Здравствуйте!
В классических колодах на 6 мечей изображена семья, плывущая по реке в лодке, которой управляет мужчина. Сидящая в лодке женщина обнимает ребенка, пытаясь его согреть. Часто персонажи изображены спиной к зрителю, и их сгорбленные фигуры, закутанные с головой в плащи и накидки, вызывают тревожные чувства. Кто они, куда и зачем плывут?
Нумерологическая гармония шестерки здесь переплетается с проблематикой масти Мечей. Поэтому и трактовки этой карты, выдвигаемые разными тарологами, выглядят весьма противоречивыми. Кто-то трактует эту карту в зловещих тонах, связывая изображенный на ней сюжет с переходом в иной мир, а для кого-то это вполне оптимистичный аркан, знаменующий начало нового цикла жизни с новыми надеждами и ожиданиями. Есть и те, для кого 6 мечей – это просто банальная поездка или смена места жительства.
На канале я уже однажды писала про эту карту, разбирая 6 мечей Таро Николетта Чекколи, где аллегорически изображен обряд инициации, обозначающий как буквальный переход героя в другую жизнь, так и переход человеческого сознания на другой уровень – более осознанный и взрослый.
Недавно прочитала роман-фэнтези Сергея и Марины Дяченко «Ритуал» и посмотрела экранизацию, созданную по мотивам этой книги. Сюжет, разворачивающийся в фильме «Он – дракон» (реж. И. Джендубаев), конечно, отличается от первоисточника, но снято очень красиво. Многие сцены прямо завораживают. И особо я хочу отметить тот свадебный обряд, который проходит славянская княжна Мира, перед тем как вступить в брак с Игорем.
Наряженную невесту кладут в узкую ладью, осыпают кровавыми ягодами калины, и отправляют вплавь по ледяной реке, навстречу жениху, ожидающему свою суженую на другом берегу. И пока лодка медленно дрейфует среди льдинок, княжеская дружина поет ритуальную песню.
Все это очень похоже на то действо, которое изображается на аркане 6 мечей. Скорбный сюжет с карты из колоды Николетта Чекколи - прямо один в один повторяет описываемый обряд, не хватает только гребца с веслом.
В самом начале фильма объясняют, откуда вообще взялся этот обычай. Оказывается, в стародавние времена в этом поселении юных девственниц приносили в жертву дракону. Нам показывают жуткие кадры, где печальные, заплаканные селяне в траурных одеждах омывают водой застывших в ужасе девушек-невест и обряжают бедняжек в погребальный белый саван, связывая им руки. Потом, уложив потенциальных «покойниц» в ладью, пускали их по реке, распевая жалобную песню, которая приманивала крылатого ящера.
... Время быстрая река,
Никого не обойдёт.
Ждёт невеста жениха,
Ждёт как часа своего.
В белый цвет обличена,
Точно в саване стоит,
На покой обречена;
Свадьбы колокол звенит...
Призываемый дракон прилетал, кружил над ладьями, потом выбирал одну из девушек и уносил свою жертву навсегда. Так было много лет, пока один из женихов не пошел против обычаев и не убил дракона. С тех пор драконы больше не летают над поселениями, а вот традиция осталась.
Конечно, все это выглядит как красивая и немножко страшная сказка, но обряды, подобные этому, проводимые над невестами перед церемонией бракосочетания, действительно существовали. Девушку, выходящую замуж, причисляли к мертвым и устраивали ей «ритуальные похороны». В этом был свой смысл – ведь после свадьбы она уходила в другой мир, покидала свою семью и уезжала в дом новой родни.
Обрученная невеста – как образ существа, находящегося между миром живых и миром мертвых, существовал у многих народов. Взять даже само слово «невеста» - оно происходит от понятия «неизвестная», «не ведающая», то есть неживая, обезличенная, как и все покойники.
Чтобы девушка стала женщиной, женой, ей нужно было пройти обряд инициации. С момента обручения и до свадебного пира, заканчивающегося первой брачной ночью, ей запрещалось смеяться и разговаривать, ее не выпускали на улицу и не кормили за общим столом. На девушку надевали специальную рубаху с длинными рукавами, похожую на саван, чтобы она не могла дотрагиваться своими «мертвыми» руками до других людей и вещей в доме и накидывали ей на голову покрывало (прообраз современной фаты).
Естественно, что в таком облачении девушке нельзя было заниматься домашними делами, можно было только сидеть и шить приданое. Для этого в некоторых местностях будущую новобрачную даже запирали в отдельной комнате или чулане.
Подобные вышеописанному обряды инициации (переход на новую ступень развития) известны с глубокой древности. С помощью них человек в течение всей своей жизни, с самого рождения и до смерти, постоянно менял свой экзистенциальный статус.
Первый обряд – отделение, представлял собой разрыв ребенка с миром детства, в буквальном смысле - отрыв его от матери, а на духовном уровне - переход от детской безответственности и наивности на более сознательный уровень. В современном мире такую инициацию дети проходят, когда их отдают в детский сад, а потом – в школу.
Мифы и предания древнего, дородового периода свидетельствуют о многообразии обрядов. Учёные различают три категории посвящения — три типа перехода. Первая включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту (часто совершаются в возрасте 6 или 12 лет), а также ритуалы, проходящие индивидуально или в узких группах. Вторая категория обрядов включает все виды обрядов вступления в тайное общество или братство. Третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет призвание шамана или вождя.
С превращением подростков во взрослых членов общества, со всеми присущими им правами и обязанностями, ситуация в древности была еще более сложная. Подростки перемещались в отдельное жилище, подальше от своего племени, и там они должны были пройти ряд испытаний, чтобы доказать силу воли и ответственность. Во многих древних племенах на детей, проходящих инициацию, налагались различные запреты – их лишали света, ограничивали в пище и запрещали разговаривать. Мальчики проходили еще и испытания болью.
Обряд совершался при взаимодействии со жрецами и шаманами, с помощью которых подростки должны были получить знания, доставшиеся от предков. Религиозно-мистические переживания, соединенные со смертью, были неотъемлемой частью этого переходного этапа. В те времена покойников воспринимали как источник разного рода знаний. И бытовало поверье, что эти знания, необходимые для обретения взрослости, могут дать только умершие предки, а чтобы их добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть.
Таким образом, путешествие в загробный мир, на которое косвенно намекает 6 мечей, в древние времена вовсе не было аллегорией. Считалось, что человек во время инициации покидает мир живых по-настоящему. Его перемещали в такие места, где был невозможен контакт с привычной ему реальностью. И возвращался он оттуда совершенно другим человеком, ему даже имя могли поменять.
Смысл этих древних обрядов и ритуалов причудливым образом смешивается в значениях аркана 6 мечей – тут и связь с загробным миром (лодка Харона, перевозящая мертвецов на другой берег), и прохождение инициации для перехода на иной уровень сознания. Здесь же - уход на дистанцию от старой ситуации, который на событийном уровне может проявляться как отъезд из родного дома, смена места жительства и начало новой жизни, уже в другом качестве.
В 6 мечей сильно проявлен этот элемент диссоциации, отстраненности, приводящей человека к большей целостности. Вероятно, многие замечали на себе такой эффект, когда во время поиска решения какой-то сложной проблемы, посещает мысль, что сейчас просто необходимо куда-то уехать. Хочется покинуть запутанную или травмирующую ситуацию, хотя бы временно перебравшись в другое место.
Почему мы это делаем? Потому что на дистанции можно увидеть свою жизнь и себя самого в ней как бы со стороны. И в этот момент находится верное решение, как надо поступить. Как говорят - большое видится на расстоянии. С панорамной точки видения всегда открывается что-то новое. Отстранившись от своей проблемы, человек начинает осознавать источники препятствий и возможный выход из тупика, перед ним открываются более явственные перспективы на будущее.
Также 6 мечей имеет отношение и к учебе и образованию, к освоению новых знаний и овладению мастерством, к расширению горизонтов мышления. Идет прогресс в развитии, и человек обретает более объективное и разумное восприятие действительности, овладевает необходимой ментальной гибкостью, которой был лишен на 5 мечей, а также получает новый, оптимистичный взгляд на жизнь.
Так как же трактовать выпадение 6 мечей в раскладах – как позитивный или как негативный знак? В целом аркан подразумевает важный шаг для человека, который должен отказаться от своей прошлой жизни, отречься от прежних привычек, связей и занятий и отправиться навстречу неведомому. Мечи, которые он везет с собой в лодке, - как символ воспоминаний, а также наработанный опыт и идеи.
Для тех, кто не боится рискнуть и оправиться в неизведанное, карта оборачивается светлой стороной, предсказывая, что человеку хватит сил и опыта, чтобы добиться успеха в незнакомом деле и улучшить свое положение. А вот для людей робких, нерешительных, испытывающих страх перед любыми переменами, 6 мечей будет скорее неблагоприятна. Они не смогут отречься от старого видения и повезут весь свой негативный опыт с собой в новую жизнь.
О значениях аркана в других вопросах, а также об особенностях трактовок 6 мечей в разных колодах Таро читайте в моих статьях по ссылкам :