Найти тему
KUPIKOD

3 игры, которые разрушили игровую индустрию: от Lada Racing Club до Cyberpunk...

Оглавление

Легендарный провал E.T. на Atari 2600 в 1982 году не так сильно повлиял на индустрию, как другие проекты — вот три игры, которые действительно нанесли непоправимый урон.

Игровая индустрия — одна из самых быстрорастущих и прибыльных отраслей в мире. В 2023 году её объём составил 245,1 миллиарда долларов, и ожидается, что к 2028 году он достигнет 314,4 миллиарда долларов...
Конечно, одна игра вряд ли способна полностью уничтожить такую массивную индустрию, как игровая. Однако отдельные проекты могут нанести серьезный ущерб отрасли, запустить негативные тренды или даже
полностью разрушить сегмент рынка.

В этой статье я хочу поговорить о трех играх, которые, по моему мнению, оказали самое негативное влияние на игровую индустрию. Эти игры не просто были плохими или провальными — они изменили саму природу индустрии и привели к её деградации на годы, если не десятилетия...
Итак, приступим. Но сначала — отвечу на два вопроса:

Одна игра не может убить индустрию?

На первый взгляд, утверждение, что одна игра может уничтожить целую индустрию, может показаться абсурдным.

-2

Ведь игровая индустрия — это огромная сфера, которая включает в себя множество компаний, разработчиков, издателей и игроков. Однако, как мы увидим далее, одна игра может внести значительный вклад в разрушение индустрии, если она обнажит или нормализует существующие проблемы.

Почему здесь нет E.T. и других игр?

Когда речь заходит о «играх, которые уничтожили игровую индустрию», одной из первых игр, которая приходит на ум, является E.T. the Extra-Terrestrial. Эта игра, выпущенная в 1982 году для Atari 2600, считается одной из худших игр всех времён.

Она была настолько плохой, что считается одной из причин кризиса игровой индустрии 1983 года.

Однако, несмотря на свою репутацию, E.T. не оказала такого же разрушительного влияния на игровую индустрию, как некоторые другие игры. Во-первых, кризис 1983 года был вызван не только E.T., но и другими факторами, такими как перенасыщение рынка играми низкого качества и отсутствие инноваций. Во-вторых, после кризиса игровая индустрия быстро восстановилась и продолжила расти.

Та же E.T. вышла на фоне перенасыщения рынка низкокачественными лицензионными играми. А её реальное влияние на отрасль оказалось минимальным: уже через пару лет выходит культовый Elite, положивший начало космическим симуляторам.

-3

Индустрия бурно развивалась дальше, несмотря на провал одного лицензионного проекта.

В этой статье я хочу посмотреть на те игры, которые оказали более существенное влияние на игровую индустрию. Проекты, действительно изменившие игропром, каким мы его знаем — отнюдь не в лучшую сторону.

И если E.T. индустрия фактически не заметила то вот первый русский AAA-проект после коллапса, вызванного Lada Racing Club, «Смута», выходит лишь через полтора десятилетия, в 2024, и ещё неизвестно, чем это кончится.
Это как пример.

3 место. Lada Racing Club, 2006

Lada Racing Club — это российская гоночная игра, выпущенная в 2006 году компаниями Geleos и «Новый Диск». Проект был разработан в сотрудничестве с автопроизводителем АвтоВАЗ и должен был стать первой российской AAA-игрой. Однако, вместо того чтобы стать триумфом отечественного геймдева, Lada Racing Club стала его позором.

А с какой помпой презентовали...
А с какой помпой презентовали...

Игра была выпущена с огромным количеством багов и недоработок. Графика была ужасной, физика — нереалистичной, а управление — неудобным.
Кроме того, LRC была очень однообразной и скучной... Не говоря уже об окончательно «добившем» ситуацию скандале с продажей игры на четырех дисках, из которых реально был нужен только один.

Lada Racing Club была встречена критиками и игроками с полным разочарованием. Она получила крайне низкие оценки и была названа одной из худших игр всех времён.

Фальшивая сенсация

Lada Racing Club была настоящим провалом. Она не только не оправдала ожиданий игроков, но и нанесёт серьёзный ущерб репутации отечественного геймдева.

В каком-то смысле, это действительно был «проект года»...
В каком-то смысле, это действительно был «проект года»...

Игра стала символом того, что российские разработчики не способны создавать качественные AAA-проекты. Она отпугнула инвесторов и издателей, которые стали опасаться вкладывать деньги в российские проекты.

В результате, именно Lada Racing Club фактически положила конец развитию отечественного геймдева на долгие годы.
Только в 2024 году, спустя 18 лет после выхода Lada Racing Club, в России выйдет первая AAA-игра, которая завоевала интерес критиков и игроков — «Смута»...

И ещё не факт, что из «Смуты» не выйдет «LRC2».

2 место. Счастливый фермер, 2009

Этот скромный флеш-проект 2009 года от разработчика Сергея Володина запустил лавину так называемого «онлайн-трэша» и фактически обесценил мобильный/онлайн-геймдев на долгие годы.

-6

Именно в Счастливом фермере впервые появились многие «достижения» жанра: множество валют, жесткие таймгейты, запросы приглашать друзей, огромное количество внутриигровых покупок и даже рудиментарная форма «боевого пропуска» с ежедневными заданиями...

Именно эта игра задала шаблон условно-бесплатного мусора с агрессивной монетизацией, который затем тиражировали тысячи клонов.

Здесь было ВСЁ то же, что и в любой современной мобильной игре (извините за слово «игра»). Впервые.
Здесь было ВСЁ то же, что и в любой современной мобильной игре (извините за слово «игра»). Впервые.

Успех Счастливого фермера породил волну подражаний вроде «Тюряги», Зоопарка и прочих скучных кликеров — которая позже, с приходом мобильной эпохи, с минимальными изменениями выплеснулась в Google Play и App Store — и захватила смежные жанры, порождая кадавров вроде «Викингов» и «RAID»...

До сих пор почти треть мобильных игр «разрабатывается» по той же схеме в России (или выходцами из неё): больше мобильного трэша создают только в Китае.

В итоге, «Счастливый фермер» впервые, хм-гм, изобрел и интегрировал самые темные паттерны мобильного «free-to-pay» и фактически уничтожил мобильный рынок как площадку для качественных разработчиков на многие годы вперед.

До сих пор подавляющее большинство бесплатных мобильных игр — это клоны друг друга с бессмысленным «геймплеем», яркой графикой и гиперагрессивным донатом, использующие те же манипулятивные механики.
Механики, что вперыве появились в «Счастливом фермере» ещё во времена, когда латинский «VK» был ещё вполне русским «В Контакте».

1 место. Cyberpunk 2077, 2020

Этот амбициозный проект CD Projekt Red, вышедший в 2020 году, ударил по репутации (и будущему) всей индустрии AAA-игр. Несмотря на рекордный хайп и многолетнюю разработку, игра вышла крайне сырой и неоптимизированной — особенно на консолях past-gen, где Cyberpunk 2077 едва выдавала 20 кадров в секунду. Баги же... Они были, и точка.

Масштаб ожиданий вокруг проекта только усугубил провал. Игроки ожидали революционной RPG в открытом мире... А получили урезанный по содержанию «шутерок на вечерок» в духе Syndicate 2012 года, который, к тому же, невозможно было пройти на PS4 и Xbox One из-за бесконечных багов и низкой производительности.

Таким образом, Cyberpunk 2077 фактически нормализовал выпуск некачественного продукта по полной AAA-цене. Игроки больше не ждут, что блокбастер выйдет хотя бы рабочим. А для издателей релиз незавершенных игр перестал быть чем-то предосудительным.

Нормализация выпуска незаконченных игр

Cyberpunk 2077 оказала негативное влияние на игровую индустрию, нормализовав выпуск незаконченных игр. После выхода Cyberpunk стало ясно, что издатели и разработчики могут выпускать игры в любом состоянии, и всё равно получать прибыль.

-8

Проект не просто разочаровал — релиз CP2077 разрушил саму концепцию AAA как знака качества и заботы о потребителе.

  • Теперь студии вроде Ubisoft или EA могут спокойно выпускать скучные? однотипные игры, полные микротранзакций, и продавать это по цене полновесного хита... И даже самые преданные фанаты ничему не удивятся.
  • Теперь непроходимая забагованность на релизе — норма: «Это не мы пре-альфу выкатили, а вы должны патч первого дня подождать. И второго. И третьего.»
  • Теперь, наконец, окончательно стало ясно, что можно наобещать с три короба, показать красивый трейлер и «состричь капусту» на предзаказах — а что там в конце выйдет, значения уже не имеет.

Cyberpunk 2077 — это тревожный знак для будущего игровой индустрии — если вообще не приговор. И онаа ярче всего показала: индустрия может развиваться в неправильном направлении, если разработчики и издатели не будут придерживаться высоких (ладно, хоть каких-то) стандартов качества в погоне за квартальными отчетами.

-9

Вместо итога

Итак, вот мы и рассмотрели три игры, чей разрушительный эффект для отрасли трудно переоценить...

Конечно, один проект не может полностью уничтожить индустрию.

Но порой именно скандальные релизы высвечивают системные проблемы — и своим провалом наносят надолго запоминающийся урон репутации всей сферы разработки видеоигр.
Или, наоборот, через «успех вопреки» сомнительной монетизации или непроходимой забагованности они могут сдвинуть окно Овертона, подталкивая индустрию на край пропасти...

Такие игры как Lada Racing Club, Счастливый фермер и Cyberpunk 2077 стали символами упадка — и изменили индустрию к худшему на многие годы вперед. По-настоящему изменили, и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!