Во всем мире роботы активно внедряются в различные отрасли, включая медицину, сельское хозяйство и строительство. В логистике они также находят широкое применение, их можно встретить на складах, в качестве погрузчиков и курьеров. Хотя все еще достаточно не повсеместно.
Особенно популярны роботы-курьеры, которые используются для последней доставки во многих странах. В Китае, Европе и США они уже доставляют заказы покупателям, а в России они также активно используются в нескольких районах Москвы и других городах. Однако, насколько их использование выгодно для транспортных компаний? Может быть, роботы-доставщики - это просто тренд, носящий имиджевый характер?
Давайте посмотрим на пример Китая. В этой стране роботы-доставщики начали работать в 2017 году. Первыми посылки из онлайн-магазина JD.com с помощью робота получили студенты китайских университетов.
Alibaba Group создала сразу несколько роботов-доставщиков. Первый (G Plus) был разработан совместно с компанией Robosense и представлен в 2018 году. Отличаются они тем, что могут узнать клиента. Для этого у них внедрено специальное компьютерное зрение.
Еще один робот китайского гиганта Alibaba - Xiaomanl (маленький ослик) уже в первой модификации способен перевозить до 50 посылок одновременно и проходить без подзарядки до 100 км.
Еще одна компания из Поднебесной – MiJia – запустила проект по созданию автономных роботов-курьеров для доставки еды и сегодня их уже порядка 10 тысяч по всему Китаю.
А вот еще один лидер – Эстония. Местная компания Cleveron стала разработчиком двух моделей роботов-доставщиков — Lotte (обладает рукой-манипулятором) и Cleveron. В 2016 году их передают Швейцарии для проведения тестирования в почтовых отделениях.
В 2017-ом на улицах Лондона появляется робот-доставщик Starship. К середине 2021 года эти железные трудяги доставили более 1 млн заказов.
Собственные роботы-курьеры есть у Amazon, Google и других крупных и небольших компаний. Международные логистические компании, например DHL, тестируют представленные на рынке модели роботов, а FedEx пробовала разработать собственных, но отказалась от проекта в 2022 году.
А что же Россия? У нас главный по тарелочкам – Яндекс. За 9 месяцев 2023 года их милые роботы-коробочки уже доставили около 250 тысяч заказов. Везде узнаваемые, они помогали и Почте России, проехав почти 50 тысяч километров дорог. Среднее время доставки таких посылок около 40 минут, что очень неплохо.
Работа роботов Яндекса основана на нескольких инновационных технологиях. Одна из таких: сенсорная система беспилотного доставщика еды Яндекс Ровер. Она включает четыре типа устройств: камеры, лидары, радары и ультразвуковые датчики.
Лидары и радары, расположенные на передней части корпуса, видят объекты на среднем и дальнем расстояниях. За близко расположенные объекты отвечают ультразвуковые датчики, все вместе позволяют роботу ориентироваться в среде с высоким пешеходным и автомобильным трафиком, объезжать препятствия и т. д.
Ежедневно роботы проходят километры пути, что позволяет нейросети получить новые данные и улучшить свои способности в ориентации в пространстве. Оптимизация маршрутов роботов позволяет им быстро реагировать на изменения ситуации и запоминать препятствия. Например, однажды в Иннополисе, когда робот-доставщик столкнулся с лисой, бежавшей от собаки, он смог своевременно остановиться, и благодаря этому никто не пострадал.
Хотя робот является автономным, в случае возникновения проблем может быть подключен удаленный оператор-человек, который видит изображения с камер и помогает роботу справиться со сложными ситуациями.
А есть ли что-то что умеет / не умеет робот-доставщик? В целом, он не умеет только если улыбаться). Конечно, это шутка. Но, в целом, все штатные этапы этого сервиса робот выполняет на ура. И давайте учитывать, что грузоподъемность у робота выше, чем у человека (роботы Яндекса перевозят около 15 кг). А значит это уже больше перевес в сторону преимуществ.
Учтите также, что робот движется с равной скоростью, не устает, не отвлекается на селфи, не заезжает по своим делам и не разговаривает по телефону.
Но, безусловно, куда без минусов. И самых главный – необходимость Клиента спуститься к роботу, ведь они не умеют пользоваться лифтами или лестницами. Кроме того, если вы вдруг забыли специальный код - робот не откроет крышку. Ну, кстати, последнее можно отнести и к плюсам. Случайный человек вашу посылку не заберет.
Что касается технологии, роботам тоже есть куда расти. Так, в Москве на Лесном проспекте столкнулись два робота-доставщика от сервиса «Самокат». Роботы двигались в разных направлениях и не заметили друг друга. Никто из людей не пострадал, но роверы получили повреждения.
Иногда железные курьеры также попадают в пробки из своих собратьев. Например в Иннополисе произошел такой случай. Очевидцы сняли на видео, как на узком тротуаре встретились три робота, которые ехали в разных направлениях. Им потребовалось некоторое время, чтобы объехать друг друга.
В холодное время года доставщики застревают в снегу. И тут им требуется помощь человека. Но тут уже намечаются новые наработки: московская компания «Эдкар» разработала шарообразного робота-курьера «Колобок», который способен доставлять продукты и посылки с помощью технологии 5G. Диаметр пилотного образца — всего около 40 см, но разработчики уверены, что этого хватит для размещения стандартного заказа продуктов. На корпусе установлены сенсоры, благодаря которым у «Колобка» есть компьютерное зрение.
Испытания показали, что робот аккуратно обходит препятствия и умеет спускаться с тротуара. Внутри корпуса спрятан двигатель, позволяющий шарообразному курьеру развивать скорость до 15 км/ч, что быстрее пешего и даже бегущего человека. Колобок может поворачиваться на 360 градусов и легко менять направление движения. Разработчики также встроили в корпус динамик, через который робот может попросить пешеходов уступить ему дорогу.
Но, как бы то ни было, нигде роботы пока не заменили людей полностью, и на то есть несколько причин.
Во-первых, пока это довольно дорого. Но производители неохотно раскрывают ценник. Например, Яндекс не называет цену своих роверов-доставщиков. Но эксперты оценивают одну такую машину минимум в 500 тысяч — 1 млн рублей. Прежде всего, из-за высокой стоимости оборудования, в том числе лидаров.
Во-вторых, несмотря на высокую грузоподъемность, во внутренний отсек много не положишь. Такие роботы, безусловно, могут перевозить маленькие, но тяжелые посылки.
В-третьих, погодные условия и некачественные дороги, в результате чего роботы ломаются. По оценке экспертов, стоимость аренды и обслуживания 36 роверов обходились «Почте России» в сумму около 24 млн рублей в год.
В-четвертых, отсутствие законодательной базы по регулированию сферы беспилотного транспорта. Все существующие проекты — от беспилотного Яндекс-такси в Ясенево до эксперимента с беспилотными фурами на трассе Москва — Санкт-Петербург — проходят в рамках специального правового режима. И даже в этом случае в салоне автомобиля должен находится человек — инженер-водитель.
Пока курьерам можно не опасаться: в ближайшем будущем роботы вряд ли вытеснят их с городских дорог. В более отдаленной перспективе будут решены технологические и законодательные вопросы, а цена таких машин существенно снизится. И тогда профессия курьера будет практически повсеместно отдана железным братьям.
Спасибо за Ваше внимание! Будем рады вашей реакции 💗и обсуждению вышеуказанных вопросов в комментариях.
Мы - профессиональные логисты. Заходите на наш сайт: СТС ЛОГИСТИКС.