Были три события, три семейных праздника перед точкой невозврата.
Первое: 35-летие Сергея. Он решил отметить по-взрослому этот праздник, вне дома, на загородной базе отдыха. Практически ни с кем из самых близких: с сестрой, младшим братом он не общался, с родителями по необходимости, когда необходимы деньги для себя, для детей, звонил им. Он влез в безумные долги, но держал планку - у него всё хорошо!
Порою не хватало на обычную канцелярию к школе или на подарки, на школьную ёлку. Возможно, он просто так говорил, давя на жалость и мама с папой немедленно переводили, завозили, заезжали после работы, покупали форму, кимоно, выдавали на соревнования и прочее. А Сергей продолжал строить, расстраиваться: баня во дворе появилась. Друзья стали наезжать не только на дни рождения и Новый год. С самыми нужными он любил гульнуть, пожарить шашлычка, попариться в баньке, оставлял у себя с ночёвками.
Что б всех гостей вместить, друзей, коллег, тётю, двоюродных родственников – очень нужные люди! Брат — врач скорой помощи, жена работает в налоговой и т.д. Ему бы просто не хватило своего дома.
Лена приехала с работы, Аким уже дома, забрал Яну из садика, разогревал ужин. У них всё просто: кто первым приехал, тот и накрывает стол, или готовит, не имеет значения, могли в четыре руки на лету что-то придумать, или поехать вместе посидеть где-нибудь, перекусить. В квартире светло, тепло, Лена аж глаза прикрыла от удовольствия, войдя в свой домой, здесь всё расслабляло, успокаивало, настраивало на нужный лад. Голосок дочери то ли с кухни, то ли из своей комнаты, радовал, задвигая подальше все печали и заботы уходящего октябрьского дня.
- Привет, - выглянул в прихожую Аким, Лена с обожанием взглянула на него. Яна подбежала к ней, обняла за талию. – Хреново выглядишь, - поджал он немного губы, - ты не простудилась?
- Не знаю, морозит что-то.
- Пойдём, я тебе чаю заварю с облепихой и мёдом, - он встал перед ней в её кухонном переднике, высокий, красивый, терпеливый, заботливый, родной.
Лена вздохнула, оставила верхнюю одежду в прихожей и прошла за ним, Яна убежала в свою комнату за рисунками, хотела похвалиться, она тоже не теряла время зря, пока ждала маму с работы.
- Денёк такой, - начала жаловаться Лена, положив телефон на стол, - чуть с ума не сошла. У вас как дела? - она подошла к своему мужчине, обняла его со спины. Аким стоял у плиты, помешивая что-то в сковороде. Пахло невероятно вкусно.
- Да как обычно, - улыбнулся он, - торопят, конец года приближается. Завтра летучка у главного. Лена ухватила кусочек со сковородки, за что была наказана. Аким сурово посмотрел на неё, - руки мыла?
- Не-а.
- Бегом! Яну учишь, а сама…
- Я чуть-чуть, - улыбнулась она.
На столе звякнул телефон, никто внимания не обратил. Потом опять, и, наконец зазвонил через пару минут. Лена, видя имя абонента на экране, вытаращила глаза на своего мужчину, словно с того света, кто-то звонил. Аким приподнял брови.
- Ало! – ответила она, наконец.
- Привет, - задался стальной голос старшего.
- Привет.
- Я тебе сообщения отправлял, Настя два раза – вчера и сегодня.
- Я не читаю, привыкла, обычно это реклама. Что-то случилось?
- Нет. Почему должно случиться? Просто у меня день рождения, помнишь?
- Конечно, я всех помню.
- Я тебя… - звенящая пауза, казалось, кто-то рядом заставлял его продолжать. – Короче! Я решил отметить, собрать всех. Приглашаю.
- И Борис будет? – не удержалась Лена.
Связь будто оборвалась, резкие, гулкие гудки эхом отдавались в трубке. Аким смотрел на Лену, в глазах немой вопрос: что там? Его насторожило прибитое выражение лица жены после разговора с братом.
- На день рождения позвал, - пожала она плечами, пластмассовая трубка застыла около уха.
- Всех?! – изумился Аким. Он в курсе особенностей общения братьев и сестры, поэтому так удивлён. К тому же, Сергей не звонил ей года три. Обменивались сообщениями в праздники, передавали подарки детям – через бабушку с дедушкой. Лично никто никого не навещал.
Лена пожала плечами, стыдно признаться: скорее всего, нет.
Опять звонок и снова брат.
- Да.
- Сорвалось, я недоговорил. Адрес и время пришлёт Настя, мы вас ждём.
- Ну… ты же понимаешь, что я не приеду одна.
Опять пауза, кажется, он думает.
- Только с Акимом. По-другому никак, - Лена смотрела на своего мужчину. Аппетит пропал, она не чувствовала, как Яна дёргала её за руку, показывая рисунки.
- Я понял. Ну, что же, если по-другому никак, путь, - вздохнул тягостно Сергей, ломая все свои стереотипы. И положил трубку.
Мама, наконец, откликнулась на просьбы Яны, отложила телефон и занялась своими обязанностями. После ужина обсудили приглашение, Лена вспоминала, сколько, главное, из-за чего они не общаются с братом. Сидя на диване с Акимом, положив ему голову на плечо, вспоминала детство в деревне, их ссоры, драки, побоища. О много не говорила, обычные люди не поймут, если даже мама считала, что они выдумывали с Борисом. Сейчас она надеялась, хотелось в это верить, - лёд тронулся, они начнут нормально общаться, собираться семьями, мама с папой больше не будут терзаться по этому поводу.
Борису вообще плевать, он давно переступил, перерос не только всех, но даже себя. Он общался абсолютно со всеми, с бывшими врагами, друзьями, их родственниками, троюродных непутёвых братьев брал на работу, не отказывал друзьям друзей, если просили за отсидевшего родственника. Но держал дистанцию, и работу с родственными связями не путал. Он открыл свою фирму, своё ИП, пропадал месяцами в командировках, мог взять заказ одновременно в разных городах. Поднаторел, возмужал, совсем серьёзным стал.
Звал Акима к себе, ему нужен образованный человек, не только рабочие. Не раз в речи мелкого (так Бориса назвали в детстве) звучали нотки сожаления, после отказа зятя (а он считал его зятем) жалел, что так нигде не отучился, с трудом школу окончил. Он бы рванул ещё дальше, но пока не хватало ума, где-то опыта, но больше всего – образования.
Случайно встретившись однажды с сестрой, прямо на дороге, он летел проездом через их городок. Остановился, обнял, несколько минут поболтал и признался стесняясь, он ведь уже начальник, владелец бизнеса: будет поступать заочно, волнуется, хватит ли его на всё.
- Главное, чтобы на ремонт в квартире хватило, - ударила его по плечу Лена, - Ирина мне только об этом и говорит. Хочет уже жить отдельно.
- Блин… - раздражённо сказал брат, - скоро начну.
- Ага, сапожник без сапог, - смеялась Лена.
- Ну, не хватает меня везде! Ирина работает, оставлять квартиру на кого-то нельзя, не те времена пока.
Пошутили, обменялись приветами и разъехались. Вот таким стал Борька, вроде и начальник, но простой как три копейки, никогда мимо не проедет, даже если очень торопится.
На первом торжественном юбилее Сергея, младшего брата не было. Народу - человек сорок, а то и больше. Люд мельтешил туда-сюда из сруба к реке, на второй этаж, в баню. Со стороны Насти родня до пятого колена. Алла Борисовна - главная, шумная гостья после нескольких бокалов чего-то крепкого целовала и обнимала зятя, рыдала от радости, что ей достался именно такой, не то что у Алёны…
Со стороны Сергея: родители, скромненько сидели рядом с односельчанами, Сергей пригласил фермера из родной деревни с женой, оказывается, он и с ним общался, чем очень удивил родителей. И… Лена с Акимом и дочерью, те, вообще держались в сторонке, будто чувствуя косые взгляды гостей, снохи:
«… а, это та, непутёвая сестра, ну, что живёт с нерусским»
«… она ещё и разведена, живут не расписанные с этим… кинет её! сто процентов»
«…самая неудачная из всех троих»
Но Лена с Акимом не обращали внимания на других, с кем-то познакомилась и мило общалась. Дети, наконец, встретились. Яна, Глеб, Юля и другие ребята носились как угорелые по большому деревянному дому у реки, потом со взрослыми отправились на берег рыбу ловить. Какая там рыбалка впотьмах? Но многие уже хорошенько поддали и им не то что река, океан по колено.
Отлично провели время! Отдохнули, повеселились, посмеялись, перезнакомились, в гости к друг другу звали.
Еле уехали Лена с Акимом в час ночи с праздника, мама с папой тихо исчезли около десяти, как раз одна молодёжь осталась – дискотека 90-х началась.
- Классно отдохнули! – улыбалась захмелевшая Лена, приставая к Акиму, он сосредоточенно вёл машину, дождик моросит, ближе к городу ещё и туман опустился. Он не пил, сегодня он водитель, но это не мешало ему веселиться со всеми.
- Да, неплохо.
- Я видела, Сергей подходил к тебе несколько раз.
- Подходил, - Аким глянул в зеркало назад на спящую Яну.
- Небось спрашивал, когда мы поженимся, для него это важнее, чем для нас. В общем-то, мы с этого должны были начать, ну, после его благословения и разрешения, - хихикнула она.
- Нет, ничего подобного.
Лена откинулась на спинку, и на выдохе сказала:
- Может, хотя бы дети наши будут общаться? Оттает немного, они же не виноваты, что у нас характеры такие… Жалко... жалко, Бориса не было.
- Похоже, там, - опять взглянул он на девочку в детском кресле, - "там", не желают знать такого. Не надо навязываться Лена, не придумывай себе чудес.
- Перестань, - толкнула его в плечо Лена, - это из-за тебя, - поцеловала она его в щёку.
- Нет, не из-за меня. Поверь, не из-за меня, - сказал он загадочно. Но Лена уже прикемарила у него на плече, сопя прямо в ухо и щекоча немного.
Оттепель так и не настала. Более того, через два месяца отмечали день рождения Юли, дома, в тесном семейном кругу Настиных родных, друзей Сергея и их детей. Лена набрала Насте поздравить племянницу, собиралась заехать к ним с Яной, но разговаривая непосредственно с Юлей, тётя поняла: их там не ждут, даже Яну.
Настя потом оправдывалась перед свекровью, ничего они не отмечали, просто заехали друзья с детьми, пришлось накрывать на стол, а Лена могла бы и в любой другой день заехать, чтобы не было недоразумений, им с Яной всегда рады.
И снова несколько лет глухой тишины, хотя жили рядом. Раз на парковке у супермаркета пересеклись. Но Сергей сделал вид, что не заметил машущую руками и сияющую от радости сестру, затолкал всех своих в машину и уехал.
- Мам? Почему ты меня не пускаешь к Глебу с Юлей? – спрашивала Яна, глядя на удаляющуюся машину с двоюродными братом и сестрой.
- Яна, я отпускаю, просто у них не всегда получается, в школе много уроков задают.
- Мне тоже.
Лена больше ничего не отвечала дочери, ребёнку не понять сложные родственные взаимоотношения, ей, впрочем, тоже.
Второй праздник: юбилей Анатолия. Случился через пару лет после той вечеринки у реки. Дочка настояла, чтобы отметили 60-летие в ресторане, чтобы всех можно было собрать и тётку из Воронежа, и друга из Пятигорска, деревенских, кого захочет папа, а у Анатолия много друзей, со всеми по прежнему общался. И, главное, чтобы мамочка не надрывалась на кухне, тоже отдохнула.
Лена забрала маму они вдвоём проехали по городу, выбрали понравившийся им ресторанчик, почти на выезде, но маме он понравился и меню простое без заграничных названий – ей понятно. Заказали банкет на 60 человек.
Вот и собралась вся семья! Все были.
Поздравлять дети с жёнами, мужьями и внуками вышли все вместе, все трое – это было в последний раз, когда все стояли рядом и улыбались друг другу, обнимались, желая отцу долгих лет, а маме терпения с ними. Отведённое время пожеланий закончилось, на сцену пригласили следующих поздравителей. Родные братья и сестра разошлись по своим местам, как чужие люди.
Лена, Аким, Ира, Борис сидели рядом, громко смеялись, иногда между ними разгорался живой спор, они с удовольствием участвовали во всех конкурсах и старший брат тоже, но с роднёй, особенно с братом словом не обмолвился, даже хорошенько выпив и покраснев от алкоголя, ни словечка, только презрительный взгляд.
Ирина извивалась, выхватывала Юлю из толпы детей, пыталась объяснить ей, доказать: она им тётя, а это Оля – их двоюродная сестра. Но Юля высокомерно кивала, поглядывая на маму. Глеб поговорил с ней немного, рассказал об оценках в школе об успехах в единоборствах, он такой взрослый! Не по годам, не по летам, ему будто лет шестнадцать, выправка такая строгая. Он не резвился и не бесился вместе с другими, он смотрел на своего отца. Ира совала ему деньги, за все годы, что не поздравляла их, не дарила подарки на праздники – она чувствовала себя виноватой, но никто их не принял и ребёнку не позволил.
Вскоре Ира расплакалась, из-за чего они поскандалили с мужем, на улице, около машины.
- Я просто хотела, чтобы они знали… - плакала хмельными слезами Ирина, - я хочу, чтобы дети общались, раз уж мы чужие и плохие.
- Не унижайся, они большие, всё понимают. Они воспитаны с тем, что мы им никто, или того хуже… - осёкся Борис.
- Но почему? Это не ты! Не ты… ободрал родителей! Не ты наварился на неприятностях брата. Я только хочу… спра-ве-дли-вости.
- Не надо никому, ничего доказывать! Забирай Олю, поехали, - скомандовал он. Ирину понесло.
Их проводили. Невестку перед отъездом, пыталась успокоить Лена, обнимала у машины, вытирала слёзы, с чего вдруг у Иры взыграли родственные чувства, никто не понял. Борис стоял и курил около своего внедорожника, по стоимости, наверное, дороже их квартиры, но ему так шёл этот брутальный, чёрный, породистый зверь по правую руку от него, как будто он всю жизнь на таких только и ездил.
Они уехали.
Старший брат, стоявший у входа в ресторан, проводил хмурым, задумчивым взглядом младшего. Он всё время стоял на улице и наблюдал, как родители, сестра, дети, Аким обнимаются, целуются, провожая родственников. Он словно за чужими людьми наблюдал. Не уходил, пока машина брата не скрылась за поворотом.
- Смотрю, Борька поднялся? – шепнул маме на ухо, в ресторане.
- Да, давно уже. Ирина работает в банке, у него своя фирма, вроде отделкой занимаются, и за другие работы берутся, - с гордостью сказала мама. - Оленька закачивает музыкальную школу по классу скрипка…
- А-а-а-а, тут всё ясно, - перебил он маму.
- Что тебе ясно?
- Откуда у него такая «бэха» (БМВ), Ирина небось в банке кредитов набрала или махинации проводят вдвоём. Откуда ему взять на такой? – усмехнулся он и пошёл к жене за стол.
Людмила, грустно вздохнув, смотрела ему в спину, не понимала, в какой момент им подменили сына? А может, всех детей? Такие разные, со своими характерами, странностями - ни один на них не похож, у каждого своя жизнь, свои зигзаги. Но Сергей с каждым годом становился только хуже и возраст ему точно не на пользу. Он будто покрывался изнутри плесенью злобы, зависти, ненависти к самым родным, взращивая, лелея её. И прощать он точно никого не собирался.
продолжение ____________
Моя книга "У меня так никогда не будет" на: Литрес Amazon WB Оzon . Печатная версия по предзаказу на Ридеро