Он не коренной бородинец. Стал его жителем в августе 1981 года. Как раз в начале отсчёта жизни Бородино как города. Приехал сюда, чтобы сформировать одну из городских структур: городской комитет народного контроля. С этого и начался бородинский период жизни Г.К. Пугачёва.
Родился 14 января 1944 года в деревне Заозёрка, что в Абанском районе. В семье его отца, участника Великой Отечественной войны, фронтовика-инвалида Константина Дмитриевича и матери Анны Игнатьевны было восемь детей, он был седьмым. Отец и мать были крестьянами. Его дед, пришедший в эти места из Белоруссии в 1900 году, поставил своими руками дом, в котором родился и Константин Дмитриевич, и его сын Геннадий.
Здесь, в Заозёрке, Геннадий окончил семь классов. Восьмой класс – в районном центре, в Абане. А среднюю школу окончил в Канске. Получив аттестат зрелости, вернулся в Заозёрку, где в родной семилетке отработал почти два года учителем математики и физики. Затем был призван в ряды Советской Армии. Три года отслужил в ракетных войсках стратегического назначения в Забайкалье.
После службы вернулся в Заозёрку и продолжил учительствовать. Заочно окончил Красноярский педагогический институт. Ещё до защиты диплома энергичного, стремящегося к профессиональному росту молодого учителя назначили директором восьмилетней школы в деревне Стерлитамак в его родном Абанском районе.
В июле 1975 года Геннадия Константиновича перевели на партийную работу. Через три года он поступил в Новосибирскую высшую партийную школу на двухгодичное отделение журналистики, после окончания которой возвратился в Абанский районный комитет КПСС на должность заведующего отделом пропаганды и агитации. И вскоре новое назначение – в Бородино, на должность председателя городского комитета народного контроля.
Вступив в должность, Геннадий Константинович первым делом появился в редакции нашей газеты. И с тех пор наши деловые отношения не прерывались. А читатели с интересом следили за его злободневными публикациями.
От глаз народных контролёров трудно было что-то скрыть или обмануть их. Вот что пишет в своей книге Анатолий Афанасьев о нарушениях технологических требований при загрузке вагонов углём на разрезе: «Стали поступать жалобы от потребителей (от Красноярской ТЭЦ) на систематический недогруз углярок. Комитет народного контроля взялся за это дело. В итоге вагоны стали загружаться углём согласно требованиям, а главный инженер разреза был наказан. За нарушения правил советской торговли (торговля дефицитными товарами из-под прилавка) был наказан начальник ОРСа и большая группа его работников... «Не надо думать, – подчёркивает Пугачёв, – народный контроль не махал правом наказывать за те или иные нарушения, как кавалерийской шашкой. Нет. Если была возможность, то мы предупреждали то или иное негативное развитие в самом его начале. Беседовали. Устанавливали сроки устранения нарушений, пока они не приняли угрожающие размеры». Люди стали жаловаться на загрязнение озера промышленно-производственными отходами гаражей автобазы, ОРСа. Проверили сигналы, организовали экспертизу. На заседании комитета заслушали руководителей этих организаций. Они заверили, что в месячный срок устранят сброс отходов производства в озеро. К указанному времени своё обещание они выполнили. Таких дел было немало за то время, пока работал народный контроль».
Самый сложный период жизни страны – это перестройка, когда началась крутая ломка общественно-политической системы государства. Это время застало Геннадия Константиновича Пугачёва на посту председателя Бородинского горисполкома. Ему пришлось намного тяжелее, чем всем предшественникам на этом посту.
В то смутное время главной задачей была одна: как выжить городу. Предприятия лихорадило от снижения объёмов производства, от череды нервных рабочих собраний, на которых создавались комиссии по трудовым спорам; руководство предприятий стало терять доверие трудовых коллективов. Прилавки в магазинах опустели, в повестке заседаний профсоюзных комитетов появились несвойственные им ранее вопросы: распределение обычных товаров, ставших дефицитными. Бюджет города худел.
Вспоминая этот период жизни, Г.К. Пугачёв приводит такой пример: «Не только продукты исчезли с прилавков, но и папиросы, сигареты. Это стало однажды причиной отказа рабочей смены на разрезе выходить на работу. На встрече шахтёры резко сказали: «Курева нет – не пойдём в забой!» Пришлось срочно договариваться с Канской табачной фабрикой о поставке в счёт бартера в Бородино папирос и сигарет. Вот такие проблемы город решал тогда».
Кроме подобных «пожарных» задач, решались обычные, повседневные по благоустройству города. Строились дома, благоустраивался город. Когда он был главой города, улица Сибирская оделась в асфальт. Здесь уместно сказать о том, что ещё до этого, будучи депутатом городского Совета, он выполнил наказ своих избирателей: улица Первомайская была асфальтирована. Построили и сдали в эксплуатацию среднюю школу № 3. С её открытием город устранил проблему загруженности классов в школах.
За почти три года, что он был председателем горисполкома, основной вопрос был: как выжить? Надо было по-новому выстраивать отношения городской власти с руководителями предприятий. Пугачёву это удавалось. Контакт, взаимопонимание с директором разреза Владимиром Александровичем Пожарниковым привёл к тому, что в городе за это время был построен и открыт современный детский сад «Родничок».
Крестьянская жилка крепко сидит в нём. Кстати, как и его дед сто с лишним лет назад, Геннадий Константинович сам построил дом. Строительство продолжалось десять лет – с 1994-го по 2004 год. Возводили брусовой дом за свои деньги, обналичили кирпичом, полностью благоустроили. Переехали в него Геннадий Константинович, Галина Аркадьевна и младший сын Юрий. А в прежней квартире и по сей день живёт семья сына Игоря. Игорь и его жена Елена недавно стали дедушкой и бабушкой: у Максима и Анны подрастает дочь Ксюша. Так что Галина Аркадьевна и Геннадий Константинович счастливые прабабушка и прадедушка, их внучка Диана – студентка.
Геннадий Константинович всегда с теплотой, любовью, восхищением и благодарностью рассказывает о своей семье. «Когда я учился в высшей партийной школе, у нас родился Юра, – говорит он. – Другая жена сказала бы, бросай свою учёбу, возвращайся домой. Моя же стойко выдержала все трудности, Игорю тогда было 12 лет, он тоже нянчился с братиком». Юрий в настоящее время живёт в Москве, работает заместителем начальника департамента транспорта Восточно-Сибирского направления ПАО «Роснефть». С гордостью дедушка вспоминает о том, как внук Максим служил в Москве в Президентском полку.
А вот что рассказывает Елена Витальевна Пугачёва, невестка.
«Геннадий Константинович, а для нас просто отец – глава семьи. Глава семьи в большом смысле этого слова. Не только для жены, детей, внуков, а для всей родни. Поддерживает связь с многочисленными родственниками, племянниками, передаёт эти связи дальше. Он у нас семейный летописец. Свои воспоминания детства, юности облёк в письменную форму, что может стать прямо семейной реликвией. Он очень радушный хозяин, любит принимать гостей и угощать. Организовать – это его ВСЁ.
Конечно, он не подарок, в прямом смысле этого слова: со своими достоинствами и недостатками. Но в целом это человек, который точно знал, чего он хочет от жизни, и чётко шёл по этому пути. Трудовую деятельность деревенский мальчишка начинал простым учителем, а далее занимал большие ответственные должности.
Для него земля – кормилица, которая должна приносить прибыль, а уж цветочки потом, это уже епархия Галины Аркадьевны. Вместе с супругой построили дом, вырастили двух сыновей и посадили, уж точно, не одно дерево, а целый сад.
В начале совместной жизни им пришлось поездить по многим деревням Абанского района. И везде жизнь сталкивала их с разными людьми многих национальностей. А с какой теплотой они вспоминают тех, с кем работали в школах в начале своей трудовой деятельности. Думаю, и не потому, что они были молоды тогда, и люди были другими, как принято говорить. А потому, что они притягивали к себе таких же, как они сами.
Они и сегодня остаются центром притяжения многочисленных племянников. За праздничным столом невозможно посидеть вместе, так как телефон звонит то у отца, то у мамы. И они с радостью бегут к нему, чтобы узнать, кто же звонит и какие новости в семье родного человека. Радуются каждому известию и с гордостью сообщают нам.
Мало кто знает, как отец играет на гармошке, поёт! Есть любимые семейные песни, которые принято исполнять в кругу семьи. И если дед берёт в руки гармошку, то гулянка удалась!
Но и простачком его тоже назвать нельзя. У него обострённое чувство справедливости. Кидаться в бой там, где, может, и надо промолчать, он молчать не будет. Если уверен в своей правоте, не остановится ни перед чем. Если надо одёрнуть, замечание сделать, навести порядок, письмами кого-то забросать, в газету статью написать, – для него это важно. И это не личная обида за себя. Нет, это его представление о правильности. То, что считает правильным, за это побороться!
За плечами уже 57 лет совместной жизни родителей, а это уже говорит о многом. Мало пар в наше время отмечают такие даты. Для внуков они классические дедушка с бабушкой, при этом образованные, современные. Правнучка в свои два года с удовольствием приезжает к ним в гости.
И мы, дети, горды тем, что мы – одно целое этой большой и дружной семьи. Хочется пожелать, чтобы ещё долгие годы всё оставалось так, как есть!»
«Дорогой наш дедушка! Твой день рождения – это особенный праздник, когда вся семья собирается за одним большим столом. До сих пор помню, как ты играл на гармошке, а я танцевала в зелёном платье. Так было из года в год. Твой почтенный возраст вызывает уважение, а жизненный путь достоин наивысших похвал. Ты – лучший отец, дедушка и прадед!
Спасибо тебе за всё, что ты делал и делаешь по сей день. Желаю тебе главного – крепкого здоровья, а остальное мы – твоя семья – будем дарить тебе. Хочу, чтобы ты по-прежнему давал нам, внукам, бесценные советы, чтобы так же радовался нашим успехам, чтобы любил эту прекрасную жизнь. С юбилеем! Мы тебя очень любим и безумно гордимся, что у нас такой дедушка. Твои внуки».
Это письмо написала внучка Диана. А внук Максим тоже подписался под каждой строчкой сестры.
Геннадий Константинович шутит, перефразируя известную поговорку: «Я дом построил, детей вырастил, много-много за свою жизнь посадил деревьев». В этой фразе нескрываемое чувство удовлетворения от прожитого. В том числе и от лет, прожитых в городе Бородино, на рыбинской земле.
Людмила БЕЛЕЦКАЯ
Фото из семейного архива Пугачёвых