохождения экспертной комиссии он сразу отправился в школы. Так не должно быть.
7. "– давайте сделаем в школе обучение таким же классным как в Артеке" - слова Кравцова на интервью у Стриженовой . В Артеке безусловно классно. Но Артек – это другие взаимоотношения педагог-ребенок, а не учитель-ученик, другие пространственные решения (дети не сидят за партой), дети в Артек едут за качественным отдыхом. Школа – это место, куда приходят учиться, получать знания, что требует колоссального волевого усилия. Чтобы школа могла превратиться в Артек, вам надо полностью перестраивать систему образования, но тогда мы рискуем стать Финляндией, где все держится на интересе, при этом результат и знания не учитываются.
8. Проверки и угрозы. Школа – самый не защищенный законом организм. Любой недавольный родитель может устроить школе «головомойку», при этом школа не может ничего поделать с учеником, который не соблюдает школьных правил. Дети прекрасно осведомлены, что за все их поступки им ничего не светит, кроме «говорильни». Процедура выглядит так: ребенок что-то натворил, пишет объяснительную, вызывают родителей, родители кивают или спорят, ребенку объясняют, что он был не прав, все расходятся. Максимум, что грозит ребенку – это выговор. Чтобы перевести ребенка в другую школу или просто отправить на комиссию, где специалисты примут решение, что происходит с конкретным ребенком, требуется разрешение родителей. Исключить из школы могут только после 15 лет и то после того, как будут собраны кипы доказательств, о том, что школа сделала все, что могла, чтобы спасти данного ученика. Поэтому некоторых детей просто доучиваю до 9 класса и выпускают «побыстрее», чтобы не связываться с родителями.
9. Еще один пункт работы школы – это проверки. Бесконечные проверки с целью найти виноватых. Школа сама создает кучу папок, таблиц и журналов, которые приходят проверять проверяющие из прокуратуры. Нет готовых разработок для школы, которые спущены вниз – заполняй и не будет проблем. Нет. Каждый раз неизвестно, все ли лежит в твоей папке. Как педагог без юридического образования может создать идеальную документацию – мне не понятно. Часто любят проверять работу, не заявленную ранее. Так, например, мы проводили социально-психологическое тестирование. Потом отрабатывали детей, консультировали, предлагали помощь, выясняли обстоятельства. Но в конце года оказалось, что мы должны были завести под них отдельную папку и все свои действия фиксировать там. Хорошо, что у нас сохранились все данные, письма и приказы (учителя ответственные люди), но вместо того, чтобы подшивать документы в момент их получения, нам пришлось потратить несколько дней на оформление документации для проверки спустя полгода. Кто работал в школе, тот знает, как быстро течет время и что крайне сложно восстановить события месячной давности, не то что за весь учебный год. Часто прилетают гугл таблицы с запросом дублирующей информации. Почему нельзя сохранять всю полученную от школы информацию централизовано – не понятно. И почему нельзя в начале учебного года сообщить какие сведения и по каким параметрам необходимо будет сдать отчет в конце года. А еще очень интересно писать отчеты о проделанной работе в рамках календарного года (с января по декабрь), в то время как школа живет в системе «учебного года» (с сентября по август).
10. Уголовная и административная ответственность. А теперь вспомним, что функция школы заключается не только в обучении детей, но и присмотре за ними во время учебного процесса. Учитель несет ответственность за жизнь и здоровье ученика, находящегося в классе и в рекреации. Все расшибленные колени, головы, драки, буллинги и т.д. ложатся на плечи педагога. Если происшествие произошло в присутствии педагога – педагог не доглядел, если никого из педсостава не было рядом с детьми – виноваты опять-таки учителя. В случае суицида – проверять будут школу, потому что она не доглядела, вину школы доказать порой проще, чем родителей.
О чем весь этот разговор. Нельзя просто брать и добавлять все новые и новые идеи в школу. Представьте себе хомяка, который бесконечно пихает себе за щеки тонны орехов «про запас», вот так выглядит современное образование. Но школа – не хомяк, школа лопнет. Уже сейчас дети не выдерживают нагрузки (отсюда всплеск депрессий и суицидов в столь юном возрасте), молодые учителя не задерживаются в школе, потому что работать 24/7 за зарплату ниже рыночной, отвечая за жизнь и здоровье детей, мало кто захочет (вспоминаем слова Медведева, про то, что хочешь денег – иди в бизнес. Педагоги сгорают на работе. Ежегодная прибавка в весе каждого учителя от 5 до 10 кг (это личные наблюдения, а не официальная статистика), потому что нет времени своевременно поесть – надо следить за детьми и приготовиться к уроку, стресс, отсутствие физической нагрузки (перетаскивание тетрадей с работы домой и обратно не в счет), потому что некогда. Средний возраст учителей – 50 лет. Многие ждут пенсии, а учителя-пенсионеры продолжают работать, потому что не могут прожить на пенсионные выплаты. Вот и получается, что работать скоро будет некому.
Мне грустно, что это так. Но я не знаю, что с этим делать. Есть идеи?
Ваш подростковый психолог Галина Прутковская.
Вы можете подписаться на мой канал в ВК https://vk.com/gally_light