Доброго времени суток!
27 декабря из высшего политического консультативного органа Коммунистической партии Китая (НПКСК) были исключены Лю Шицюань, председатель производителя оружия China North Industries Group (Norinco); Ву Яньшэн, председатель Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC); и Ван Чанцин, заместитель руководителя Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации (CASIC).
Лю Шицюань был назначен председателем Norinco в мае 2022 года (в день завершения операции на «Азовстали»), а до этого возглавлял CASIC.
Международные партнеры CASC и CASIC – «Ростех» и Siemens.
По поводу событий в Китае западная пресса разработала два нарратива:
1. Основной
Из системы госзакупок и контрактов с ВПК исключают всех, кто замедляет темпы и снижает качество подготовки НОАК к тайваньской операции. Руководство Китая прилагает усилия для достижения такой технологической готовности, когда США будет нечем ответить. Т.е. игра на опережение.
2. Вспомогательный
Идет «разматывание» сети ЦРУ и/или МИ-6 в Китае. В предельном варианте, появившемся в The Guardian и Politico, говорится о российской стороне, передавшей в Пекин данные о контактах представителей аэрокосмической отрасли с западными разведками.
см. Январское чтиво. Мировой процесс
Позиция китайской стороны, сообщившей о связях отставленного главы МИД Цинь Гана с Фу Сяотянь, с учетом ее британских и итальянских связей, в большей степени подтверждает версию с МИ-6, чем с ЦРУ.
***
Однако, можно предложить и другие нарративы.
3. Альтернативный
Исключение руководителей Norinco, CASC и CASIC (на качестве и объемах продукции этих корпораций строится планирование тайваньской операции) из НПКСК может быть интерпретировано как разногласия между председателем совета Ван Хунином и премьером Ли Цяном, т.к. все три корпорации подчинены Госсовету КНР через Комитет по контролю и управлению государственным имуществом (SASAC).
«Когда человек долгое время работает ... его мышление постепенно становится фиксированным, и ему не хватает непредубежденности», – записал Ван Хунин в своем дневнике 1994 года. Неустанные, навязчивые призывы к преданности господину Си, исходящие от пропагандистской машины господина Вана, наводят на мысль, что фиксированное мышление – это проблема, которая пронизывает всю систему.
Возможно, Ван Хунин разошелся во взглядах не конкретно с Ли Цяном, а с теми, кто координирует Norinco, CASC и CASIC.
Председатель SASAC Чжан Юйчжо учился в Пекинском университете науки и технологий, проводил исследования в Университете Саутгемптона в сентябре 1992 года (перед сверхважным XIV съездом КПК и выборами в США, на которых проиграл Буш-старший) и был приглашенным научным сотрудником в Университете Южного Иллинойса в октябре 1993 года (в это время Барак Обама читал лекции по конституционному праву в Чикагском институте юридических наук).
Такой нарратив подводит к выводу о том, что в Китае конфликт элит. Возможно, спровоцированный западными разведками. И т.д.
Пользы от такой модели восприятия нет, т.к. она вновь подпитывает фрейм о невероятной крутости Запада и отставании Востока.
Т.е. и альтернативного нарратива в итоге не получилось. Как отмечал Виктор Пелевин – «дискурс – это запрещение бегства». Пытались, но все равно остались в заданных (привычных) рамках.
Давайте все-таки попробуем сконструировать другой нарратив.
4. Оптимистичный нарратив
Возьмем в качестве точки отсчета два поста в telegram-канале SP:
Судя по всему, «Промышленная партия» набирает силу, и Китай удвоит усилия по восхождению по производственной цепочке создания стоимости.
«Промышленная партия» – это политическая организация, которая считает, что промышленность, наука и технологии должны определять будущее Китая. Сторонники считают, что сила Китая заключается в технических навыках его населения, и поэтому отдают предпочтение наукоемким, высокотехнологичным отраслям, а не услугам и инновациям бизнес-моделей.
В этом контексте, отстранение генералов НОАК, назначение нового министра обороны КНР и т.д. могут быть мерами против провокации преждевременной тайваньской операции.
Теперь посмотрим, а кто же может быть лидером «промышленной партии» Китая.
Курировать промышленную политику Китая будет Чжан Гоцин.
…
Чжан работал в государственной оборонной корпорации China North Industries Group Corporation Limited (Norinco Group).
Чжан начал работать менеджером проекта, затем участвовал в операциях компании на Ближнем Востоке, в том числе работал в офисе Norinco в Тегеране. В 1996 году его повысили до вице-президента. В апреле 2004 года он был назначен исполнительным директором China North Industries Group. За это время он также получил докторскую степень по экономике в Университете Цинхуа. С сентября по ноябрь 2001 года он посещал курс исполнительного менеджмента в Гарвардской школе бизнеса.
В этом материале отмечалось, что в 1980-е Norinco поставляла вооружения в Иран, используя, в том числе счета в BCCI.
Успехи китайцев на этом направлении так сильно встревожили американцев, что сначала возникли сделки «Иран-контрас», а потом «Ирангейт» и скандал с BCCI, стоившие переизбрания Джорджу Бушу-старшему. В 2023 году китайские поставки Ирану так сильно встревожили соседние арабские страны, с которыми США уже успели испортить отношения, что Китай начал расширять свои возможности на Ближнем Востоке.
Теперь о военно-технических успехах «промышленной партии»:
Новая технология маскировки крылатых ракет означает потенциальный сдвиг в динамике современных боевых действий и систем противовоздушной обороны.
В декабре газета South China Morning Post сообщила, что разработанная Китаем позолоченная камуфляжная завеса может изменить облик войны, сделав крылатые ракеты похожими на пассажирские самолеты на экранах радаров.
SCMP отмечает, что технология может сбить с толку дорогостоящие системы противовоздушной обороны и значительно сократить время, доступное военным командирам для реагирования.
Источник отмечает, что технология была разработана исследовательской группой на северо-западе Китая, которая опубликовала свою работу в рецензируемом Китайском журнале радионауки в ноябре.
В нем говорится, что проект является частью продолжающихся усилий Китая по созданию широкого спектра способов проникновения в системы противовоздушной обороны Первой островной цепи, Гуама, или даже на территории США.
…
Источник сообщает, что США уже используют радиолокационные отражатели на некоторых своих ракетах, таких как миниатюрная воздушная приманка ADM-160 (MALD), чтобы они выглядели как самолеты на экранах радаров. В нем также говорится, что военные самолеты-невидимки, такие как истребитель F-22 и бомбардировщик B-2, также большую часть времени оснащены съемными отражателями, известными как линзы Люнебурга, чтобы они могли стать видимыми для гражданских авиадиспетчеров и скрыть их фактическую радиолокационную заметность.
…
Крылатые ракеты-невидимки могут позволить Китаю нанести обезглавливающий удар по Тайваню, при этом ракетные удары уничтожат важнейшее военно-политическое руководство и инфраструктуру Тайваня, одновременно быстро перебрасывая войска через Тайваньский пролив для оккупации самоуправляющегося острова до того, как США и их союзники смогут предпринять ответные действия.
…
Помимо маскировки крылатых ракет под пассажирские самолеты, другие разработки Китая в области стелс-технологий могут подорвать возможности Тайваня вести нерегулярную войну, если попытки воссоединения Тайваня приведут к затяжной партизанской войне.
…
Также возможны серьезные последствия, если китайская стелс-технология получит распространение в международной торговле оружием и на черных рынках.
Нилантан Нирутхан также говорит, что распространение стелс-технологий может даже привести к новым войнам чужими руками, поскольку сама их природа поддается правдоподобному отрицанию.
Из-за этого он отмечает, что небольшие государства, столкнувшиеся с мятежами, поддерживаемыми более богатыми государствами, могут столкнуться с большими проблемами, поскольку повстанцы могут быть снабжены передовыми технологиями скрытности их покровителями, и даже негосударственные субъекты могут приобрести технологии скрытности на нелегальном рынке.
Кроме успехов есть и ряд объективных препятствий:
Китай пообещал ввести санкции против Lockheed Martin, крупнейшего в мире и Америке оборонного подрядчика, в пятый раз после того, как 16 декабря Вашингтон одобрил сделку по поставкам вооружений на 300 миллионов долларов, которая свяжет тактическую информационную систему Тайваня с системами союзников по НАТО.
Новая система поможет улучшить командные, контрольные, коммуникационные и компьютерные возможности Тайваня (C4) и повысить оперативную готовность к отражению текущих и будущих угроз, сообщает Агентство Пентагона по сотрудничеству в области оборонной безопасности.
…
Министерство обороны заявило, что новая система тактической информации поможет Тайваню повысить осведомленность о поле боя. Оно заявило, что ожидает, что продажа «вступит в силу» через месяц.
Источник сообщил Reuters, что существующая на Тайване система Syun A, которая находится на вооружении более десяти лет, не может легко взаимодействовать с оборудованием неамериканского производства, таким как истребители местного производства. Источник сказал, что совместные боевые возможности тайваньской системы C4 недостаточны.
Сообщается, что система Syun A не может интегрировать данные с радиолокационной системы дальнего обнаружения, расположенной в северных горах острова.
Тактическая сеть передачи данных Link 16 с пониженным рейтингом также несовместима с оборудованием неамериканского производства, включая тайваньские истребители местной обороны, фрегаты французского производства класса La Fayette и истребители Mirage 2000. Link 16 - это стандартизированная военно-тактическая сеть передачи данных, используемая союзниками США и НАТО.
Растет разрыв между амбициями правительства Китая в области промышленной политики и его способностью их реализовать. По мере расширения технологических целей промышленной политики Китая возрастает и проблема точного определения направлений и измерения результатов.
Эта сложность также расширила возможности для оппортунистического поведения со стороны фирм и местных органов власти.
Проведенное в 2023 году исследование субсидий, основанных на количестве, в рамках гетерогенных инноваций разработало шумпетерианскую модель роста, анализирующую прямую взаимосвязь между промышленной политикой Китая и ее влиянием на экономический рост.
…
Эта гипотеза осложняется результатами, которые указывают на то, что государственные субсидии в Китае оказывают положительный прямой эффект на производительность субсидируемых фирм, но оказывают негативное косвенное влияние на несубсидируемые фирмы, работающие в рамках того же кластера.
Отрицательный косвенный эффект имеет тенденцию доминировать, обнажая неудобную реальность промышленной политики – то, что выгоды для одной отрасли или фирмы могут быть получены за счет другой. Эти негативные побочные эффекты могут даже распространяться через границы.
В таких странах, как Индонезия, Вьетнам, Таиланд, Малайзия и Китай, часто используемая промышленная политика включает в себя вливание капитала и пакеты акций, антидемпинговые меры, налоговые льготы или льготы по социальному страхованию, государственные займы и финансовые гранты.
Возрождение промышленной политики обусловлено несколькими причинами. Экономические потрясения, такие как мировой финансовый кризис и пандемия Covid-19, усилили потребность в государственном вмешательстве.
Недавнее законодательство США, касающееся инфляции, цепочек поставок полупроводников и занятости, является важным фактором промышленной политики. Это также относится к промышленному плану ЕС «Зеленый курс» и инициативе «Сделано в Китае до 2025 года». Такое принятие промышленной политики крупными экономическими державами побудило другие страны последовать их примеру.
В то же время глобальная торговая система стала более фрагментированной, а ВТО ослабла. Страны-члены ввели торговые меры, которые юридически не соответствуют правилам ВТО.
Неправильное прочтение политиками истории также вернуло популярность промышленной политике. Ложная вера в то, что более богатые страны добились успеха, потому что они защитили производство, придала респектабельность аргументам в пользу промышленной политики. Промышленная политика также связана с политическими повестками дня.
***
Любой «промышленной партии» (в любой стране) необходимо учитывать множество факторов и внимательно отслеживать/корректировать (по возможности и необходимости) динамику мировых процессов.
Поэтому интерпретация событий в Китае может быть и такой:
Ван Хунин, Ли Цян и Чжан Юйчжо одобрили все рекомендации Чжан Гоцина и помогли ему усилить власть/контроль в сфере оборонных закупок и исполнения государственных контрактов.
В итоге Китай может преодолеть бюрократические барьеры и быстрее реализовать все актуальные наработки, включая стелс-технологии.
На этом фоне очень интересно прочитать интервью первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Ниже идет подробное цитирование с разметкой наиболее важных смысловых блоков:
Мы должны понимать, что живем в условиях новой нормальности, а не исходить из того, что было «до». И должны исходить из того, что ситуация, в которой мы находимся, с ограничениями, всерьез и надолго. Это касается не только санкций, это касается большого количества процессов, которые происходят в мире. Для США есть целый ряд вызовов. Для Китая есть вызовы. Для нас. Это все новая ситуация, она продлится ближайшее десятилетие точно. Нужно из этого исходить и в ней искать точки балансировки, равновесия.
…
В 1990-е годы то, что происходило с наукой, можно свести к трем крупным трендам. Первый – это распад крупных научных структур: российская наука, в отличие от советской, потеряла способность решать стратегические научные задачи. Второй – отделение науки от производства, наука стала сдвигаться в сторону фундаментальной, а производство – жить своей жизнью. Их стыковка, которая необходима для высоких переделов, для создания промышленных образцов, просто исчезла. И третий: наука стала выполнять социальную функцию поддержки жизнеобеспечения научных работников.
То, что было сделано в первой половине 2000-х годов, эту деградацию остановило. Более того, во второй половине 2000-х годов были созданы практически все необходимые институты национальной инновационной системы: венчурные фонды, защита прав интеллектуальной собственности и другие.
Но у любой медали есть обратная сторона. Встраивание в уже сложившееся научно-техническое пространство имело два крупных негативных последствия. Во-первых, для бизнеса оптимальным решением стало не обращение к науке, доведение научных исследований до технологии и затем их внедрение, а покупка готовых технологий за рубежом – как правило, в виде оборудования. Зачем идти на большие риски и поддерживать ученых? Не понятно, что они принесут и за какие деньги, когда можно купить готовое технологическое решение либо оборудование, которое наладят, установят и научат, как им пользоваться.
Вторая часть платы за встраивание в мировую науку связана с технологическими стартапами, которые являются одним из основных двигателей технологического развития: в Китае, в Соединенных Штатах Америки, в Европе, везде. Но когда технологические стартапы доходят до определенного уровня, они начинают искать источники финансирования. А источники финансирования в такой мировой моноцентричной научно-технической системе находятся ближе к ее центру, отнюдь не в России. Там и дешевле, и правила устоялись. В результате российские стартапы вырастали и переезжали за рубеж – так была устроена система мотивации.
Когда начались санкции, когда Россию попытались изолировать от мирового научно-технического пространства, – впервые возникла тема технологической политики. До 2022 года, по большому счету она не существовала, хотя изменения трендов начались уже после 2014 года – по поддержке своих технологических разработок, по переходу от закупки импортного оборудования на собственные технологии.
Теперь возникло несколько направлений, которые сведены в Концепцию технологического развития. Важный вопрос – откуда берутся технологические приоритеты.
Ответ состоит из двух частей, все зависит от того, о каких технологиях идет речь. Первая – нужны собственные линейки высокотехнологичной продукции: авиация, судостроение, электроника, станки, дизели, турбины и прочее. Если эта продукция нужна, значит, мы должны уметь ее делать. Это первый источник технологических приоритетов – мегапроекты, или проекты технологического суверенитета, как они в проекте закона называются. Они порождают технологические карты, первичные технологии, чтобы не путали с другой ветвью, назвали их критическими технологиями.
Второй источник технологических приоритетов – технологии завтрашнего дня. По большому счету для производства самолета искусственный интеллект не очень нужен, квантовые вычисления совсем не нужны. Но все страны включились в гонку, причем очень жесткую, в области искусственного интеллекта, квантовых вычислений, биотехнологий, новых материалов и т. д. Этих технологий ограниченное число, полтора десятка, но они будут формировать производственные системы через 5, 10, 15 лет.
…
Мы говорим «технологическая сингулярность» – она наступит, когда появление новых технологий будет опережать способность их даже осмыслить. Мы окажемся в таком сплошном потоке технологических изменений, как сейчас информационный поток. Это еще не скоро произойдет, но технологии завтрашнего дня уже разрабатываются.
Этот второй источник технологических приоритетов назвали сквозными технологиями, чтобы отличать от критических. Здесь уже не мегапроекты, а форсайт: собираются эксперты вместе с учеными, вместе с бизнесом и начинают по определенным методам их отбирать.
Отдельная история – это понимание собственных линий разработок. Если мы говорим о том, что хотим управлять технологиями и на выходе иметь высокотехнологичный промышленный образец, то национальные компании должны контролировать всю цепочку, как минимум ключевые ее элементы. Если в этой цепочке выпадет какой-то блок, остается большая уязвимость.
Еще один момент – как устроены мегапроекты, которые порождают перечни критических технологий. Пришли к определенной модели: это должны быть крупные проекты, поставили отсечку 10 млрд руб. И это обязательно проекты, где есть off-take, гарантированный спрос. Без него крупные проекты «не летают». И должен быть обязательно субъект этого гарантированного спроса. Как правило, это госкорпорации.
Изначально в этой сфере сильный перекос в сторону производства – «мы сейчас вам сделаем, а вы берите». Но в результате заказчики почему-то не очень хотят «брать»: нет запчастей, низкая надежность, ремонтопригодность, в эксплуатации дорого. Но это же все вещи, которые решаются на стадии проектирования. Поэтому off-take – это первое условие.
Второе условие – наличие одного или двух головных производителей, как в гособоронзаказе, которые заключают договор с заказчиками о производстве конкретных изделий с параметрами качества, цен, сроков выведения на рынок. У этих производителей есть одна очень важная функция: они должны сформировать систему производственной кооперации и систему технологий, чтобы понять, чего им не хватает. Третье: когда все сделано, нужно «накрыть» долгосрочный заказ мерами поддержки: субсидирование процентных ставок, СПИКи и так далее. Все механизмы есть. Далее понимаем, какая нужна нормативка. Регуляторика, если это новая продукция, как, например, беспилотники. Там 40% всех мероприятий – это структурирование нового рынка, создание правил с учетом появления такой продукции. Еще один элемент – заказ на кадры и компетенции. Это касается прежде всего эксплуатантов техники и ее производителей, как только выходим в относительно большую серию. Возникает системная задача, которая должна быть спроектирована, описана, оцифрована и профинансирована.
Ошибки до сих пор состояли в том, что из этого многообразия составляющих брались отдельные кусочки и начинали ими заниматься. Как правило, это было производство. Получалось ненадежно, дорого и часто убыточно для самих производителей.
…
Сейчас эта вся история осмыслена, методологически оформлена, определены первые 11 мегапроектов. Под них заложены деньги, меры поддержки, определены цели. Один из них – беспилотники.
…
В значительной мере риски снимаются выстраиванием взаимодействия между заказчиком и головным исполнителем. Нужно, по сути, три параметра. Первый – это понятные технические характеристики — к примеру, скорость, дальность. Второй – цена. Третий – скорость выведения на рынок, четвертый – стоимость в эксплуатации. Если по этим параметрам договорились, то мы говорим о рисках совсем другого уровня – как вписаться в обозначенную рамку.
Что касается электроники, опуская технологические вопросы, проблема номер один – в эффекте масштаба. Чтобы иметь дешевый чип, нужно выходить на мировой рынок, чтобы обеспечить конкурентоспособную цену. Почему американцы не могут это сделать (они сейчас программу объявили, чтобы освободиться от зависимости в части производства полупроводников в Китае и Юго-Восточной Азии)? Потому что китайцы, корейцы, малазийцы делают их дешево. Вторая проблема связана с электронным машиностроением, с оборудованием для производства чипов – некоторые виды такого оборудования делают одна-две компании в мире. Мы впервые погрузили производство такого оборудования в запущенный недавно мегапроект по микроэлектронике.
…
Рынок [электроники] есть. Если расширить его за счет электронных компонентов и радиоэлектроники – радиопродукции, IT, телекоммуникационное оборудование – рынок колоссальный. Но он занят. Чтобы вписаться в этот рынок, нужно произвести чип стоимостью, сопоставимой со стоимостью китайского. Чтобы его произвести, нужно иметь большие объемы. Для больших объемов нужно иметь рынок. Получается замкнутый круг.
[Как его разорвать?] Сначала через большие субсидии, через увеличение объемов, качества, частично – выхода на дружественные мировые рынки и так далее. Это серьезная работа – в микроэлектронике она проделана, все учтено в новом мегапроекте по микроэлектронике.
…
Если нам это оборудование критически нужно, потому что иначе нам его просто никто не продаст и мы окажемся в сложной ситуации, то вопрос цены не стоит. Придется субсидировать, пока не научимся делать, потом пытаться цену снизить.
…
Но основная проблема не в этом: дело в том, что патенты, технологии, защищенные патентами, – это технологии вчерашнего дня. Это уже то, что изобретено вчера и позавчера. Нужно создать систему разработки своих технологий и защищать ее патентами.
Мы до сих пор не превратили или плохо превратили объекты интеллектуальной собственности, в экономические активы. Например, использовать патент в качестве залога очень сложно. С Банком России по этому поводу идут длительные дискуссии.
Есть и в Москве, и в Татарстане эксперимент. Продолжаем работать над этой темой.
…
Я не сторонник слишком радикальных действий – во многих случаях они оборачиваются против нас самих. Либо эту продукцию потом не сможем экспортировать, потому что нет чистоты защиты РИД, либо породим недоверие у собственных инвесторов к инвестициям в исследования и разработки. Лучше стараться договариваться.
…
Новые технологии часто зарождаются в системе технологических стартапов. На сегодняшний день удалось законодательно зафиксировать понятие «малые технологические компании». Это нужно, чтобы дальше выстраивать под них среду, экосистему поддержки их роста и развития. Переходим на реестровую модель их поддержки. Если бизнес соответствует признакам малой технологической компании, он получает право быть в реестре, и вокруг этого реестра будем создавать экосистему. Это витрина для инвесторов – венчурных фондов и всех остальных, и меры поддержки. Реестр в принципе уже создан – думаю, что в нем будет в 2024 году порядка 4 тыс. малых технологических компаний. Это достаточно много. Для того чтобы развивать эту сферу, нужно проработать целый ряд условий. Один из важнейших – это классификатор технологий. А мы не умеем, нет языка для описания технологий: либо сваливаемся в науку, либо – в производство. Нужен свой язык. Иначе описание того, куда вкладывать деньги, что защищать, никак не сформулировать.
Технология в общем виде – это способ одновременного или последовательного соединения ресурсов для получения чего-то другого, эффекта, результата или ресурса. По сути дела, речь о классификации различных способов соединения и переработки ресурсов. Это сложная работа. Занимаются этим одновременно «Сколково» и Высшая школа экономики. Думаю, что за полгода увидим результаты.
…
Правительство отвечает за экономический рост в первую очередь – и за экономическое развитие, и за социальное развитие в более широком смысле. А Банк России больше отвечает за инфляцию.
Ее [эту рамку] опасно колебать. Эти колебания могут привести к нервозности инвесторов, операторов экономической деятельности, компаний. Эта «штука будет посильнее, чем "Фауст" Гете», чем самые радикальные налоговые изменения. Это все очень тонкая, деликатная вещь, и здесь надо лучше действовать в тех правилах, которые есть.
…
Здесь нет универсального ответа. Здесь надо все это искать, в каждый момент времени исходя из видения ситуации и понимания того, что будет дальше.
Откуда берется инфляция? Мы видим, что номинальная заработная плата растет на 13–14%. Почему она растет? Дефицит рабочей силы. Может ключевая ставка остановить рост номинальной заработной платы? В принципе может. Но очень нескоро. Почему? Потому что в значительной мере номинальная заработная плата, как и все производство, опирается на кредиты. А с кредитами действительно проблема. Они растут двухзначными цифрами в среднем на 20–25%, некоторые виды даже до 30% годового роста объемов доходят. И это, конечно, очень много.
…
Есть понятие базовой инфляции – без учета цен топлива и сезонных продуктов питания. И если мы с вами убираем сезонные продукты, то рост цен на продукты питания будет по итогам года на уровне 6%. По непродовольственным товарам будет еще ниже – порядка 5,5%, в услугах еще ниже – 4% примерно (там регулируемые услуги держат рост цен). Таким образом, по итогам года базовая инфляция составит не 7,5–8%, а порядка 5,5%.
К чему может привести рост процентной ставки? Если экономика в определенной степени перегрета, с этим можно бороться путем увеличения производства, а можно – сдерживанием спроса. И если уж заниматься сдерживанием спроса – нужно избежать жесткой посадки – прекращения роста в первом квартале 2024 года и выхода по итогам года следующего примерно на 0,5–1,5% роста ВВП.
Жесткая посадка будет означать, что мы отключаем инвестиции в первую очередь, вложения в замещение импорта. Стоимость импортных товаров начинает расти. Спрос, конечно, сжимается, но и производство останавливается. Экономика, конечно, приходит к точке равновесия, неизбежно придет, но только это будет нулевой рост или 0,5% роста ВВП, сокращение импорта, возврат безработицы в 4%.
Мягкий выход состоит в том, чтобы поддерживать прежде всего импортозамещение и переориентацию экспорта на новые рынки, которые в 2023 году наметились, хотя бы это защитить. Это селективная работа, структурная.
К примеру, у Банка России есть линия льготного кредитования МСП. Надеюсь, что и по экспорту она появится – остатки субсидий не выбраны, лимит остался. Но это уже вопрос переговорный и счетный. Развилка сейчас – либо жесткая посадка, либо посадка мягкая, с сохранением процессов импортозамещения и экспорта в первую очередь, с сохранением опережающего роста инвестиций на 3–4% в год.
…
Мы достаточно переструктурировали нацпроект поддержки экспорта с учетом того, что в следующем году он заканчивается. Вместе с Минфином сделана проектировка до 2030 года. В чем состоят основные инновации. Первое – это приоритетная поддержка несырьевого неэнергетического экспорта на рынки дружественных стран. Включая выход на иностранные маркетплейсы. Второе – это поддержка развития российских зон присутствия за рубежом.
…
Когда мы говорим «нас не пускают на рынок Европы, где мы раньше были, и нам нужно выходить на рынки дружественных стран», мы должны четко понимать, что на рынках дружественных стран нас никто не ждет. Эти рынки заняты либо товарами самих дружественных стран, либо их конкурентами – теми же европейскими товарами. Можем, конечно, делать круглые глаза: «Мы, что будем поддерживать прохождение наших товаров на маркетплейсы?» Но если не будем – наших товаров там не будет.
Сейчас российских товаров нет в Китае, нет в Индии, нет во Вьетнаме. Они только-только начинают появляться – нужно создать давление, чтобы товары туда прошли. Создать конкурентные преимущества у наших производителей, да простят меня адепты ВТО.
Третье – это логистика. Изменилось транспортное плечо, изменились транспортные затраты, логистические затраты. Одно дело везти грузы в Европу через Роттердам, а другое дело – в Юго-Восточную Азию, в Китай, в Индию, в Центральную Азию: затраты другие. Чтобы хотя бы выровнять доходность, нужно прилагать немалые усилия. Пример, это лес Северо-Запада, который напрямую субсидировали, чтобы он по Восточному полигону мог проехать.
Четвертое, в значительной мере связанное с первым, – это узнаваемость российских брендов. Экспорт идет за брендами. Сначала нужно запустить бренд «Сделано в России», а затем наполнять «Сделано в России» конкретными марками, видами продукции. Впервые такую программу запустили вместе с Российским экспортным центром – только в 2023 году она начала работать в нескольких странах, в том числе в Китае.
И пятое – это поддержка экспорта малых компаний. Здесь у нас огромные резервы, огромные, потому что количество экспортеров среди малых компаний – всего 2%. Я не считаю сейчас все эти торговые дома, я говорю о самих производителях. Они начали развиваться. Для этого запустили сеть центров поддержки экспорта в регионах, в работу всерьез включились губернаторы – есть полтора десятка регионов, где губернаторы лично занимаются этими центрами. Есть соответствующая договоренность с РЖД – они в экспериментальном порядке формируют поезда, контейнерные, перевозят товары малого бизнеса в эти сопредельные страны.
…
Где-то в районе 2012 года, когда я был министром экономического развития, была очередная поездка наших коллег в Женеву – они в ВТО периодически ездили, курсы всякие проходили. Они приезжают и говорят: «Такая откровенная лекция, – рассказали, что ВТО – про то, как старые члены собирают с новых. Поэтому ВТО будет существовать до тех пор, пока все не соберутся там. Вот вы туда вступили одни из последних». И определенная доля правды в этом была.
…
В мировой экономике с начала 1990-х годов сложился треугольник, одной из вершин которого был Китай, другой – ЕС, третьей – США. ЕС и США открыли свои рынки китайским товарам, и за очень короткое время китайский экспорт вырос туда и туда начиная с нуля до примерно $600 млрд. В обмен на это Китай, который имеет очень высокую норму сбережений, финансировал американскую экономику через госдолг США. Госдолг США в резервах Китая дошел до $3,5 трлн, и они стабилизировались – это случилось примерно в середине 2000-х годов. Уровни проникновения китайских товаров на рынки Евросоюза и США тоже стабилизировались и даже немножко начали снижаться.
В США шла в последние годы достаточно интенсивная дискуссия, и, по сути дела, достигнут консенсус между республиканцами и демократами: господство США в мире должно быть сохранено, но инструменты этого господства от торговых переходят к технологическим. Нужно выстраивать технологические альянсы, в которые будут входить союзники США, внутри этих технологических альянсов будут выстроены производственные технологические цепочки, доступ к технологиям снаружи будет ограничен. Сейчас в США, как известно, делаются попытки ограничить доступ к этим технологиям для Китая. И перечень технологий, вокруг которых будут выстраиваться альянсы стран, тоже более или менее очерчен. Это ИИ, полупроводники, космос, связь, медицинские технологии, биотехнологии, новые материалы, беспилотники, роботы.
На горизонте пяти-десяти лет крупная национальная экономика, как Россия, какую стратегию должна принять? Или США, или Китай? Ответ на этот вопрос достаточно прост: нужно обеспечить стратегическую устойчивость, а она достигается только путем формирования устойчивых страновых альянсов.
Поэтому суть стратегии России – это выстраивание альянсов с опорными дружественными странами.
Ключевой вывод: от оптимального встраивания в систему глобального разделения труда мы переходим к формированию стратегической устойчивости.
…
Скорее речь может идти о взаимопроникающей системе альянсов. Когда разные крупные игроки входят в разные альянсы, многосторонние и двухсторонние. И вот эта сетка, которая формируется, и есть то, что мы называем многополярным миром.
…
Это будет компаниям сложно, потому что правила формирования альянсов разные и универсальных правил может и не быть. Но, безусловно, при благоприятном развитии ситуации мир будет идти к выработке универсальных правил. Потому что альтернатива этому – высокие риски сваливания в хаос. Должен быть сильный модератор у этой конструкции, Организация Объединенных Наций, и должен сохраняться баланс сил.
***
Содержательное интервью первого вице-премьера позволяет с обоснованным оптимизмом смотреть на 2024 год.
Изменений впереди будет много и пусть они развиваются по наиболее благоприятному для всех нас сценарию!