Найти в Дзене
ПРОСТОР Development

"В сад! Все в сад, господа!"

Выйти утром в свой сад с вишнями, яблонями и грушами можно только в одном случае: если вы владелец собственного дома или дачи. Городским жителям доступны только скверы с кислой дичкой. И это печально)

Но жить за городом, это отдельная песня! Не все готовы к заботам о земле, о доме. И прежде чем во дворе зацветёт розарий, а деревья дадут тень и урожай, пройдёт уйма времени, потратится куча сил и средств.

Да, не все к этому готовы. Но тот, кто всё же переехал за город, построил дом, посадил сад и родил сына (и дочь!), уже никогда не променяет свой персональный рай на "роскошь" городского муравейника.

Кстати, так было всегда. Дворянские усадьбы России – жемчужины архитектуры, особый мир, воспитавший великих писателей и поэтов, учёных, композиторов и художников. Но вайп загородной жизни был привлекателен для одних дворян, и совершенно неприемлем для других.

«Сад у тетки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом — крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, — ветви лип обнимали его, — был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, — так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени.»…
«Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах.. . Во всех комнатах — в лакейской, в зале, в гостиной — прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные: синие и лиловые.»…
Иван Бунин, "Антоновские яблоки"

Попробуйте так же поэтично описать свою квартиру на 16 этаже)

Сложно, да?

В нашей степной губернии было немало дворян. Все они были переселенцами, получившими землю на присоединённых территориях, которые нужно было осваивать. Но имений, усадеб с парками, садами, было немного. До нас дожили всего несколько, да и те не в лучшем состоянии... Но несмотря на запущенность и откровенные руины, они достойны внимания. Там ещё сохранился тот неповторимый флёр, из-за которого мы и сейчас переезжаем из квартир в свой дом за городом.

Поехали смотреть оренбургские усадьбы?

Усадьба Тимашевых, с. Ташла

Тимашевы приехали осваивать Оренбургскую губернию с первыми переселенцами. Было у них куплено место под городской особняк в Оренбурге, когда Оренбург ещё был только на бумаге. Но в городском двухэтажном доме Тимашевы всё же жили меньше, чем в своем обширном имении. К началу 19 века Тимашевы владели здесь 150 тысячами десятин (гектар) земли и 3 тысячами душ крепостных крестьян, которые жили в двух сёлах (Никольское и Ташла) и четырёх деревнях (Ивановка, Городки, Троицкое, Ключи).

Про то, как в этих башкирских землях появились Тимашевы, есть устное предание, которое известно здесь каждому ребенку:

«Ездил один помещик по сим местам и искал место усадьбу свою поставить, а величали его Тимашев Иван Лавреньтьевич. Объездил много мест и по нашей губернии и по соседней Башкирии, и не одно ему не нравилось, то это ему не так, то-то не так. Проезжал он как-то мимо небольшого селения из 2-3 дворов, и так это место ему понравилось, так приглянулась здешняя природа, что решил: усадьбе на этом месте быть! Спросил он человека проходящего как называется сие небольшое селение, а проходящий ответил, что место это называется Ташлою, как и речка, на которой оно стоит, так и решил назвать его боярин»

Тимашевы были настоящими хозяевами! Огромная усадьба, 16 гектаров парка с разными и часто редкими деревьями и кустарниками, великолепный розарий, фруктовник, фонтан, оранжерея! Всё было устроено так, чтобы и хозяевам не хотелось уезжать отсюда, и гости ехали сюда за 200км от Оренбурга по первому приглашению. А гостями здесь были не только местные губернаторы и высокие чиновники. А.С. Пушкин, декабрист Сергей Волконский, композитор А.А. Алябьев, писатель С.Т. Аксаков и В.И. Даль, составитель знаменитого словаря.

К сожалению, от усадебного ансамбля почти ничего не осталось. В доме после революции поселили беспризорников, потом устроили интернат и школу. Усадьба несколько раз горела. В итоге от неё остался лишь правый флигель. В таком виде она досталась нынешним владельцам. Планы у них грандиозные: полное восстановление усадебного дома, цветника, парка и всего ансамбля.

Работы в уцелевшем флигеле уже начаты. Парк приобретает постепенно вид парка, а не непролазного леса, хозяева расчищают аллеи, вырубают сухостой, убирают горы мусора, оставленные "гостями" за прошедшие десятилетия. Будем надеяться, что им хватит сил, времени и средств на осуществление всех планов.

Усадьба Рычковых, с. Рычково

Государственные мужи, отправляясь на освоение присоединённых территорий, старались устраиваться на новом месте с размахом и комфортом. Село Савруша-Студенец (сегодня Рычково) основал известный учёный, географ, государственный деятель Пётр Иванович Рычков в 1760. Земли эти он получил в награду за заслуги перед государством. Почти сразу он перевёз сюда своих крепостных крестьян из Поволжья. Усадебный дом строил в основном его сын, Андрей, которому Пётр Иванович и отписал всю усадьбу.

Андрей Петрович вложил уйму сил и средств, чтобы обустроить семье комфортную, красивую и безбедную жизнь в поместье. Почти сразу он строит винокуренный завод, мельницу и склады для хранения зерна. Производство алкоголя всегда было прибыльным, поэтому ему было на что строить шикарные барские хоромы. Кроме этого в усадьбе разводили лошадей, овец, была немаленькая ферма и пасека. Сегодня мы бы назвали Андрея Петровича фермером) А тогда это был просто хороший помещик.

Что интересно, в усадебный дом был проведен водопровод, вода поступала из соседнего родника с чистейшей водой. Этот родник и сейчас жив. В отличии от водопровода и усадьбы.

Само собой, вокруг усадьбы был разбит регулярный парк с фонтаном, беседками-ротондами, тропинками, отсыпанными каменной крошкой. Земли в новой губернии было много, а людей жило пока мало)

А развлекались Рычковы как и обычные русские помещики того времени: охота на многочисленную живность, рыбалка, разведение лошадей и охотничьи собаки.

Сохранилось занятное описание обычного распорядка дня помещицы, Фионы Алексеевны Рычковой, жены Андрея Ивановича:

Так утро помещицы начиналось рано до рассвета с приготовления завтрака дворовым, присмотра за крестьянскими детьми, матери которых на целый день отправлялись в поле. После этого помещица занималась наведением порядка в доме, осмотром хозяйства, завтраком и отправлялась в поле, накормить людей обедом и проверить качество работы. После обеда и отдыха вновь посещала работающих в поле крепостных и оставалась с ними до конца работы. Вечером контролировала доение коров и сливание молока, кормила дворовых ужином, после ужинала сама уже в сумерках отправлялась спать. Помещица проявляла рациональную заботу о крепостных, но отличалась крутым нравом.

Последний из Рычковых, владеющий усадьбой, не жил здесь, не занимался обширным хозяйством и в итоге продал её в 1891г помещику Дунаеву. Усадьбе повезло с новым хозяином, но ненадолго. В 1905г всё поместье получает в наследство его сын. И практически тут же проигрывает его в карты. И дом, и завод, и прекрасный парк, и всё хозяйство, и обширные земли вокруг, куда его пра-пра выезжали пострелять зайцев.

И до 1917г у усадьбы было постоянно уже 2 владельца: Борис Иванович Фадеев и Вячеслав Михайлович Дохлов. Надо полагать, те самые удачливые картёжники)

О состоянии хозяйства усадьбы при новых владельцах сохранились воспоминания жителей-старожилов с. Рычково:

«У помещиков скота было много. Около 100 лошадей и у того и у другого, землю на быках пахали. У Б.И. Фадеева земли было меньше. Сеяли рожь, пшеницу, гречиху сеяли мало. Владельцы летом жили в селе, а зимой в Самаре. Завод был у В.М. Дохлова, спирт на нем гнали, спирт наливали насосом в цистерны и увозили, я сам возил. Спирт дешевый был. Его делали из негодного хлеба, картошки. С полсотни человек на заводе работало»

Здание винокуренного завода, построенное при Дунаеве
Здание винокуренного завода, построенное при Дунаеве

Сейчас усадьба и винокуренный завод выставлены на продажу. Пока желающих вложить в её возрождение годы жизни и несколько десятков миллионов нет. Может, среди вас найдётся?)

Усадьба Звенигородского, с. Тугустемир.

Соседом Тимашевых до 1870-х годов был титулярный советник Виктор Иванович Звенигородский. Большой барский дом с ионическим портиком выстроен на пригорке, а на самой высокой точке села стоит храм. И у храма есть замечательная история.

Началось все с того, что Виктор Иванович, энергичный, предприимчивый и небедный молодой человек 31-го года без памяти влюбился.

Предмету страсти было всего 19 лет и звали её Екатерина. Девушка росла в достатке, отец её был полковником, но достаток этот никак не мог сравниться с богатством помещика Звенигородского. Однако, сей мезальянс не смущал Виктора Ивановича, потому как любовь!)

После свадьбы молодые поселились в прекрасном имении в Тугустемире и счастливо прожили здесь 10 лет, родили 5 детей, наслаждаясь немыслимой красотой природы и друг другом.

Но то ли частые роды подорвали здоровье Екатерины, то ли слишком много счастья выпала на их долю, в возрасте 29 лет она умерла от чахотки. Виктор Иванович очень тяжело переживал потерю любимой жены. И в память о ней (а ещё, наверное, чтобы отвлечься от тяжелых мыслей) заказал проект грандиозного храма Святой Екатерины у самого Константина Тона! Какой и осветил в 1852г.

Про храм подробнее в статье по ссылке внизу.

В 1870-х годах имение покупает Ипполит Данилович Шотт. Приехав из Петербурга на окраину империи, семья Шотт занялась бизнесом с размахом! В селе появился винокуренный завод, стекольный завод, электричество и даже телефонная связь с соседней Ермолаевкой!

После революции всё это капиталистическое хозяйство национализировали, но оба завода работали довольно долго. Винокуренный завод в военное время был стратегическим предприятием, выпускал спирт-сырец для фронта. А вокруг бывшего стекольного завода до сих пор можно найти разноцветные стекляшки.

Конечно, в Оренбургскую область переселялось достаточно много дворян из средней полосы России и они покупали тут землю под имения. Многие жили постоянно, другие наведывались, чтобы отдохнуть на природе от государевой службы. Третьи вообще не приезжали в имения, а лишь ожидали от приказчиков очередного денежного транша. Наверное тогда, как и сейчас, до своего дома за городом нужно дорасти)

Потому что загородная жизнь, близость к земле, простые и настоящие радости русского помещика - это не для всех. Это для избранных)

Про церковь Екатерины в Тугустемире подробнее здесь: