В Юльяле летом 2016 года я все же побывал.
Но сперва деревня Кюшнур. Дорога прямо по улице деревни. Так же брошенные дома…
У одного дома каменная без окон будка. Я уже знал, что в таких «казенках» хранили жители свои ценности. Мол, деревня сгорит, а добро уцелеет…
Чуть раньше останавливался у столбовой часовни. На лицевой стороне икона Богородицы с младенцем… Обычно часовни ставили по случаю каких-либо событий или стихийных бедствий. Например, после какого-нибудь страшного пожара.
Возле крайнего дома россыпь яблок. Дерево нависает прямо над проезжей частью улицы…
И дальше дорога…
Чуть в стороне от дороги пруд. Небольшой, но глубокий. И, верно, рыбный. Обратно когда ехал, на плотине рыбак сидел…
И Юльял.
По материалам Потняковской библиотеки.
«Юл–ял» – деревня с Волги. Заселена Марийцами, переселившимся с берегов Левобережьй в XIV–XVI веках во времена завоевания Москвой татарского Казанского ханства – осколка Золотой Орды. Охота, рыбная ловля, бортничество, собирательство даров природы – все это занятия поселенцев, лесных жителей. Здешние леса раскорчевывали под пашни, сеяли рожь, овес, ячмень, лен. В Юльяле были пруды. Они регулярно чистились, охранялись. Рыбы в них было много… По плану 2 пятилетки Юльял должен был сдать государству 15 (!) тонн рыбы…»
Вот такие рыбные места! И жители с Волги, и рыбные богатства почти волжские. Сейчас, поди, в водоемах всей округи и тонну не наловить… И деревня Юльял не единственный пример рыбного тонно-изобилия здешних прудов.