Анна любила Пашу. Но началась война. Он ушел на фронт и погиб. Она долго искала его по госпиталям, инвалидным домам, давала объявления в газеты и радио – все тщетно. А потом в Ленинград после плена, проверочного лагеря вернулся лучший, самый близкий, почти брат Паши - Скворцов. И Анна вышла за него замуж.
Скворцов любил Анну еще с юности, но всегда понимал, что до Паши ему далеко. Война лишила его друга и соперника. Он женился на любимой женщине, сделал не без ее помощи карьеру, вместе они вырастили сына и дочь.
И вот прошло четверть века со Дня Победы. Более чем благополучная семья Скворцовых едет на туристическом теплоходе из Ленинграда на остров Валаам. Скворцов все ещё страстно любит жену. Анна его не любит, но терпит. Их дети - эгоистичные, циничные потребители, так уж вышло.
Как и 25 лет назад, все мысли Анны - о Паше. Все эти годы она так часто говорила о нем муже, что в конце концов он возненавидел мертвеца. И вот теперь, во время отпуска, когда теплоход достиг Валаама и туристы с гидами разбрелись по острову, между мужем и женой случается очередная ссора. Она уходит с теплохода. На пристани видит много калек, фронтовиков, которые, как она раньше слышала, не захотели или не смогли вернуться домой.
И среди этих калек, безногих, безруких, торгующих у пристани всякой ерундой, она встречает его - Пашу.
Таков сюжет рассказа Юрия Нагибина “Терпение”. По мотивам рассказа снят фильм “Время отдыха с субботы по понедельник” (1984). В главных ролях Алла Демидова, Владислав Стржельчик, Алексей Баталов.
Однако в картине все на так страшно, как в книге.
В фильме показаны сложные отношения между супругами - сложные из-за нелюбви Анны и ее тоски по погибшему Павлу. В фильме не показан мир отщепенцев, инвалидов войны, спрятавшихся от внешнего мира на острове (или спрятанных государством). В картине показан лишь один калека - Паша.
Герой Алексея Баталова произносит пронзительный монолог (и это лучшее в фильме), в котором очень кратко, без неприглядных подробностей объясняет, почему оказался на острове и что именно здесь, среди таких, как он, ему место. После встречи с Павлом Анна возвращается в свою лживую, но сытую жизнь, к нелюбимому мужу.
В рассказе же Нагибина показан жуткий мир обитателей Валаама (автор назвал его Богояром), рассказано, как Павел “пройдя долгий и страшный путь калеки-отщепенца, спасаясь от полной деградации, утраты личности, приполз на остров”. В отличие от кинематографического героя, он, поясняя Анне, что не может покинуть дом инвалидов, не ограничивается “у меня есть свои обязательства”, а перечисляет эти свои обязательства. Одно из них - “парнишка” пятидесяти лет, так называемый “самовар”.
В фильме все как-то слишком безоблачно, мало трагичности, неприлично мало, учитывая острую, болезненную тему, которую поднял одним из первых Нагибин. Здесь один из самых страшных моментов в рассказе, в фильме его нет.
Есть мнение, что государство очень мудро поступило, создав дом инвалидов на острове Валаам. Мол, позаботилось о них. Почему нельзя было заботиться о них как о полноценной части общества, непонятно.