Найти тему

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 2 - 4 ЛЕТ С ДЦП В ФОРМЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ.

Проблема физической реабилитации детского церебрального паралича является одной из актуальных проблем детской 

ортопедии и неврологии. Значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увеличивающийся к ней интерес. Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и 

вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую и.т.д.

недостаточность, нарушение слуха и зрения Тяжесть заболевания у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются не обучаемыми. 

Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжёлую инвалидизацию. 

Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидизации ребенка или даже вовсе устранить ее. Особую актуальность приобретает эта проблема в связи с тем, что она затрагивает детей. Заболеваемость ДЦП составляет 1,88 случая на 1000 детей. 

Основная часть. Методика. Ведущее место в реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей с церебральным параличом в общественную жизнь в качестве его активных участников занимают 

физические упражнения. Целенаправленные занятия физическими упражнениями обеспечивают коррекцию двигательных нарушений и повышают работоспособность организма ребенка. Соответственно, физическая реабилитация в условиях специализированного центра занимает важное место, способствует эффективной коррекции функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата.

В основу разработанной нами программы физической реабилитации были положены следующие методики: детский лечебный массаж (методика С.А. Бортфельд), пассивная гимнастика (методика С.А. Бортфельд), лечебная гимнастика по методике «Баланс», лечебная гимнастика по методике «Бобат». Патентованная методика «Баланс» (Патент РФ № 2040922 от 9 августа 1995г.), разработанная на кафедре реабилитации и спортивной медицины Российского государственного медицинского университета. В процессе создания концептуальной модели методики «БАЛАНС» использовались сведения об онтогенезе функции движения. Идея использовать закономерности развития функциональной системы движения для коррекции выраженных двигательных расстройств была экстраполирована нами из фундаментальных трудов П.К. Анохина (1970), по мнению которого, изучение физиологической организации любой функциональной системы невозможно без характеристики ее раннего 

онтогенеза. Основными составляющими функциональной системы движения являются: 1) Нервные структуры (независимо от их пространственного расположения), обеспечивающие центральную интеграцию афферентной импульсации с рецепторного поля системы (центральный аппарат); 2) Собственно, аппарат движения, как средство реализации условно-рефлекторной двигательной активности центральной 

нервной системы (периферический или эффекторный аппарат); 3) Временные связи – эфферентные, которые обеспечивают взаимодействие центральных структур и эффекторных органов в процессе осуществления конкретного двигательного акта. Формирование координированных 

моторных навыков на первом году жизни является в определенном смысле 

алгоритмом развития системы координации движений. На основании этого и была разработана методика «Баланс», которая учитывает основные этапы онтогенеза двигательной функции организма. Так, исходные положения и выполняемые на каждой из ступеней методики «Баланс» движения соответствуют определенному этапу развития функциональной системы 

движения. Особую значимость имеет строгая последовательность выполнения физических упражнений, инициирующих развитие высокого уровня координации движений. Методика «Бобат терапия» основана на 

«правильной» стимуляции рефлексов и предупреждении развития порочных двигательных стереотипов. С самого начала 

кинезиотерапевтического воздействия все движения управляются руками методиста, который руководствуется тремя сферами контроля движения и позы: голова, плечевой пояс, тазовый пояс. Пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые рефлексы, в основном, так называемые реакции выпрямления (головы по отношению к телу и наоборот, или одних сегментов тела по отношению к другим). Это рефлексы уровня промежуточного мозга, которые в физиологических условиях появляются у детей в возрасте 6-8 месяцев. 

При правильном провоцировании рефлексов выпрямления, удается провести ребенка через все естественные позиции – от положения лежа, через положение на 

четвереньках, сидя, на коленях, и до позиции стоя. Таким образом, посредством многократного повторения, стоит задача – научить ребенка всем необходимым движениям нормального двигательного цикла здорового ребенка. Раннее начало кинезиотерапии, предусматривающее 

соответствующее управление позициями тела, является эффективным средством предупреждения развития порочных двигательных стереотипов. 

Занятия лечебной гимнастикой по данной методике значительно уменьшают неравномерность мышечного напряжения, помогают овладеть правильным распределением напряжения мышц при выполнении произвольных движений. Важной группой рефлексов, используемых по методике «Бобат», являются реакции равновесия. Это лабиринтные реакции, замыкаемые на уровне коры головного мозга, которые, развившись вместе с корой, остаются на протяжении всей жизни. 

Равновесие следует тренировать поочередно в каждой новой позиции, которая запечатлелась у ребенка, благодаря использованию реакции выпрямления, и которую он в состоянии самостоятельно выдержать хотя бы мгновение. Благодаря тренировке равновесия такая позиция 

совершенствуется до полного и свободного ее удержания. Упражнения с выведением из равновесия имеют цель вызвать формирование навыков восстановления состояния равновесия. Выведение из состояния равновесия проводят с постепенно увеличивающейся амплитудой отклонений, и с помощью разных технических приемов. Могут применяться толчок в плечо, бедро или какую-либо конечность, сдвиг поверхности, на которой находится ребенок. Чувство равновесия совершенствуется посредством обучения свободным дифференцированным активным движением 

туловища и конечностей в соответствии с достигнутым уровнем положения тела, например, игре в мяч или протягиванию руки за предметом с отклонением туловища в какую-либо сторону. Упражнения 

должны проводиться с умеренным дозированием сложности и постепенно 

усложняться. Детский массаж при спастической диплегии (методика С.А. Бортфельд). Общее положительное влияние массажа заключается в улучшении крово- и лимфотока, активации обмена веществ 

в тканях, рефлекторном влиянии на нервную систему и внутренние органы, увеличении мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма. Специфическое воздействие массажа при ДЦП направлено на расслабление спастичных мышц (поглаживание, катание, 

потряхивание, вибрация, пунктуация), стимуляцию ослабленных мышц 

(поглаживание, растирание, поколачивание, штрихование, пунктуация). 

Массаж проводится на определенных мышечных группах, нередко рекомендуется сочетать его с дыхательными движениями. Основная задача массажиста при работе с такими пациентами – расслабить напряжённые мышцы и тонизировать расслабленные, тем самым можно существенно уменьшить порочные позы ребёнка. Пассивная гимнастика 

(методика С.А. Бортфельд). Основной задачей пассивной гимнастики, в процессе физической реабилитации пациентов со спастической диплегией, является профилактика и лечение контрактур в суставах конечностей. Это создает положительные предпосылки для формирования и освоения пациентом, новых двигательных навыков. В целях профилактики осложнений, процедура пассивной гимнастики должна всегда проводиться после процедуры массажа, так как мышцы и связки, на которые активно 

проводится воздействие, должны быть подготовлены (усилен локальный 

кровоток). Процедуру проводит специалист (врач-кинезиотерапевт), который осуществляет ее в положениях: лежа на спине, лежа на животе и сидя. Процесс пассивной гимнастики представляет собой пассивные движения в суставах конечностей, головы, плечевого и тазового пояса. 

Амплитуда движений при этом, постепенно увеличивается (при необходимости).

Выводы. В существующих методиках лечебной гимнастики для детей с ДЦП, при подборе упражнений учитывается онтогенез двигательного развития ребенка, его уровень развития на данный момент. 

Так же многие современные методики принимают во внимание тот факт, что есть «желательные» двигательные стереотипы, и «не желательные» в основе которых лежат патологические рефлексы. Исходя из этого, часть упражнений подбираются для угнетения «не желательных» двигательных 

стереотипов, а часть упражнений подбирается для стимуляции «желательных» двигательных стереотипов, что помогает добиться максимального результата на занятиях лечебной гимнастикой.