Пару дней назад наткнулась в соцсети на статью «друга». Сначала я бегло прочла написанное. Затем, пролистав несколько постов, вернулась и прочитала ее еще раз. Затем еще…
«Друг» писал о том, что через месяц ему пятьдесят, что он не спит ночами, что на него волнами накатывают то тревога, то паника…
Ага, подумала я, страшно тебе. Это ты еще в нашей, женской шкуре не бывал! А потом мне стало стыдно за свое злорадство. Ведь если мужчина написал о своей проблеме вот так, открыто, значит совсем тяжело. Это нам, женщинам можно жаловаться. Это мы, такие ранимые, гормонозависимые и слабые.
Мужчины не говорят о том, что им страшно и что холодные лапы сжимают их горло все чаще и туже, когда к ним приближается золотистый звоночек с выгравированной не нем цифрой пятьдесят.
У нас не принято говорить об этом. Даже как-то стыдно. Ну кто в пятьдесят жалуется на возраст? Дети выросли, или подрастают, в любом случае это не то, что раньше: бессонные ночи, садик, бесконечные сопли и поликлиника. С работой все более или менее понятно. Ведь даже если тебя сократили, есть багаж знаний, опыт, навыки общения, наработки. Не проблема, иди примерно туда, где ты болтался последние двадцать лет. А что ты хотел? Менять работу надо было раньше, когда ты был помоложе. Семья, все понятно и привычно, а если не ладится в семье, не «пыли» ни у кого не ладится. Все же как-то живут, вот и ты живи…
Я написала в тот день моему «другу», хотела поддержать. Посоветовала заняться йогой, чтобы избавиться от бессонницы и тревоги. Но червоточина осталась. Через день я решила послушать, что говорят об этом возрасте психологи, и знаете, практически ничего не нашла.
Кризис среднего возраста – вот тема психологов! Возраст от тридцати пяти до сорока! Время переоценки ценностей и поиска настоящего себя!
А что же делать тем, кто пережил этот возрастной порог? Куда идти, если стрелка твоих часов катастрофически быстро приближается к отметке пятьдесят? Что будет потом? Почему так мало об этом говорят психотерапевты? Или ты просто, автоматом, перешагнув пятидесятилетний рубеж, переходишь в разряд старичья? А старичью что надо? Иди, занимай очередь в поликлинике и покупай палки для скандинавской ходьбы?
Мир изменился, и люди, такие как я и мой друг, все еще полные сил, имеющие кучу нереализованных планов, в растерянности и страхе не спят ночами, не понимая, как будет дальше.
Ведь что говорит нам медицина? Срок годности у человека длится примерно до пятидесяти лет, а потом все начинает сыпаться. Уровень половых гормонов резко падает (не только у женщин, у мужчин все то же, просто менее очевидно и говорить об этом не принято), и если женщина теперь может сказать, «памагите, что-то мне никого не «хочется», то для мужчины – это будет еще одним подтверждением собственной слабости и старения. Ну кто же об этом скажет в пятьдесят? В шестьдесят – ладно, это как-то нормально, приемлемо, но не в пятьдесят же! Вслед за гормонами летят в тартарары наша иммунка, пищеварительная и нервная система. И мы, и так запуганные надвигающимся «новым этапом», перестаем спать ночами, начинаем плохо соображать днями. В голове крутится, как старая стертая пластинка: «Неужели это все? Это уже конец? А что дальше?»
В зеркало с каждым днем смотреть все сложнее…И только косметологи радостно предлагают заколоть носогубки гелем, а лоб ботоксом, мол вот сейчас сделаем вам «угол молодости», никто и не заметит, что вы стали старым. Кроме вашего кошелька. А потом, ты смотришься в свое отражение и видишь отекшее от иньекций, невыспавшееся, испуганное лицо и понимаешь, что как раньше уже не будет никогда.
Чем проще ты примешь этот факт, тем легче и спокойнее сможешь двигаться дальше.
Как раньше уже не будет никогда. Будет по-другому. Иначе. Мы не знаем как, но нужно понять что точно не так, как раньше. Твой биологический срок годности вышел и все что будет с тобой происходить впредь – твоя зона ответственности. Не доктора и не жены и не детей, им нет до тебя дела, у них куча своих проблем. Если повезло с генетикой, ты посыплешься чуть позже, если нет – раньше. Но это случится так же неизбежно, как смерть.
Этот факт нужно принять, и тогда тревога уменьшится, не отпустит конечно, но ты сможешь спать. Никто не знает что будет потом, но когда нам двадцать, мы не сомневаемся, в нас живет надежда, что болячка пройдет сама, что мы будем богаты, что все, о чем можно мечтать, обязательно случится с нами.
Теперь, приблизившись к рубежу, мы знаем наверняка: если есть «дерьмо», то закончится это дерьмово, если не лечится, то скорее всего ты умрешь, и если не строить планов и не делать шагов к их реализации, то в твоей жизни точно ничего хорошего Не случится!
Но есть и положительные стороны. Мы дожили до этого момента! Не всем так повезло! Мы опытные, мы теперь знаем как и что, и если соблюдать осторожность, не есть на ночь колбасу с колой и «правильно» тратить деньги, то очень даже возможно объехать полмира, и наконец заняться тем, что тебе интересно. Главное помнить – это надо делать сейчас, потому что потом больше нет. Теперь у нас есть только сейчас! Поздравляю!
Мы, наконец, можем начать жить!
Перестать бояться того, что может случится и начать жить! Вот девиз, под которым нам предстоит дожить оставшиеся годы. Не от нас зависит сколько их будет, от нас зависит, как мы их проживем.