Найти в Дзене

Почему "Данаю" Рембрандта облили кислотой?

Оглавление

Много ли вы слышали историй о криминале в сфере искусства? в 1985 году такая история произошла в Эрмитаже.

Кто виновен?

Будущий вандал Бронюс Антонович Майгис родился в Литве в 1937 году. Из образования у него было четыре класса школы, да курсы трактористов. Работал на лесозаготовках, трудился на шахте, откуда, как выяснили милиция и КГБ, украл 15 килограммов неразорвавшейся в лаве взрывчатки (её он использовал для глушения рыбы на карьерах и организации фейерверков). Позже работал на бумажной фабрике каландровщиком. Также работал на заводе радиотехники, где якобы серьёзно испортил себе зрение; был учеником слесаря на станкостроительном, распаковщиком в литейном цехе, упаковщиком и кочегаром на фабрике пекарских дрожжей, где, кстати, и раздобыл ведро серной кислоты (запомните это, это важно).

Тот самый вандал
Тот самый вандал

Работать ему не хотелось. Майгис с тридцати лет требовал пенсию по состоянию здоровья, жалуясь то на зрение, то на проблемы с пищеварительной системой. В 1978 году он все же уволился и стал безработным: он жил в кладовке у бывшего соседа по общепиту в течение двух лет, не имея постоянной прописки. КГБ в его доме обнаружило среди личных предметов два молитвенника, несколько журналов и книг, многочисленные медицинские справки и рентгеновские снимки, переснятые портреты Адольфа Гитлера и жалобы в «Труд», «Человек и закон», Минздрав и каунасский горсовет.

На жизнь он зарабатывал фарцовкой - перепродавал джинсы, книги и пластинки, которые доставал у знакомой из Калифорнии. Это была общая характеристика, чтобы мы понимали, кто перед нами.

Та самая "Даная"


 Пронизанная золотым светом, картина напитана эротикой. Двусмысленность улыбки Данаи, её трепещущий живот (во втором варианте картины художник убрал скрывавшие его ранее драпировки) вводили в заблуждение исследователей-знатоков.
Пронизанная золотым светом, картина напитана эротикой. Двусмысленность улыбки Данаи, её трепещущий живот (во втором варианте картины художник убрал скрывавшие его ранее драпировки) вводили в заблуждение исследователей-знатоков.

Помните легенду о том, как появился на свет древнегреческий герой Персей? Как мы помним, почти все мифы Древней Греции начинаются с того, как Зевс кого-то снова оплодотворил. Так и здесь. Красавицу Данаю спрятали, чтобы Зевс не добрался до нее, но он извернулся и пролился на нее золотым дождем. И Даная родила мальчика. Этот сюжет божественного дождеизливания на обнажённое женское тело привлекал многих художников, таких как Ян Госсарт, Тициан (целых шесть вариантов), Тинторетто, Аннибале Карраччи, Абрахам Блумарт, Антонио Беллуччи, Корреджо и других.

Чем отличалась "Даная" Рембрандта?

Об этом написал А.Н. Бенуа в «Путеводителе по Картинной галерее Императорского Эрмитажа» (1910):

«„Даная“ Рембрандта не пассивная патрицианка Тициана и не шаловливая жеманница Корреджо, а здоровая женщина, которая вся замлела от восторга, увидав своего супруга, спускающегося на неё золотым дождём. „Даная“ прекраснейшая картина Рембрандта, и это прекраснейшая картина в Эрмитаже. Глупо говорить о некрасивом типе женщины или ещё о несоответствии всей формальной стороны с пониманием красоты древних, у которых заимствовал миф и Рембрандт. Здесь больше, нежели иллюстрация к Овидию, и рядом с этим подлинным апофеозом весь Овидий кажется мелким, чуть ребяческим. Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью. Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет. Но здесь есть нечто большее, настоящий праздник солнца, какая-то оргия света, вторжение и почти насилие живительного источника. Вся картина — сплошное золото; ликующая музыка света льётся из неё неисчерпаемым потоком. И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению».

"Даная" была приобретена Екатериной II для Эрмитажа в 1772 году.

Преступление

15 июня 1985 года Майгис прибыл в Ленинград. Он зашёл в Эрмитаж и направился в зал картин Рембрандта, где поинтересовался у смотрительницы, какая из картин Рембрандта считается наиболее ценной. Та не усмотрела в вопросе злого умысла и простодушно указала на "Данаю".

Затем Майгис направился к «Данае», вытащил из пиджака нож и банку с серной кислотой, после чего ударил несколько раз (два или три) ножом картину, попав в область бёдер и живота изображённой Данаи, и облил её серной кислотой. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет.
Поговаривают, будто он кричал «Свободу Литве!» в момент нападения. Правда, эту версию опровергает литовское следствие.

Бравый старшина советской милиции Василий Клешевский сначала хотел героически ударить Майгиса зонтиком. Но увидев, что Майгис бездействует, подбежал к нему, заломил руку с ножом за спину и бросил нож на подоконник. Ко входу в зал подошли две женщины, которые, завидев Майгиса, стали кричать о помощи: на крики прибежал сержант милиции Иван Жосан, который и помог задержать вандала. При обыске Клешевский и Жосан обнаружили на поясе Майгиса подозрительный предмет, напоминавший плоский фонарик, завёрнутый в белую бумагу с отверстием. В левой штанине спортивного костюма, который был надет под добротный серый костюм, они обнаружили аммоналовую шашку. Как позже выяснилось, Майгис действительно принёс взрывное устройство. Вмешавшиеся искусствоведы помогли водой смыть кислоту и спасти картину от полного уничтожения. Но увы, слишком сильные повреждения обрекли картину на долгие годы реставрации.

Наказание

У арестованного дома обнаружили репродукцию «Данаи», а в ходе расследования выяснили, откуда он раздобыл серную кислоту и аммонал.

Сначала Майгис уверял, что совершил преступление по политическим мотивам, поскольку был литовским националистом и ненавидел советскую власть за то, что его отец был в 1944 году расстрелян НКВД якобы за дезертирство. Дата нападения была выбрана не случайно, поскольку именно 15 июня 1940 года советские войска были введены в Литву.

Под страхом угодить в тюрьму он переобулся в воздухе, обясняя свой поступок женоненавистничеством, а «Данаю» образцом разврата. Взрывчатку же он побоялся использовать из-за большого скопления людей.

Потом он снова переобулся и стал объяснять совершённое обычным желанием привлечь к себе внимание общественности.
Правда вскоре милиция выяснила, что Майгис планировал совершить акт вандализма в московском музее и лишь по случайности не попал в Москву из-за того, что не купил билеты на поезд, версия о «женоненавистничестве» отпала.

Результатом психиатрической экспертизы стало заключение о низком уровне интеллекта Майгиса и наличии вялотекущей шизофрении. Сам Майгис это отрицал, но утверждал, что не испытывает раскаяния или сожаления по поводу попытки уничтожения шедевра живописи. И вообще, сами виноваты, плохо охраняли.

Заключение психиатрической экспертизы исключило версию о политическом протесте. 26 августа 1985 года Дзержинский суд признал Майгиса виновным, но в связи с диагнозом освободил от ответственности и отправил в на принудительное лечение. Лечение он проходил в психиатрической клинике города Черняховск, где провёл шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве. Старость встретил в доме престарелых.

По большому счету, он получил то, что хотел. Условия содержания его в больнице были гораздо лучше, чем жизнь в кладовке. И работать больше ему было не надо. В 2006 году этот человек даже взялся за написание книги. Но, если честно, меня больше интересует судьба картины.

Как спасали картину?

Поврежденное полотно
Поврежденное полотно

Первыми на случившееся откликнулись специалисты Ленинградского технологического института. Одновременно директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М.М. Шульцу, послал за ним машину. Первые рекомендации были даны по телефону: поливать холст обильно водой, держа картину в вертикальном положении. Затем, спешно приехав в музей, он консультировал реставраторов на месте.

Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Химическая реакция усугублялась тем, что кислота, разрушив слой покрывного лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом. Из-за этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски.

Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбьего клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.

Появился этический вопрос, можно ли будет считать восстановленное полотно принадлежащим Рембрандту? Многие считали, что повреждённую картину надо очистить от следов нападения и законсервировать в запасниках, а в зале повесить копию.

В результате было принято компромиссное решение: восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Части холста с полностью утраченной живописью решили воссоздавать нейтральным «тонированием» по методике итальянской школы реставрации. Обычно такой метод считают неприемлемым, «новодельным», но в данном случае выбора не было.

Реставрация началась в Малой Церкви Зимнего дворца. Там были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над картиной работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алёшина. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя двенадцать лет, 14 октября 1997 года, когда была проведена «Торжественная встреча с Данаей». Теперь картина, защищенная бронированным стеклом, демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Реставраторы совершили настоящий подвиг,

но отдельные фрагменты и тончайшие лессировки красочного слоя невосстановимы. Чудо живописной плоти „Данаи“ утеряно навсегда.