Найти тему
Диалоги о Востоке

Готический ветер на Босфоре: немецкие архитекторы в Стамбуле

Стамбул - город двух континентов, находящийся на перекрестке культур и испытавший за свою историю влияние разных цивилизаций, в том числе со стороны Европы. Одним из наиболее ярких примеров влияния западной культуры на столицу Османской империи является архитектура, созданная несколькими поколениями немецких архитекторов, чьи произведения и поныне придают облику Стамбула особый колорит. О зодчих Германии, оставивших свой след в Стамбуле, и пойдет речь в сегодняшней статье.

Деятельность иностранных архитекторов, прибывших в Турцию в рамках политики вестернизации, началась ещё в XVIII в. и продолжалась вплоть до начала республиканского периода. Первым немецким архитектором в истории турецкой архитектуры был Антон Игнац Меллинг (1763 – 1831), приехавший в Стамбул в составе российского посольства. Султан Селим III нанял Меллинга в качестве придворного архитектора, а Хатидже-султан, сестра Селима III, заказала архитектору в 1795 г. проект лабиринта для своего дворца в районе Ортакёй, позже Меллинг спроектировал дворец в стиле неоклассицизма в Дефтердарбурну.

Антон Игнац Меллиг, гравюра с видом дворца Хатидже-султан. Источник: https://kultursanat.istanbul/antoine-ignace-melling/
Антон Игнац Меллиг, гравюра с видом дворца Хатидже-султан. Источник: https://kultursanat.istanbul/antoine-ignace-melling/

Видный немецкий военачальник и политик, Хельмут фон Мольтке (1800 – 1891), подготовил в 1835-1839 гг. план реорганизации всего Стамбула по просьбе султана Махмута II в рамках реформ Танзимата. Проект Мольтке предполагал радикальное переустройство города, снос многих исторически важных зданий для создания более широкого пространства (а заодно, по предположению Мольтке, для защиты от пожаров) по примеру европейских столиц, однако его идеи так и не были реализованы.

Гельмут фон Мольтке. Карта Константинополя, пригородов, окрестностей и Босфора, 1837 г. Источник: https://www.forumauctions.co.uk/index.php?option=com_timed_auction&auction_no=2264&bidded_lots=0&excl_keyword=&high_estimate=&ipp=10&keyword=&lang=en&lot_id=102586&low_estimate=&name=&page_no=1&sort_by=lot_no&view=lot_detail
Гельмут фон Мольтке. Карта Константинополя, пригородов, окрестностей и Босфора, 1837 г. Источник: https://www.forumauctions.co.uk/index.php?option=com_timed_auction&auction_no=2264&bidded_lots=0&excl_keyword=&high_estimate=&ipp=10&keyword=&lang=en&lot_id=102586&low_estimate=&name=&page_no=1&sort_by=lot_no&view=lot_detail

Значение деятельности немецких архитекторов на османских территориях возросло благодаря железнодорожным концессиям, которые были предоставлены Германской империи в последней четверти XIX в. В этот период самыми яркими архитектурными сооружениями в русле ориентализма стали здания вокзалов Сиркечи (Sirkeci; 1890 г.) по проекту прусского архитектора Августа Ясмунда (1859 – 1911) и Хайдарпаша (Haydarpaşa; 1908 г.), спроектированный Отто Риттером (1834 – 1915) и Хельмутом Куно (1831 – 1896). Кроме того, Ясмунд с 1890 г. преподавал архитектуру в инженерной школе Хендесе-и-Мюлькие (Hendese-i Mülkiye), из которой вышло много известных турецких инженеров и архитекторов.

-4
Вокзал Сиркечи. Август Ясмунд, 1890 г. Источник: https://besidestheobvious.net/2023/04/16/sirkeci-visiting-the-orient-express-station-in-istanbul/
Вокзал Сиркечи. Август Ясмунд, 1890 г. Источник: https://besidestheobvious.net/2023/04/16/sirkeci-visiting-the-orient-express-station-in-istanbul/
Вокзал Сиркечи, интерьер Источник: https://www.railtech.com/infrastructure/2022/05/19/istanbuls-sirkeci-station-45-years-after-the-last-orient-express/
Вокзал Сиркечи, интерьер Источник: https://www.railtech.com/infrastructure/2022/05/19/istanbuls-sirkeci-station-45-years-after-the-last-orient-express/
Вокзал Хайдарпаша Источник: https://tuerkei.diplo.de/tr-de/vertretungen/generalkonsulat2/02-haydarpasa-bahnhof/1563506
Вокзал Хайдарпаша Источник: https://tuerkei.diplo.de/tr-de/vertretungen/generalkonsulat2/02-haydarpasa-bahnhof/1563506
-8
-9
Хайдарпаша. Интерьер. Источник: https://www.ntv.com.tr/galeri/turkiye/haydarpasa-garinin-son-hali,GmMgiDJsD0WYPhFEWtKhMw/u8B_wGZUGUezOKLi8XahSg
Хайдарпаша. Интерьер. Источник: https://www.ntv.com.tr/galeri/turkiye/haydarpasa-garinin-son-hali,GmMgiDJsD0WYPhFEWtKhMw/u8B_wGZUGUezOKLi8XahSg

Еще одним, скорее косвенным результатом развития железных дорог на Ближнем Востоке стал другой проект Ясмунда – здание Немецкого восточного банка (нем. Deutsche Orientbank, тур. Germanya Han), основанного в 1906 г. (позже вошел в состав Dresdner Bank, штаб-квартира в Берлине, был ликвидирован в 1946). Предпосылкой для создания банка послужила попытка Германской империи расширить свое влияние на Ближнем Востоке. Важную роль в этом сыграла Багдадская железная дорога, которая в значительной степени финансировалась Deutsche Bank.

-11
-12
Здание Deutsche Orientbank, современный адрес Hobyar Mahallesi, Findikci Remzi Sokak No 7, Sirkeci Источник: https://nomadicniko.com/2018/10/30/sultanhamam/
Здание Deutsche Orientbank, современный адрес Hobyar Mahallesi, Findikci Remzi Sokak No 7, Sirkeci Источник: https://nomadicniko.com/2018/10/30/sultanhamam/

Еще один памятник архитектуры, созданный немецкими архитекторами – так называемый Немецкий фонтан (нем. Der Deutsche Brunnen, тур. Alman Çeşmesi) – павильон в неовизантийском стиле, находящийся напротив мавзолея султана Ахмеда I (район Султанахмет, совсем недалеко от Айя-Софии). Фонтан был построен в 1900 г. в память о визите германского императора Вильгельма II, чья поездка по странам Европы и Ближнего Востока началась в 1898 г. в Стамбуле при султане Абдул-Хамиде II. Фонтан спроектировал немецкий архитектор Макс Шпитта (1842 – 1902), само сооружение было изготовлено в Германии и доставлено в Стамбул частями.

Источник: https://www.istanbulife.de/istanbul/deutscher-brunnen.html
Источник: https://www.istanbulife.de/istanbul/deutscher-brunnen.html
Источник: https://www.flickr.com/photos/svkck/7522521420
Источник: https://www.flickr.com/photos/svkck/7522521420
Источник: https://tuerkei.diplo.de/tr-de/vertretungen/generalkonsulat2/01-der-deutsche-brunnen/156350
Источник: https://tuerkei.diplo.de/tr-de/vertretungen/generalkonsulat2/01-der-deutsche-brunnen/156350

В начале XX в. отношения Германии и Турции стали еще более тесными благодаря союзническим отношениям в Первой мировой войне. После 1933 г. в Турцию приехали многие противники нацистского режима: деятели науки, культуры и политики, что пришлось довольно кстати на фоне проведения реформ Ататюрка. Во время Второй мировой войны на Босфоре поселилось более тысячи немецких эмигрантов (среди них был, к примеру, Пауль Хиндемит). Однако после смерти Ататюрка в 1938 г. и начала войны годом позже, немецкие эмигранты оказались под определенным давлением и лишились своих привилегий.

Источники:

  1. Claus Schönig. Türkisch-Deutsche Beziehungen. Perspektiven aus Vergangenheit und Gegenwart // De Gruyter, 2020

Автор: Конотопова Татьяна

Редактор: Сабанцев Александр