Найти в Дзене

Правда-филия. Бред сутяжничества. Можно ли всю жизнь страдать за "поиски правды"? Или поиски правды это бред? История одного сумасшествия.

Сейчас буду перечислять симптомы психического расстройства, не называя диагноза, а вы попробуйте калькой наложить на каких-нибудь известных персонажей и...только не спешите с выводами. Где заканчивается индивидуальность и начинается патология всегда сложно определить сразу. Очевидно, что первыми признаками патологии является некая одержимость какой-то идеей, превращение ее в абсолют и сверхценность. Однако же и тут много неясностей. Если, например, человек одержим Богом, мы не называем его больным, напротив, он-то как раз может оказаться приближенным к святости. Или человек, остро чувствующий несправедливость. Фанатик? Всегда ли правдо-фил фанатик?

Итак, симптомы.

1. Человек постоянно обижается. Обида проявляться резко и часто, долго держится.
2. Человек критикует все и вся: правительство, политиков, работодателей, систему здравоохранения, соседей, близких родственников, домочадцев.
И даже если ему сделают явное добро, он найдет в этом причину для критики.
3. Демонстративное поведение. Жалобы выражаются так, чтобы их услышало как можно больше людей.
4. Убежденность в собственной значимости.
Такие люди уверены, что мир без них рухнет в тар-тарары.
5. Эгоцентризм.
6. Свои идеи человек представляет как невероятно ценные, важные во всех традиционных мировоззрениях.
7. Гиперболизация (преувеличение) проблем.
8. Агрессия к окружающим людям.

Если внимательно прочитать эти симптомы, найдется немало персонажей, особенно из публичной жизни, которые идеально в них укладываются.

В прошлом это обстоятельство играло на руку властям, у которых всегда был под рукой психиатрический инструмент воздействия на неугодных.

А теперь - диагноз. Кверулянтство (бред сутяжничества).

Как правило, в психиатрии выделяют две основные причины расстройства - наследственность и проявление более глубокого расстройства, например, шизофрении.

Главный наш жалобщик и сутяжник - это Виктор Сергеевич С. Пациент возрастной. Виктору Сергеевичу 65 лет. Вся его жизнь прошла под знаком "мученичества" за идеи. Он из тех, кто всегда и во всем, при любых правительствах ищет правду. Не дай Бог обсчитать Виктора Сергеевича в магазине.

Не так давно кассир из большого магазина обманула В.С. на десять рублей. Покупатель вернулся, предъявил чек, получил обратно свои десять рублей, затем потребовал жалобную книгу. Когда отказали, отправился на поиски администрации магазина. Его выслушали, дежурно улыбнулись, поблагодарили за активную гражданскую позицию и сочли инцидент исчерпанным. Не тут-то было. Нарвались, бедолаги. Виктор Сергеевич поехал в администрацию города, написал в Роспотребсоюз жалобу. Затем оставил письмо лично главе администрации, продублировал письмо губернатору. И для убедительности попросил своих внуков выслать текст письма в администрацию президента. Десять рублей превратились в "систематический обман клиентов, особенно пожилого возраста. В неуважительное и хамское отношение к покупателям. В желании обогатиться за счет неимущих стариков". И, наконец, вишенка на торте - диверсия и дестабилизация политической обстановки в России. Нашлись в этом и знаки времени - Виктор Сергеевич запомнил фамилию кассира, она заканчивалась на "О". А стало быть, женщина пособница вражеской разведки.

Конечно, на каком-то этапе бурной деятельности становится понятно, с кем имеют дело. Однако Виктор Сергеевич гордится тем, что "пострадал за правду впервые еще в советские времена".

Работал В.С. сторожем на строительном производстве. Пропускал машины с грузом, проверял их. Потом впускал на производство пустыми. Строго выполнял должностные инструкции. Был на хорошем счету. Пока однажды его попросили не досматривать машины с мусором, который регулярно вывозился с предприятия. Дескать, ковыряться в мусоре не хорошо, а машинам нельзя простаивать. Виктор Сергеевич сразу насторожился. Почувствовал неладное. Стал пристальнее досматривать вывозимый мусор. Водители нервничали, материли-костерили упрямого сторожа, а В.С. перетряхивал каждую мелочь, пусть даже она неприятно пахла. Ковырялся в помоях, вытряхивал строительные щепки, не хотел, чтобы в его смену что-нибудь украли. Собственно, кража была. Это выяснилось в конце года, когда делали ревизию. Не досчитались тонны олова в слитках. Значит, его украли? Или вообще не завозили и стащили раньше? Милиция уголовное дело возбудила, но искать олово не стали. Дескать, проще списать. Однако В.С. сдаваться не желал. Все номера машин с мусором он тщательно фиксировал в блокнот. С этим блокнотом отправился сначала в местную милицию. Там его выслушали, поблагодарили за активную гражданскую позицию и спустили дело на тормозах. Тогда В.С. отправился с жалобами в областное УВД, а потом подался в Москву. В столице затерялся в лабиринтах кабинетов, где на него смотрели как на чудака. Выше генерального прокурора В.С. не прыгнуть. Однако он прыгнул. Пошел на прием в Кремль. Собственно, можно понять, как отозвались его поиски правды. Переругавшись со всеми, он пообещал написать в ООН и пожаловаться, что его все обижают, что все руководство предприятия "наглые дельцы", не считающиеся с чаяниями народа. И т.д. и т.п. Все в этом духе.

Это было еще в 1980-м году. Молодой еще человек. Ядреный. А тут олимпиада на носу. Скандалы старались не выносить на люди. Именно тогда отечественная психиатрия помогла и властям и самому жалобщику. Поставили диагноз "сутяжное параноидальное расстройство". И с этим диагнозом публичная активная жизнь В.С. закончилась. Когда он в очередной раз в силу неудержимого характера добивался правды, он тут же получал подтверждение своему диагнозу. Потому как все, о чем он рассказывал в высоких инстанциях, являлось бредом воспаленного мозга.

Ох, уж эти десять рублей из гипермаркета....Что они по сравнению с тоннами олова, которые обогатили вора? И где тут заканчивается правда и начинается патология, теперь уже никто не скажет.

А Виктор Сергеевич обречен на пожизненные поиски правды. Таков характер. Или болезнь.

А вы, друзья, как считаете, чего в таком поведении больше - патологии или жажды правды?