Продолжаю рубрику "пересмотрела и заметила". А также делюсь интересными теориями, обнаруженными на просторах Интернета (китайского и англоязычного).
Начну, пожалуй, с Зачарованной жизни (Бренная жизнь, Зачарованный сон, сон Дракона, сон Мин Е). Эта арка крайне важна для понимания общего сюжета. А простора для фантазии зрителя тут немерено ;)
1. Во сне мы знакомимся с родителями Ли Сусу и тем, как они повлияли на войну богов и демонов. Ди Миан и Чу Хуан стали причиной провала битвы, из-за них кость зла не была запечатана. Считается, что Сусу должна заплатить за ошибки своих родителей. Она является избранной, убить Тантай Цзиня - это ее карма. Об этом Сусу говорит Цзиню после обращения в богиню в последней серии: "Я была рождена, чтобы убить тебя".
Во время сражения богов Сусу (которая в то время еще была в духовном яйце) была ранена, в результате у нее сформировалась неполная душа. Владельцу злой кости суждено пострадать от нее, чтобы выплатить долг, поэтому "неполная душа" Е Сиу мучала Тантай Цзиня.
В последней серии Тантай Цзинь отводит Ли Сусу к Небесному столпу. Это место, где двенадцать богов пытались запечатать злую кость, а родители Сусу сражались друг против друга. Место, где ее мать умерла. Теперь здесь должен умереть владелец злой кости. Здесь все началось, здесь все должно закончиться. Это карма.
2. Бог времени Цзи Цзе давно знал, что первоначальный план сражения с Богом демонов потерпит неудачу, но все же этот план должен быть выполнен, боги должны уйти из мира, а Мин Е должен убить первого демона. Зеркало прошлого, оставленное Цзи Цзе, предназначено для того, чтобы позволить Сусу вернуться в прошлое и изменить все так, чтобы в мире больше не было Бога демонов, чтобы заставить Тантай Цзиня полюбить Ли Сусу и мир, который она любит. Во сне Цзи Цзе впервые встретил Сан Цзю, в ней увидел Ли Сусу, он предсказал, что произойдет потом. Он сказал ей "ты (Сусу) знаешь, я знаю, только Сан Цзю и Мин Е не знают".
3. Когда Тантай Цзинь и Ли Сусу вошли в сон, Тантай Цзиня затянуло в левый, божественный глаз Дракона, он стал Мин Е и испытал судьбу Бога войны. Ли Сусу затянуло в правый глаз Дракона, глаз демона, и она испытала судьбу Сан Цзю, ставшей демоницей. Соответственно, Сяо Линь попал в глаз демона, а Бинчан - в божественный глаз.
4. После выхода из сна Пан Ичжи объяснил всем, что дракон на самом деле давно мертв. Мин Е погиб на дне реки Мохэ, обнимая ракушку под статуей Сан Цзю. Он оставил иллюзию, чтобы привлечь Тантай Цзиня в Зачарованную жизнь. Заклинание исчерпало его совершенствование. После выхода из сна Тантай Цзинь попытался поглотить силу из скелета Дракона, но иллюзия рассеялась.
5. В отличии от новеллы, не было необходимости в том, чтобы пробудить Дракона и не дать ему стать демоном. Мин Е принял решение остаться богом еще 10 000 лет назад, когда увидел жемчужину Сан Цзю - в ней хранились ее воспоминания. Он увидел, что она полюбила его, когда он сражался над рекой Мохэ, и передумал становиться демоном. Мин Е хотел показать Тантай Цзиню на своем примере, что всегда есть выбор - стать демоном или богом. В 37 серии Мин Е из чешуи показывает Цзиню, как пришел в разрушенный дворец Бога демонов, оставил божественную печать на злой кости, затем создал Зачарованную жизнь на дне Мохэ и умер в своей истинной форме дракона. Нефрит соответственно тоже оставил Мин Е.
6. Во время битвы богов Небесный столп рушился на гору Чанцзе. В Столпе был магический круг, поэтому гора Чанцзе обрела самую сильную ауру. Позже здесь будет основана секта Хэнъян, через 10 000 лет главой станет приемный отец Сусу.
7. Клан Сяояо был создан божественной силой Мин Е. Он оставил там свою сердечную чешую и вызвал ливни, чтобы создать благоприятную ауру (Мин Е - дракон паводков/потопов/наводнений). Через 10 000 лет здесь будет совершенствоваться Цан Цзюмин.
8. Ребенком, которого Бог времени скинул с небес на землю, был Пан Ичжи. Его миссия - позволить Цзиню получить чешую, защищающую сердце. Этот артефакт важен для финала - для спасения богини Сусу и трех миров. Цветы в руке ученика Цзи Цзе, которого отправили в Мир смертных, - это Сяо Линь. В Шэн его называли принцем Камелией. Позже Моню вышивает на одежде Гунъе Цзиу цветок камелии.
9. Есть теория (приехала из Китая;)) что Чу Хуан создала проклятие, чтобы избежать повторения ее ошибок дочерью (любовные отношения с демоном). Когда ученик Бога времени уронил камелию с небес, то половина проклятия попала в цветок, поэтому между Сусу, Тантай Цзинем и Сяо Линем было несколько жизней любви и ненависти.
Также говорят, что необходимость фениксов культивировать именно бесчувственное Дао, чтобы стать богом - это правило, написанное Чу Хуан, ведь на самом деле это не единственный способ вознестись. Богиня не хотела, чтобы ее дочь тоже пострадала от любви (как понимаю, эта теория навеяна "Удушающей сладостью").
10. Ли Сусу была вдохновлена обменом божественной сущности Мин Е на злую сущность Сан Цзю, что заложило основу для обмена божественной сущности на злую кость Тантай Цзиня. Она должна была решить - пожертвовать собой и отдать божественную сущность Тантай Цзиню, либо забрать у него кость с помощью нефрита и убить.
Ли Сусу верила, что ее дух будет наказан небесами также как дух Сан Цзю, ведь создание божественности с помощью демонического нефрита - нарушение законов небес. Она не знала, что она - феникс и сможет возродиться через нирвану феникса, она действительно была полна решимости отказаться от души и перерождений. Ли Сусу говорит Цзиню жестокие слова (что не желает их встречи ни в одной из жизней), чтобы он забыл ее и двигался дальше. Она могла бы достать кость, Цзиня - убить, а божественную сущность оставить себе. Но Сусу хотела, чтобы он получил возможность жить нормально. Она знала, что он мечтает культивировать, но не может из-за кости - и решила исполнить его желание. Об этом говорит потом Цан Цзюмин: "ты столько сделала для меня, я не понимал".
11. Во сне Дракона боги использовали формацию Кара небес. В 39 серии Тантай Цзинь передал в кланы описание этой формации по сложной цепочке "Нянь Байюй - Юэ Фуя - Пан Ичжи - Гунъе Цзиу".
12. Мин Е говорит, что печать БД - нейтральный артефакт, не добро и не зло. Все зависит от того, в чьих он руках и с какими целями используется. Мин Е планировал использовать печать для очищения Сан Цзю от демонической энергии и создания для нее новой божественной сущности. В последней серии Тантай Цзинь по примеру Мин Е использует печать для очищения Гунъе Цзиу от демонической энергии.
13. Когда Ло Юньси смотрел сцену расставания Мин Е и Сан Цзю, он сказал, что между героями одностороннее заклинание, Мин Е может видеть Сан Цзю, а она не может видеть его. У Мин Е не было уверенности, что он сможет управлять своим выражением лица и не раскрыть свои чувства. Обычно он был малоэмоциональным, но теперь не мог быть таким. Он обманывал свою возлюбленную, чтобы расстаться, и не осмеливался сделать это лицом к лицу. Он не хотел, чтобы Сан Цзю видела, что он потрясен и опечален, когда говорил, что никогда не любил ее. Поэтому он не позволил Сан Цзю смотреть на себя, но в то же время сам хотел видеть ее.
Зеркальное отражение той сцены - в эпизоде с шипами Сусу говорит Цзиню, что никогда не любила его. Актриса в интервью подтвердила, что это была ложь.
14. Во время просмотра сцены ночи Мин Е и Сан Цзю Ло Юньси спросил Бай Лу: "Почему ты хочешь дать мне (Мин Е) яд?", подразумевая, что в этом нет никакой необходимости. Бай Лу ответила: "Я боюсь, что ты (Мин Е) не хочешь", Ло Юньси, очевидно, имел в виду, что он (Мин Е) очень хочет.
15. В бамбуковом лесу Мин Е еще до возвращения зрения подозревает, что это Сан Цзю, но не уверен в этом. Сан Цзю подозревает, что он знает, но тоже не уверена в этом.
После возвращения Сусу из прошлого, в мире произошли изменения. Они не ограничились отсутствием Бога демонов и Великого Бедствия. Сработал эффект бабочки в отношении других персонажей:
1. Теория по парадоксу в истории Юэ Фуя. Ребенком она слишком долго пробыла в Бездне, Цзи Цзе вылечил ее, но когда ей исполнилось 15 лет, она заболела. Приемные родители отправили ее в Хэнъян. Она находилась в уединении в течении 500 лет, наконец, незадолго до пробуждения Сусу, полностью вылечилась и вступила в клан. Так она стала младшей соученицей Сусу, без помощи которой умерла бы в Бездне.
2. Моню не было в первой серии вместе с Сыин потому что она не прошла испытания в Смертном мире. Когда Сусу поменяла историю, Бинчан раскаялась в предательстве Сяо Линя и добровольно ушла из жизни. Ее душа исцелилась. Вскоре после возвращения Сусу из прошлого и распечатывания артефакта Бога демонов Моню смогла возродиться.
3. Ли Сусу не помнит помолвку с Гунъе Цзиу, ведь в ее варианте вселенной они были лишь соучениками и друзьями. Возможно, любовь Цзиу к Сусу - это просто эффект от крови Тантай Цзиня, с помощью которой ГЦ был воскрешен.
4. Без вмешательства Сусу в ход событий, Пянь Жань не вернула бы себе нити любви, у нее не сложились бы отношения с Е Цинъюем, лиса не передала бы ему все свои силы, он не жил бы 500 лет и не защитил страну от Великого Бедствия в конце истории.
Другие интересные моменты
1. Даосска, практикующая демонический путь и помогающая Тантай Минлану, состоит в клане Чисяо. Через 500 лет главой этого клана будет тот самый властолюбивый культиватор с избалованным сыночком.
2. Герой получил при рождении имя-проклятье Цзинь (переводится как Пепел). Его проклятая жизнь началась с этого имени. Отец испытывал к нему отвращение и сжег список имен, составленный министерством обрядов. Ребенка назвали "Цзинь", в то время как имена других принцев были связаны со светом. Его жизнь стала похожа на это имя: он жил во тьме, им пренебрегали, его унижали и предавали.
3. Оригинальное название новеллы, по которой снята дорама, - "Hei Yue Guang Na Wen BE Ju Ben" (黑月光拿稳BE剧本). Дословный перевод: "Черный лунный свет крепко держит сценарий с плохим концом". Интересно, что в новелле все-таки есть хэппи-энд, а вот в дораме - конец открытый.
4. В 25 серии Тантай Цзинь дал Е Сиу клинок, разрушающий душу, для ранения Сяо Линя. По его задумке, Сяо Линь должен был обязательно вернуться в столицу, иначе его душа разрушится. Но Сяо Линь решил иначе, он пожертвовал не только жизнью, но также душой и возможностью реинкарнации. Он мог бы выжить, оставив чешую дракона себе, но ради защиты Бинчан и Сиу, а главное - ради спокойствия в объединенной стране, предпочел умереть. Сусу понимала все это, поэтому была в таком ужасе от того, что натворил Тантай Цзинь - ее соученик Цзиу уже не мог возродиться. Пан Ичжи тоже понимал это, поэтому использовал темную магию для воскрешения.
5. Пан Ичжи нарушил баланс, когда воскресил Сяо Линя с помощью запретной темной магии. Небеса покарали его, лишив божественности. Он состарился и умер, но сумел сохранить частицу сознания в цветке.
6. Пан Ичжи совершил ошибку при возрождении Сяо Линя. Он использовал кровь "врага" Тантай Цзиня и слезу "возлюбленной" Бинчан. Однако, Сяо Линь не считал Тантай Цзиня врагом, что видно по прощальному письму и дару. А Бинчан мог разлюбить после предательства, просто продолжал чувствовать ответственность за жену, переживал, что не дал ей чувство безопасности (тут еще повлиял сон дракона, из которого принц сделал вывод, что несчастья жены происходят по вине мужа).
Из-за этой ошибки душа возрожденного Сяо Линя была повреждена, и в конце Цзиу свернул на путь демона. Также он стал относится к Цан Цзюмину как к врагу, а к Моню стал испытывать чувства.
7. После возвращения из прошлого Сусу теряла свое совершенствование из-за злой сущности внутри нее. Ей оставалось только культивировать Дао бесчувствия для усиления своих навыков и запечатывания кости. Секта Хэнъян специализируется на заклинаниях/талисманах, высший метод секты - Дао бесчувствия. Совершенствующийся должен отказаться от своих чувств после того, как пережил испытание любовью (любовную скорбь). Испытание и "любовное бедствие" Сусу - это Тантай Цзинь. Испытание и "любовное бедствие" Гунъе Цзиу - это Е Бинчан.
8. В вырезанной сцене Моню использовала демоническую магию для лекарства, которым лечила Гунъе Цзиу. Неизвестно, какой эффект был у лекарства, повлияло ли оно на влечение Цзиу к ней, и провели ли они вместе ночь, возможно Цзиу все привиделось ;)
9. Перед уходом из дворца, Цзинь повелел Цинъюю найти достойного потомка рода Тантай. Но генерал не нашел такого. Ему пришлось взять на себя роль императора, чтобы защитить людей от демонов, вышедших из Бездны. Он придумал легенду о маске, будто бы лицо императора Тантай Цзиня было обожжено во время пожара во дворце, а его потомки носят маску в знак уважения перед предком. У Цинъюя не было предубеждения против демонов, поэтому он поглощал силу только тех, кто нарушал покой его подданных. Энергия лисы постепенно истощалась, и он почти потерял надежду, что Пянь Жань вернется. В конце он израсходовал всю ее силу на защиту людей, поэтому его волосы поседели (а лисичка переродилась, но это вырезали ;)).
10. Многие сцены, особенно во второй половине дорамы, были переозвучены. Распознать по губам, что говорили актеры изначально, не всегда представляется возможным, тем более говорящий персонаж часто остается за кадром. Самый очевидный из переозвученных - эпизод с супом. Вероятно, именно так интерпретируется сказанное императором Тантай Цзинем: «Видя, что вы так преданны предыдущему императору, я верну вам его голову. Вам мало? Подайте дополнительную миску" (автоперевод с китайского).
11. Бог демонов из первой серии и Бог демонов Тантай Цзинь из последних серий унаследовали от первого демона привычку играть пальцами (вероятно привычка от скуки и одиночества), что указывает на то, что первый демон не исчез, а слился с Цзинем, а Ло Юньси уделил большое внимание этой детали. Листайте галерею:
12. В 34 серии Цан Цзюмин использовал арбалет-богоубийцу, чтобы защитить людей от демонов. В процессе шипы причинили ему страшную боль, вонзившись в сердце. В этом и состояла функция шипов, и здесь кроется причина, почему главы кланов не убирали их - чтобы не позволить использовать демоническую энергию. Удалив шипы из сердца позже, Тантай Цзинь дал понять Сусу, что теперь он на пути демона.
13. Зачарованная жизнь из 39 серии показывает, что мечта Тантай Цзиня - не править в Цзин, и даже не быть свободным культиватором в Сяояо, а самая обыденная повседневность в Шэн. Праздник, фейерверк, муж и жена вместе, воссоединение семьи. Все, чего он хочет - это самое простое человеческое счастье. Когда Ло Юньси смотрел дораму, он сказал, что это было время, когда Тантай Цзинь впервые почувствовал тепло, но его любовь только зарождалась, он не очень хорошо понимал свои чувства. Он не остался в Шэн ради героини, а потом жалел, ведь если бы остался, возможно, итог их пути был бы совершенно другим, но он также знал, что это было невозможно. Потом он не мог не думать, как было бы хорошо не возвращаться в Цзин, не становиться императором, потом Богом демонов, а остаться с героиней, и возможно, это было лучшее для него время. Когда он это понял, то уже не мог вернуться. Вот почему он создал такую Бренную жизнь, чтобы дать себе и своей возлюбленной немного утешения.
14. Демоница Сан Цзю играет роль внутреннего демона/демона сердца/"син мо" Ли Сусу. Древний БД - внутреннего демона/"син мо" Цзиня. Коротко и понятно о внутренних демонах - ссылка вконтакте.
В дораме есть две зеркальные сцены. В 9 серии Сан Цзю из нефрита убеждает Сусу, что этот мужчина (Цзинь) не стоит ее стараний, лучше дать ему умереть, и показывает ей, как он убил свою няню Ланьань. Сусу вспоминает хорошее, что было в их отношениях, и кричит "неправда". В 39 серии древний Бог демонов убеждает Тантай Цзиня, что нужно убить Сусу. Тантай Цзинь вспоминает хорошее в их отношениях и говорит демону "нет". Но это также показывает, что в сердцах обоих живет обида и ненависть.
Сусу избавилась от своего проклятья в нефрите (олицетворение внутреннего демона), когда обменялась сущностями и пожертвовала душой в 28 серии. Тантай Цзинь избавился от своего проклятия (злой кости) в 40 серии, когда решил принести себя в жертву. Справившись с внутренними демонами, герои смогли вознестись. Листайте галерею:
15. Для зрителей, озадаченных вопросом, кто уничтожил кланы в 1 серии - древний Бог демонов или Тантай Цзинь, сценаристы делают прозрачные намеки. В 39 серии Тантай Цзинь повторяет слова Бога демонов из 1 серии "теперь мой черед", в 8 серии "хочешь/хотите поиграть? поиграем!" (также отсылка на 1 серию). Листайте галерею:
16. Есть мнения, что древний Бог демонов умышленно не убил Ди Миана после предательства во время битвы, а заточил в Бездне. Предатель должен был выжить и через 10 000 лет украсть злую кость, последующая за этим цепочка событий приведет к обращению Цзиня в Бога демонов. "Ты не разочаровал меня" - говорит древний демон Ди Миану после того, как тот поглотил кость.
17. В оригинальном сценарии дорамы несчастная судьба Тантай Цзиня не была написана Древним демоном, а является кармой за грехи прошлой жизни как Бога демонов. Песня "Мир, который я люблю" (первоначальное название - Мир, который я НЕ люблю) из опенинга дорамы - это признание главного героя. Текст песни в переводе Елены Верлен (кликабельно, ссылка на перевод Вконтакте):
Забавно, что в прошлой жизни я был скован цепями одиночества
под куполом судьбы тысячи лет в совершенной пустоте.
[...]
лучше всю свою жизнь превратить в пепел за содеянное в прошлой жизни
в обмен на сияние луны (милость судьбы).
[...]
Мой сон, мои сомнения - вечная борьба и расплата за прошлые ошибки.
Проходя через хаос, снова блуждаю в потемках.
Конечно, можно подумать, что песня просто дань уважения новелле (либо способ запутать зрителей), ведь дорамный Тантай Цзинь почти ангелочек :) Режиссер не мог показать неоднозначного героя-злодея из-за цензуры. Зритель должен видеть, кто настоящий герой (Мин Е, его арка расширена), а кто злодей (древний Бог демонов). Ну а Цзинь - несчастный заложник, потом справедливый император, затем культиватор, бросающий вызов судьбе. Зато оставили намеки, например (листайте галерею):
В общем, каждый верит в то, что ему ближе ;) Недосказанность побуждает думать ;)
А с какой теорией вы согласны? С какой не согласны?
Первая часть заметок здесь
Сценарий дорамы "Светлый пепел луны"
Вырезанные сцены из дорамы "Светлый пепел луны"