Найти тему

Заметки про важную роль старпомов на кораблях и другие армейские байки

1,2K прочитали
Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них: ** Старпомом у нас на эсминце был капитан-лейтенант Радзевский, будущий вице-адмирал.

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**

Старпомом у нас на эсминце был капитан-лейтенант Радзевский, будущий вице-адмирал. Старший боцман - мичман Гаврилюк, у него в боцкоманде было 2 человека. Мы с ними общались плотно, наше заведование было на полубаке, а их "резиденция"- кладовка на баке. Вместе швартовались, мы были в баковой швартовой команде, старшим у нас был мичман Гаврилюк. Это он говорил: " Якорь встал. Якорь чист" и т. д.

Команды транслировались через "каштан" нашей башни ГК. Были интересные моменты, связанные с боцманом. Это был тихий, спокойный человек, мата от него мы никогда не слышали, что удивительно было на корабле. Проводили учения по подъёму якоря вручную, крутили мы шпиль вымбовками. Сначала вроде нормально шло, потом тяжело стало, вымбовки затрещали. Видя такое дело, боцман отобрал у нас вымбовки.

Учения закончились, якорь мы так и не подняли. В декабре 1979 года было дело: эсминец стоял в базе кормой к стенке, пришвартован, как обычно.   В это время на Балтике часто случаются штормы. Началось сильное волнение, и корабль стало бить кормой о бетонную стенку. Раньше такого не было никогда, а тут такое дело. Все суетятся, а ничего не сделать.

Больше всех боцман переживал. Отправил нас таскать из их кладовки распорные брусья для аварийных партий. Эти брусья он совал между стенкой и кормой, когда она отходила. Брус хрустит, щепки летят от него и всё ниже и ниже опускать его надо. Шторм успокоился, корму на месте заварили. Были времена...

**

Старпом - на военном флоте наименование неофициальное. Правильно - просто помощник командира. Собственно, помощников было два: помощник и помощник по политчасти. Ходовую вахту стояли: помощник, командир БЧ-1 (БЧ-1- 4- Р), командир БЧ-2 (БЧ 2-3). В общем, все офицеры. Разумеется, кроме стармеха. Где-то даже "комиссара" подпрягали. Командиры были, как правило, из оружейников. Артиллеристы, либо минёры. Штурманов почему-то было очень мало, в отличии от торгового и "тюлькиного" флота. Там даже на небольших судах - капитан и три помощника, а на крупных и четыре.

БоцмонА, (а не боцманЫ) - разговор особый. В ВМФ - это фигура, помню нашего мичмана Распускова, по прозвищу Распутин. По части выпить вполне этому прозвищу соответствовал. На гражданских судах боцман сейчас - это просто высококвалифицированный матрос, с функциями руководства швартовой командой и поддержания судна в более-менее не ржавом состоянии. За 17 лет всяких повидал, "Дудки" на груди и трёхэтажный мат давно в прошлом. "Учебно-боевая тревога! Баковым на бак, ютовым на ют! По местам стоять, с якоря (якоря и швартовых) сниматься!"

**

Я в 1990-х в Камчатгидромете на МТР третьим помощником работал. Поздней осенью на севере Камчатки на каждой метеостанции не только катер, но и понтон с трактором постоянно спускали - поднимали. Даже стрелы по-походному не заваливали. Разгружались своими силами, включая уголь и бочки с маслом и соляркой. Капитан на лебёдках стоял.

Читайте также: Заметки про солдатскую моду в Советской Армии и другие армейские байки

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.