Найти тему

Осознать, что вы предприниматель, а не ремесленник, эксперт или исполнитель

Очень часто владельцы бизнеса допускают ошибку: ставят себя в неверную позицию с самого начала. Взваливают все задачи на себя и тащат, уверенные, что именно этим и должен заниматься настоящий лидер – «локомотив компании». 

Друзья, привет!

На связи Ирина Анохина, CEO консалтингового агентства «Траектория бизнеса», и я докажу вам, что это не так!

Везти, подталкивать, контролировать, перепроверять, откликаться на каждый зов сотрудника, сидеть на звонках, сверять отчёты, заниматься наймом и обучением, зависать в отделе маркетинга и создавать контент для соцсетей – вообще не то, что должен делать предприниматель. 

Ключевая задача собственника – увидеть свой бизнес со стороны, быть стратегом, тем, кто находится вне системы, а значит важно по максимуму выйти из рутины. 

Только тогда вы сможете управлять бизнесом и теми процессами, что происходят внутри, своевременно видеть утечки и «латать дыры», чтобы расти в продажах, обороте, прибыли, производстве, качестве продукта, командной эффективности. 

Следующий момент, который нужно учитывать, если хотите быть бизнесменом с тяжелым кошельком, а не головой – это финансовая модель и оргструктура компании.

  • То есть вообще понять, жизнеспособен ли ваш бизнес для того, чтобы зарабатывать те деньги, которые вы хотите зарабатывать? 
  • Насколько ваш продукт и целевая аудитория подходят друг другу?
  • Хватает ли в целом емкости рынка, чтобы продавать хорошо и на высокий чек?

Не обязательно самостоятельно разбираться во всех нюансах финансовой аналитики.

Не умеете, не можете, не хотите делать своими руками – обращайтесь к специалистам на подряде. Вовремя запросить помощь и делегировать – важный навык человека, который хочет быть бизнесменом, а не самозанятым. 

Как только навели порядок в финансах и продуктовой линейке, переходим к оргструктуре. 

Здесь подразумеваем ясное видение, какие люди и на каких позициях в компании будут делать ваш продукт классным и продвигать его большему количеству людей. То есть это та самая матрица, которую нужно выстроить для понимания того, какой функционал закроет потребности бизнес-процессов, чтобы они шли гладко, слаженно и отвечали всем требованиям качества.

Когда пропишите оргструктуру, станет очевидным, где до сих пор вы занимаетесь не стратегическими задачами, а берете на себя ответственность управляющего, администратора, продажника, маркетолога или smm-щика. Да, в моменте вы экономите на зарплате, но в перспективе подход «всë сам(-а)» ведет в никуда: не будет ни сил, ни времени, ни денег. 

Важно учиться постепенно снимать с себя «не свою ношу», находить людей, которые способны реализовать тот функционал, что необходим для решения повседневных задач. Бизнес-ассистенты, личные помощники, менеджеры отдела контроля качества, администраторы, управляющие – люди, которые должны облегчать вашу предпринимательскую жизнь, а не создавать новых проблем. 

Как только найдете своих людей, которые пройдут этап адаптации и стажировку – вводите точки контроля

Зачем нужен контроль? Чтобы как собственник держать руку на пульсе, понимать ключевые показатели эффективности своего бизнеса. Каждый день они будут перед вашими глазами в виде таблицы или графика, и это даст вам опору и трезвый взгляд на то, что вообще происходит внутри проекта, и как я могу на это влиять. 

Вы должны понимать, когда бизнес растет и какие цифры это подтверждают. И наоборот: в каких ситуациях и по каким критериям я оцениваю, что дела идут куда-то не туда, где конкретно происходит утечка, чтобы вовремя подключиться к решению проблемы. 

Если подход, который описали выше, будет встроен в бизнес, и вы перейдете от мыслей «как я буду это делать» к «кто будет это делать» и «как я пойму, что этот кто-то сделал свою работу хорошо» – останется сделать последнее: ввести систему мотивации оплаты труда сотрудникам. 

Не просто платить людям за то, вышли на смену, а грамотно выстроить KPI, основываясь на цифрах вашей финансовой модели и тех целях, которые вы перед собой ставите. Открытая и понятная система мотивации, в том числе, весомый аргумент на заявления сотрудников в стиле: «Много работаю и очень устаю, а получаю копейки». Когда для каждого в бизнесе прописаны конкретные задачи, дедлайны, форма отчетности, система штрафов за косяки и вознаграждения за работу на результат – вы не вкладываетесь рублем в имитацию бурной деятельности. 

Чтобы участвовать в бизнесе минимально, нужно хорошо потрудиться «до»: прописать структуру, оцифровать и регламентировать все процессы, внедрить адекватные системы мотивации относительно тех показателей эффективности, которые вы выявили. 

Зато потом наступает такая свобода! Вы просто время от времени наблюдаете, следите, находитесь рядом, чтобы направить команду и скорректировать траекторию развития своего бизнеса.