Все мы периодически на что-то отвлекаемся. Человеческое внимание — очень ветреная штука, и без развитой самодисциплины задача долго удерживать его на чём-то одном весьма непроста. Школьники, особенно младшеклассники, ещё не умеют долго концентрировать усилия на чём-то одном — оттого так и норовят посреди урока то завести беседу с одноклассником, то полезть в телефон вместо выполнения задания, а то и просто уставиться в окно, мысленно улетая от обсуждаемых в классе тем.
С одной стороны, это нормально - и учитель сам должен заботиться о частом переключении видов деятельности.
С другой, слишком низкий порог удержания внимания на одном объекте (от 1 до 3 минут) препятствует усвоению материала и прилежной учёбе в целом. Следовательно, чем раньше научить ребёнка продолжительно фокусироваться на одной цели, тем полезнее будет для него самого. Поделимся несколькими методиками и приёмами, которые помогут на этом пути.
Начнём с необходимого предостережения: не нужно «бежать впереди паровоза». Научно установлено, дети разного возраста способны концентрироваться на одном деле различное количество времени, чем старше — тем больше. Так что даже если Ваш первоклассник похож на Знайку из мультика и в семь лет демонстрирует чудеса осознанности, он всё равно не сможет делать одно и то же целый час. По этой же причине уроки в «началке» делают небольшими по длительности, разнообразными по активностям, и снабжают весёлой физкультминуткой в середине. Так что трезво оценивайте свои и детские силы, не требуйте невозможного и не заставляйте подолгу сидеть над книгой по принципу «пока не выучишь», — за раз не выучит.
Учтя сказанное выше, перейдём к позитивным рекомендациям.
1. Создайте для ребёнка спокойную и комфортную обстановку.
Понятно, что жилищные условия могут быть разными, но постарайтесь максимально отдалить стол, за которыми проходит выполнение д/з, от работающего телевизора, готовящегося обеда и другой привычной домашней суеты. Идеальные условия — отдельная тихая комната с хорошим освещением. Заранее уберите все отвлекающие факторы (игрушки, гаджеты и т.п.), причём делать это лучше всего не в одиночку, а совместно с учеником перед началом самоподготовки и постепенно превратить в полезную привычку.
2. Задайте для занятий чёткие временные рамки.
Вместе спланируйте их и, главное, следите за дальнейшим соблюдением заданного расписания. Разбавьте период учёбы разнообразными перерывами: от пятиминутного полезного перекуса до часовой прогулки по парку. При грамотном чередовании отрезков работы и отдыха дело пойдёт продуктивнее, а минуты досуга станут ярче и ценнее.
3. Пользуйтесь специальными техниками, тренирующими концентрацию.
Благо, их нынче довольно много, так что пробуйте разные и выбирайте самые подходящие Вашей семье. В эту категорию попадают игры на память (запоминание набора предметов за минуту, повторение растущего списка действий за ведущим, а также старая-добрая «Пексесо» или «найди пару»), занятия на удержание внимания (например, проследить за секундной стрелкой часов в течение 2-3 минут, проговорить русский алфавит в обратном порядке — от «я» до «а», или попробовать вслух прочесть текст, одновременно подсчитывая в уме, про себя, количество слов. А ещё есть визуальные карточки-подсказки, методики с таймером и многое другое — в Интернете такие упражнения легко находятся, причём совершенно бесплатно.
Завершая наш материал, отметим: очень важно использовать позитивное подкрепление. Претворяя в жизнь наши советы, старайтесь заинтересовать ребёнка, учитывайте его пристрастия и склонности, цепляйте творческие струны его души.
Цель заключается в том, чтобы избежать превращения в детском восприятии учебного времени в противную и скучную повинность. Вместо этого старайтесь передать ощущение, что уроки — это тоже интересно, только по-другому. И если развить в себе умение концентрироваться, они начнут пролетать так же быстро, увлекательно и незаметно, как и время развлечений.