Найти тему
Субъективный путеводитель

Самый старый буддийский храм России заброшен в глухой степи. Но я нашёл его!

160 километров от Улан-Удэ - и дорога приводит в Хоринск, районное село (8,6 тыс. жителей), с отменой Степных дум в 1903 году образованное как Никольское из кочевничьих точек притяжения Дума и Базар. На въезде, где сходятся дороги из Улан-Удэ и соседнего райцентра Кижинга, встречает целая хори-бурятская космогония:

Колыбель бурятского этноса - Прибайкалье, степной остров посреди тайги, где пришедшие в 11 веке из Монголии племена хори-тумэтов и эхиритов обособились от Великой Степи, растворив в себе тюрок курыкан и вассальных им тунгусов. В эпоху Чингисхана, однако, всех потеснило третье племя булагатов, и ныне спорящие с хоринцами за лидерство в БурМире - на каждое приходится чуть меньше трети народа, и булагатский тотемный Князь Бык (Буха-нойон) стал покровителем всех бурят.

Тотемом хоринцев был лебедь... или скорее была: по легенде, давным-давно на Ольхоне батыр Хоридой увидел, как приземлились три лебедя, обернулись девушками и пошли купаться в Байкал. Хоридой похитил пернатое одеяние одной из них, и не сумев вновь стать птицей, дева-лебедь стала его женой: от 13 их сыновей пошли 13 хори-бурятских родов, два из которых пресеклись в последующие столетия.

Но среди 11 сэргэ этого мемориала - женщина совсем не мифическая: Бальжин-хатун, дочь правителя Тумэтского ханства Алтан-хана, выданная замуж за Дай-Хун-тайджи (это титул) - царевича сологунтов. В их орду на границе Маньчжурии и Кореи к 16 веку влились хоринцы, после исхода с Байкала несколько столетий кочевавшие в каких-то степях. И думается, не случайно Бальжин-хатун выставила условием брака переход хори-бурят непосредственно под начало её мужа.

Многие считают её не родной, а приёмной дочерью Алтан-хана - среди хоринцев она быстро стала своей, прекрасно зная этот народ и входя порой даже в бедняцкие юрты. Когда в 1594 году в Маньчжурии началась очередная смута, Бальжин и верный ей Дай-Хун-тайджин повели хоринцев на северо-запад, где в народных преданиях лежала былая родина с её тучными пастбищами и ничтожными врагами. Сама Бальжин туда не дошла - по легенде, добровольно сдалась на расправу, чтобы враги оставили в покое остальной народ.

Обещание они, как ни странно, сдержали... но это хорошо объясняется версией о том, что хоринцы и солонгуты - на самом деле одно и то же племя: первое название потомки оставили за тем, кто ушёл в Даурию, а вторым (буквально с монгольского - "корейцы") прозвали соплеменников, оставшихся в Маньчжурии и позже растворившихся в других народах.

Как бы то ни было, в 17 веке хоринцы заселили степи Западного Забайкалья, покинутые прежним хозяином - не бурятами даже, но очень близким к ним народом баргутов. И - принесли в Сибирь тибетский буддизм школы Гелуг, принятый в 1577 году тем самым Алтан-ханом.

-2

Перекрёсток у памятника отмечает несколько позных, у одой из которых (и это, пожалуй, самое красивое здание абсолютно невзрачного Хоринска) я, уже один, высадился месяцем позже, доехав попуткой из Кижинги. И тут же пошёл в эту позную не обедать, а просить позвать такси: в первый приезд мы с Наташей не то что не успели, а скорее пожалели 1500 рублей съездить к единственной достопримечательности Хоринска - Анинскому дацану.

-3

По карте он находится в 13 километрах северо-восточнее Хоринска и в 8км от села Анинск дальше по трассе, вот только чуть западнее райцентра в Уду впадает речка Она, по сути представляющая собой вялотекущее пойменное болото. Единственный мост через неё - на тракте, так что в обход, сдав назад, выходит все 25 километров.

У поворота стоит обелиск на месте села Кульский Станок, Этапный амбар из которого стоит теперь в Верхней Берёзовке. Таких обелисков вдоль Старомосковского тракта десяток, и отмечают они места ночёвок декабристов, в 1830 году шедших из Читинска на Петровский Завод. После мрачных рудников Зерентуя и вшивых острожных бараков этот поход в красках ранней осени декабристы вспоминали как приятную прогулку.

-4

Ну а в стороне от тракта вдруг наступает Монголия, для полного сходства с которой тут не хватает разве что белых искорок юрт.

-5

Сносная в общем грунтовка красиво петляет по косогорам, за одним из которых показывается Анинский дацан "Гандан Шаддублинг":

-6

Между прочим, старейший в Хоринских степях - основан ещё в 1795 году. Тогда монастырь стал вместилищем святынь, да только - весьма странных. Одной из них был бюст Белой Тары, покровительницы трансцендентальной мудрости и счастливой судьбы, и черты лица на том бюсте казались смутно знакомыми: в 1764 году бурятское духовенство объявило её воплощением Екатерину II.

Другой реликвией были знамёна, под которыми буряты в 1703 году хаживали в Москву. Если булагаты в 17 веке весьма активно сопротивлялись русской экспансии, то хоринцы с самого начала увидели в России покровителя и ни разу за всю историю не давали поводов усомниться в своей лояльности.

Даже когда переселенцы теснили их с кочевий, а казаки брали заложников и угоняли скот за ясачные недоимки, хоринцы не взбунтовались и не ушли в Китай, а собрали делегацию из 52 человек во главе с зайсаном галдутского рода Баданом Туракиным, молодой шаманкой Эреэхен и русским толмачом Алексеем Шергиным, да отправились в Москву, где их принял в 1703 году лично Пётр I. Который, кабы ни огромные расстояния да куча дел поближе, наверняка лично съездил бы в Даурию разобраться, ну а так - принял достаточные меры, чтобы буряты вновь ощутили себя хозяевами на свой земле.

Но реликвии самодержавия не пережили 1930-х годов... И хотя Анинский не был стёрт с лица земли без следа, в 1990-х вдруг оказалось, что свято место может быть пустым. Духовным центрами хори стали придорожные Ацагат и Эгита, а "Гандан Шаддублинг" так и стоит в голой степи, и тишину его лишь изредка нарушают голоса немногочисленных паломников.

-7

Самая впечатляющая его деталь - 108 субурганов, в 2011 году образующих как бы ещё один периметр за невысокой стеной. В них заложены молитвы "малых" хоринских родов, вот только вряд ли их было ровно 108 - в буддизме это просто священное число.

-8

Монастырь как бы плавно растворяется в степи, постепенно теряя плотность:

-9

Самые дальние его субурганы стоят на сопках за несколько километров:

-10

А ближе - какие-то руины и фундаменты, хочется верить что дореволюционных времён:

-11

Уцелело, впрочем, главное - Цокчен-дуган, старейший сохранившийся и первый каменный буддийский храм на территории России (за вычетом всяких древних государств, от которых не осталось ни единого здания). Он построен в 1806-09 годах: более известные калмыцкий Хошеутовский хурул и дуган Агинского дацана на несколько лет моложе.

-12

Каменное основание - по сути всё, что ныне от него осталось:

-13

Внутрь можно спокойно зайти:

-14

И я не знаю, сколько лет этим настилам и лесам с повязанными хадаками:

-15

Рядом параллелепипед ещё одного дугана, пристроенного к основному в 1899 году. Он выглядит действующим, но наглухо запертым:

-16

Под навесом за стеной - элементы убранства в ожидании монтажа. Водитель сказал, что в Анинском дацане живёт два монаха, но я не встретил тут никого.

-17

Из старинного убранства же уцелела необычайно реалистичная скульптура шеретуя Галдана Аюшеева, сделанная в 1920 году мастером Цыренжапом Дараевым.

-18

Самую же известную личность Анинского дацана можно увидеть в центральном Иволгинском дацане, причём во плоти - это Даши-Доржо Итэгэлов, Пандито Хамбо-лама предреволюционных времён, чьё нетленное тело было обретено в 1950-х. Здесь он, придя в возрасте 15 лет с Селенги, в 1877-1900 годах учился.