Найти в Дзене
Никита Непряхин

«Эта идея бредовая»: почему мы выдаем свое мнение за всеобщее?

Хочу рассказать вам о любопытном эксперименте, проведенном в Стэнфордском университете в 1977г. Психолог Ли Росс предложил студентам погулять по кампусу с рекламным щитом местной забегаловки ➡ «Ешьте в кафе “У Джо”».

Кадр из фильма "Мистер Бин"
Кадр из фильма "Мистер Бин"

Тех, кто согласился это сделать, спрашивали ➡ «Как вы считаете, каково число студентов, которые бы тоже согласились прорекламировать кафе?». Ответ: 62%.

Следующий вопрос исследователей ➡ «Почему люди могут отказаться?». Ответы были предсказуемы:

  • «Откажутся, потому что зажаты».
  • «У них комплексы».
  • «Они не имеют чувства юмора».

Аналогичные вопросы задавали и тем, кто не согласился стать рекламным лицом. Отвечая на вопрос «Как вы считаете, каково число студентов, которые не приняли бы участие в акции?», отказавшиеся оценивали эту долю в 67%. На просьбу объяснить, почему люди не согласятся, студенты давали ответы:

  • «Согласятся только выскочки».
  • «Эта идея бредовая».
  • «Даст согласие только тот, кто не уважает себя».

И в том, и в другом случае студенты были далеки от истины. Но главное — респонденты полагали, что большинство остальных поступят точно так же, как они. Так впервые была открыта ментальная ловушка «эффект ложного согласия». Это когнитивное искажение, выражающееся в том, что мы проецируем свой способ мышления на окружающих, то есть полагаем, что другие люди думают и чувствуют точно так же, как мы сами.

Каждый из нас заблуждается, думая, что все остальные придерживаются такого же мнения, что и мы. В действительности мы обращаем мало внимания на других людей. Когда нас спрашивают, как думают другие, у нас нет ответа, поэтому мы идем по пути наименьшего сопротивления: выдаем собственное мнение за всеобщее.

Эта поразительная самонадеянность может привести к печальным результатам. Ошибаются маркетологи, продавцы, экономисты, политики, руководители и преподаватели. Мы переоцениваем убедительность и универсальность наших взглядов и в результате неверно оцениваем то, как будут вести себя остальные люди.

Не нужно решать за других. Помните, что не все априори разделяют вашу точку зрения. Более того, если человек придерживается другой позиции — это не идиотизм. Возможно, правда за ним.

Статья написана Никитой Непряхиным на основе материалов его книги «Анатомия заблуждений. Большая книга по критическому мышлению», издательство «Альпина Паблишер».

Подписывайтесь на Telegram-канал Никиты Непряхина.