Любая организация создается достижения как-либо цели. Если рассматривать организацию, как систему, то для достижения цели у системы (организации) имеется: структура, распределение ролей и обязанностей в структуре, реализуемые процессы и задачи, критерии измерения результата, сбор данных критериев измерения результата, инструменты мотивации для достижения результата.
Перечисленные элементы системы взаимодействуют между собой. Зрелость отдельного элемента, каждого из 6, и зрелость взаимодействия между элементами определяет зрелость культуры в организации. Зрелость организационной культуры определяет то, какой будет зрелость культуры безопасного труда, и наоборот. Можно начать развивать культуру безопасного труда, которая потянет за собой развитие общей организационной культуры.
Рассмотрим на примерах взаимодействие элементов системы.
Пример 1.
Семья: мама, папа, дочь, сын, родители мужа, родители жены, 2 брата мужа, 2 сестры жены, дети 2ой сестры жены, дети детей 2-ой сестры жены.
Живут в трех соседних домах, за городом. Дети ходят в один детский сад, школу.
Перед семьей стоит задача: встретить Новый год всем вместе. Для выполнения задачи требуется:
- украсить дом, приготовить ужин, организовать развлечения, купить и упаковать подарки
Роли распределены так: женщины готовят ужин, дети старше 7-ми лет украшают дом, мама жены и мама мужа присматривают за малышами, мужчины покупают подарки.
Критерии измерения результата: еды достаточно для каждого, еда учитывает вкусы каждого члена семьи, в столовой стоит елка, украшенная игрушками, в комнатах на конах висят гирлянды, подарки закуплены для каждого, упакованы, лежат под елкой.
Сбор данных о ходе выполнения действия выполняется папой жены и папой мужа.
Мотивация для каждого члена семьи – салют в 24.00 и подарок под елкой.
Пример 2.
Семья: мама, папа, сын. Живут в городе, в квартире. Сын ходит в школу.
Перед семьей стоит та же задача, те, же процессы. Мама готовит ужин, папа покупает подарки, сын украшает дом.
Критерии измерения результата: ужин вкусный и всем нравится, в комнате установлена елка, подарки лежат под елкой.
Сбор данных о готовности у папы.
Мотивация для каждого – подарки под елкой.
Что дальше?
Предположим, что все дни рождения отмечаются в таком же формате. Вопрос: как будет отличаться культура в этих двух семьях? Как будут отличаться привычки, традиции, правила взаимодействия, способ общения, формат общения, количество и теснота контактов.
Представьте, что:
- роли и обязанности в семьях будут распределены иначе,
- что критерии успеха будут другими,
- мотивация будет другой,
- и т.п.
Ответьте снова на вопрос: как будет отличаться культура в этих двух семьях? Как будут отличаться привычки, традиции, правила взаимодействия, способ общения, формат общения, количество и теснота контактов.
Вывод
Культура определяется тем, как будет развит каждый элемент системы и как будет выстроено взаимодействие между элементами системы.
В контексте культуры безопасного труда мы говорим тоже о системе. В этой системе все те же 6 элементов:
- структура, распределение ролей и обязанностей в структуре, реализуемые процессы и задачи, критерии измерения результата, сбор данных критериев измерения результата, инструменты мотивации для достижения результата.
В системе для развития культуры безопасного труда есть структура управления безопасностью труда и есть распределение ролей и обязанностей в этой структуре. На начальном уровне зрелости культура безопасного труда является ответственностью только одного человека, на более высоком уровне зрелости безопасность труда – ответственность каждого.
На начальных уровнях зрелости реализуются базовые процессы и задачи: обучение, медосмотры, выдача СИЗ, на более высоких уровнях зрелости реализуются более зрелые процессы и задачи. Например, 5S, оценка рисков опасных энергий, химический менеджмент и т.п.
На начальных уровнях зрелости критерии измерения результата: набор показателей для оценки результата 2-3 штуки, либо их совсем нет; на более зрелых уровнях набор показателей более емкий и позволяет отследить результат как в глубину, так и в ширину.
Сбор данных на начальных уровнях зрелости не ведется, либо ведется нерегулярно, отсутствуют удобные инструменты для сбора данных. На высоких уровнях зрелости – развиты автоматизированные системы сбора данных.
Мотивация на начальном уровне зрелости – избегание наказания, мотивация на более зрелом уровне – ценность своей жизни и жизни других.
Обратите внимание, что каждый элемент в системе проходит те же 4 этапа зрелости. Когда каждый элемент будет на 4-ом уровне зрелости можно сказать, что культура безопасного труда зрелая, на уровне неосознанной компетентности.
Далее будем говорить о процессах, реализуемых для повышения уровня зрелости культуры безопасного труда.