Найти в Дзене
Страницы истории

Частная жизнь фаворита Эрнста Иоганна Бирона. Взлет, семейная «жизнь втроем» и падение

Он был рожден мелкопоместным дворянином, а стал правителем (пусть ненадолго) Российской империи. Он был женат на очень некрасивой женщине, но делил постель с императрицей. Его приговорили к смертной казни, а он прожил 82 года. Эрнст Иоганн Бирон, давший название целому десятилетию – бироновщина.

Эрнст Бирон. Гравюра 1740 года
Эрнст Бирон. Гравюра 1740 года

Начало восхождения

Бирон был из захудалого дворянского рода прибалтийских немцев. Родился он 23 ноября 1690 года и был в семье вторым сыном. Дед Бирона был конюхом, служил при дворе герцога Курляндского - может, от этого Бирон всю жизнь обожал лошадей. Отец его дослужился до офицерского чина. Семья была бедной, и парню рано пришлось самому зарабатывать себе на жизнь – ему даже пришлось шить сапоги. В 1714 году он ездил в Петербург, пытаясь получить место при дворе супруги царевича Алексея. Но получил отказ - из-за своего низкого происхождения.

Пытаясь пробиться наверх, он даже поступил в Кенигсбергский университет, но курс не окончил. Правда, не по причине плохой успеваемости. Как-то ночью шумная толпа подвыпивших студентов затеяла драку с городской стражей, и Бирон угодил под арест. С него требовали уплаты большого штрафа в 500 талеров, но таких денег ни у него, ни у его родных не было. Выручил его граф Петр Бестужев-Рюмин, управляющий двора курляндской герцогини Анны Иоанновны и ее фаворит.

Любвеобильный граф также состоял в любовной связи с сестрой Эрнста Бирона, и та упросила Бестужева помочь брату. Бестужев не только вызволил Бирона из тюрьмы, но и пристроил ко двору герцогини. Так в 1718 году для него началась новая жизнь. Сначала Бирон стал личным секретарем герцогини, затем поднялся до камер-юнкера.

В 1727 году графа Бестужева-Рюмина отозвали в Россию, и Бирон, постоянно находящийся при герцогине, его заменил. Очень быстро он стал для нее не просто любовником, а самым близким человеком, тем плечом, которого ей так не хватала. Он взвалил на себя все заботы по управлению двором, он давал ей дельные советы, касающиеся дел герцогства, он составил ей прекрасную компанию во время отдыха – у них оказалось очень много общих интересов. И герцогиня Анна по-настоящему влюбилась в Бирона, такого видного, уверенного, надежного.

Императрица Анна Иоанновна
Императрица Анна Иоанновна

От имени государыни

В 1730 году Анна по воле случая, а точнее, Верховного Тайного совета, становится русской императрицей. Правда, для этого ей пришлось дать слово, что она навсегда порвет со своим любовником Бироном. Но это было выше ее сил – вскоре Бирон был в Москве. Уже в день коронации, 28 апреля 1730 года, она назначила Бирона обер-камергером «с рангом действительного генерала» и в том же году он получил титул графа Священной Римской империи.

Очень быстро Бирон сосредоточил в своих руках практически всю реальную власть. Он не только оказывал влияние на решения императрицы, он фактически правил за нее. Так, уже через два года он принимал иностранных послов, объясняя им, что действует от имени государыни.

Так 10 лет, с 1730 по 1740 годы, он действовал «от имени государыни».

Мемуарист Манштейн, который в 1736-1744 годах был на русской службе, в своих «Записках о России» писал о фаворите императрицы:

«Бирон не отличался умом, но не был лишен здравого смысла, хотя многие и отказывали ему в этом. К нему можно по справедливости отнести пословицу, что обстоятельства создают человека: приехав в Россию, он не имел ни малейшего представления о политике, но через несколько лет коротко узнал все, что касалось государства. Он чрезвычайно любил роскошь и великолепие, в особенности лошадей».

Герцог Курляндии

Но только власти и могущества Бирону было мало. Его, вышедшего из мелкопоместных дворян, точило чувство собственной неполноценности – ему нужен был достойный титул. И он решил стать герцогом Курляндии. Но это оказалось не так просто — спесивые курляндские дворяне не жаждали видеть во главе своего небольшого края столь безродного герцога. Раз за разом они отклоняли его кандидатуру. Но в 1737 году вдруг единогласно проголосовали за Бирона.

Секрет такого единодушия был прост. Бирон сам на выборы не приехал – он прислал фельдмаршала Ласси и несколько полков. Перед выборами Ласси не стал агитировать за Бирона – он просто поставил перед дворцом десятки снаряженных дорожных кибиток и сказал курляндцам, что они вольны голосовать так, как считают нужным. Но если Бирон не будет выбран в герцоги, они дружно на этих кибитках отправятся прямо в Сибирь. Никто не решился испытывать судьбу.

Зависимый от России польский король Август III тут же признал эту кандидатуру, и с тех пор Бирон стал именоваться «божией милостью Эрнст-Иоганн герцог Курляндский».

В Курляндию Бирон, конечно, не поехал. Он предпочитал править через своих представителей, а сам оставался в Петербурге.

Семейная жизнь втроем

В 1723 году Бирон женился на фрейлине герцогини Анны Иоанновны - Бенигне Готлиб. Бенигна была дочерью курляндского дворянина, и с 1720 года служила фрейлиной при дворе герцогини курляндской Анны. Родители девушки были против этого брака, но зато на него дала согласие герцогиня. Странная это была пара. Он – красавец, атлет. Бенигна же была женщиной болезненной, с лицом, изъеденным оспой.

Бенигна Готлиба Бирон
Бенигна Готлиба Бирон

Одни исследователи считают, что этим браком Анна и Бирон хотели «прикрыть» свои отношения, которые, в таком случае, начались до 1723 года. Другие исследователи считают, что отношения Анны и Бирона начались в 1727 году, после того, как фаворит Анны граф Петр Бестужев-Рюмин был отозван в Петербург. И в действительности брак был по любви. Подтверждением этому служат найденные письма Бирона к Бенигне, датированные 1721 и более поздними годами, в которых он нежно называет ее «единственная избранная душа» («einzige auserwahlte Seele»).

Первые исследователи даже считают, что супруга Бирона из-за своей болезненности была неспособна к деторождению, и трое детей Бирона в действительности рождены Анной, а Бенигна, посвященная в отношения своего мужа и герцогини, только выдавала себя за беременную.

Другие же исследователи считают, что ребенком Анны был только младший сын Бирона - Карл Эрнст, родившийся в 1728 году. Доказательством этому является то, что к этому мальчику Анна относилась с особенной нежностью. Уезжая в Москву из Митавы, она забрала его с собой, и его кроватка стояла в ее опочивальне. Он рос во дворце, избалованный вниманием императрицы.

Когда Анна Иоанновна стала императрицей и вызвала к себе Бирона, он поехал в Россию не один, а со всей своей семьей. И как сам Бирон в день коронации Анны получил придворную должность обер-камергера, так и его супруга Бенигна была назначена статс-дамой и в дальнейшем играла при дворе видную роль.

Еще во время жизни в Митаве Бенигна не только не препятствовала отношениям мужа с герцогиней, но и поддерживала их. Фактически, они жили втроем. Анна Ивановна в семье Бирона обедала и проводила с ними вечера, она даже не имела, как тогда говорили, «собственного стола» - он ей был не нужен. Так они и жили – единой семьей. И также продолжили жить после того, как Анна стала императрицей.

Очень часто они «всей семьей» ходили на прогулки, катались на санях, посещали концерты. Императрица постоянно была окружены семейством Биронов – кто-то из них всегда был при ней, поэтому Бирон всегда был в курсе того, чем занималась или что говорила Анна.

Как отмечал граф Миних:

«Он (Эрнст Бирон) был довольно красивой наружности, вкрадчив и очень предан императрице, которую никогда не покидал, не оставив около нея вместо себя своей жены».

Что касается роли Бенигны, то ее в этом треугольнике нельзя назвать жертвой, вынужденной все терпеть скрепя зубы. Ей очень нравилось ее положение. Она быстро полюбила роскошь, полюбила драгоценности и наряды. Анна Иоанновна относилась к ней как к близкому человеку и часто делала ей дорогие подарки.

Короткое регентство и ссылка

В 1740 году Анна Иоанновна неожиданно умирает. Своим преемником она называет двухмесячного младенца, сына ее племянницы Анны Леопольдовны. Регентом при императоре-младенце она назначает Бирона. Рьяно взявшись за свои обязанности в новом статусе, Бирон теряет бдительность. Вскоре его свергает другой немец, много лет находящийся на русской службе – фельдмаршал Бурхард Миних.

Бирона обвиняют во многих государственных преступлениях, приговаривают к казни посредством четвертования, но потом его милуют и отправляют навечно в ссылку, в сибирский город Пелым (территория современной Свердловской области).

Лишенный имущества, всех чинов и наград, Бирон с семьей и несколькими верными слугами под конвоем отправился в Сибирь. Там его уже ждал дом, построенный для него по проекту Миниха: четыре небольшие комнатки за высоким забором. Порой выдержка оставляла Бирона. Поддавшись тоске и отчаянию, он дважды пытался поджечь ненавистный дом.

Пелымский острог в XVII веке. Гравюра
Пелымский острог в XVII веке. Гравюра

Когда спустя более 85 лет в те края прибыл декабрист А.Ф. Бригген, он записал воспоминания стариков о Бироне:

«…держался весьма гордо, так что местный воевода, встречаясь с ним на улице, разговаривал, сняв шапку, а в доме его не решался сесть без приглашения.»

Конец ссылки

К счастью для Бирона, его ссылка длилась недолго. В декабре 1741 года власть захватила Елизавета Петровна. У Бирона, когда он еще был наверху своего положения, с Елизаветой сложились хорошие отношения – он мечтал женить на цесаревне своего старшего сына Петра, и тем самым тесно породниться с царской семьей, а может даже, основать новую династию. Свадьбы не получилось, но добро Елизавета Петровна помнила. Она заменила ссылку в Сибирь на Ярославль.

Когда Бирон с семьей ехали в Ярославль, по дороге, словно по иронии судьбы, они встретили экипаж, везущий Миниха. Теперь в ссылку в сибирский Пелым направлялся бывший фельдмаршал, виновник свержения Бирона.

Семейство Биронов прибыло в Ярославль. Полную свободу Елизавета им все-таки не предоставила, они жили под охраной солдат и им запрещалось отъезжать от города дальше, чем на 20 вёрст (21,3 км). Но она постаралась сделать их жизнь более приятной. Им доставили два сундука с их одеждой, которую они носили ранее, а также мебель, посуду, книги. Бирон даже получил охотничьи ружья, собак и лошадей. Ему также разрешено было вести переписку.

В Ярославле Бироны прожили 20 лет.

Возвращение в Курляндию

В 1761 году Петр III, проявив свою милость к пострадавшим при прежних правлениях, вызвал Бирона в Петербург и возвратил ему его ордена и знаки отличия, но Курляндского герцогства не вернул.

Герцог Эрнст Иоганн Бирон
Герцог Эрнст Иоганн Бирон

Курляндский трон Бирон получил от Екатерины II. Правда, императрица сделала это при условии, что Бирон будет соблюдать определенные условия: пропускать через свою территорию русские войска, оказывать поддержку православным и построить православный храм, не вступать в отношения с врагами России. Бирон добросовестно выполнял условия, верно служа Екатерине II.

В 1769 году он передал власть своему сыну Петру. В 1772 году в возрасте 82 лет Эрнст Иоганн Бирон скончался. Он погребен в Митаве (современный Елгава на территории Латвии) в герцогском склепе.

Памятник Бирону в Елгаве (бывшая Митава)
Памятник Бирону в Елгаве (бывшая Митава)

Другие статьи про Бирона и его время: